Бразилия
Бразилия первой из стран Южной Америки попыталась в начале XX века создать современный флот. В 1904 г. была принята кораблестроительная программа, по которой предполагалось построить 2 дредноута, 2 легких крейсера, 10 эсминцев и 3 ПЛ. Вслед за самыми мощными кораблями на момент постройки, «Минас-Жераис» и «Сан-Паулу», бразильское правительство заказало еще более сильный дредноут, «Рио-де-Жанейро». Однако недостаток средств не позволил осуществить планы полностью. Третий линкор пришлось продать еще в стадии строительства Турции, а с началом войны он был реквизирован Англией («Эджинкорт»). Экономическое положение страны все более ухудшалось, сопровождаясь рядом мятежей на флоте и в армии, и развитие ВМС прервалось почти на полвека.
24 октября 1917 г. Бразилия вступила в войну с Германией и ее союзниками. Отряд в составе двух крейсеров и четырех эсминцев патрулировал в течение трех месяцев район Атлантического океана к западу от африканского побережья, а оба дредноута были отправлены в США для ремонта с целью включения их в состав Гранд Флита. В качестве «приза» за участие в войне Бразилия получила 2 германских ЭМ и 43 торговых судна, интернированных в бразильских портах в октябре 1917 г.
Линейные корабли типа «Минас-Жераис» — 2 ед.
«Минас-Жераис» (Minas Gerais) Арм 17.4.07/10.9.08/6.1.1910 слом. 1953.
«Сан-Паулу» (Sao Paulo) Бар 30.4.07/19.4.08/8.7.1910 погиб 1951
19300/21200 т, 165,5x25,3x7,6 м. ПМ - 2, 18 ПК. 23 500 л.с = 21 уз. Броня: пояс до 229 мм, башни до 305 мм, палуба до 57 мм, рубка 305 мм. Эк. 900 чел. 12-305 мм/45, 22-120 мм/50, 8 МК.
На момент постройки — наиболее сильные дредноуты в мире, на короткое время формально поставившие Бразилию в ряд ведущих морских держав. В отличие от подавляющего большинства линкоров этого класса имели не турбины, а паровые машины. Отличались оригинальной системой бронирования, основу которой составляла бронированная до верхней палубы цитадель, прикрывавшая основания всех башен ГК, вспомогательную артиллерию и машины. «Сан-Паулу» пропал без вести при буксировке в Европу на слом.
Броненосцы береговой обороны типа «Деодоро» — 2 ед.
«Деодоро» (Deodoro) Сен 18.6.98 продан Мексике в 1924
«Флориано» (Floriano) Сен 6.7.98 искл. 1936
3160т, 81,5x14,4x4,2 м. ПМ - 2, 8 ПК. 3400 л.с = 15 уз. Броня: пояс до 350 мм, барбеты до 220 мм, рубка 100 мм. Эк. 200 чел. 2 - 240 мм, 4 -120 мм, 6 МК, 2 ТА 457 мм подв.
Типичные ББО французского типа с низким бортом, длинными надстройками и расположенными близко к оконечностям одноорудийными башнями ГК. Построены во Франции, но вооружены английской артиллерией (фирмы «Армстронг»). Имели толстый, но очень узкий броневой пояс, скошенный к нижней кромке. Некогда наиболее современные бразильские броненосцы, они полностью устарели к 1-й мировой войне.
Легкие крейсера типа «Байя» — 2 ед.
«Байя» (Bahia) Арм 19.8.07/20.4.09/1910 погиб 4.7.1945
«Риу-Гранде ду Сул» (Rio Grande do Sul) Арм 30.8.07/20.1.09/1910 искл. 1948
3100 т, 115,8x11,8x4,4 м. ПТ-3, 6 ПК. 18000 л.с = 26,5 уз. Броня: палуба 19 мм, рубка 76 мм. Эк. 350 чел. 10—120 мм, 6 МК, 2 ТА 457 мм надв.
Проект разработан на основе английских крейсеров типа «Эдвенчер». Наиболее быстрые корабли своего класса на момент вступления в строй (на испытаниях превысили 27 уз). Составили основу бразильского патрульного отряда в 1917-1918 гг. В 1925 г. модернизированы с установкой новых машин и котлов; скорость возросла до 28 уз.
Бронепалубный крейсер «Альмиранте Баррозо» — 1 ед.
«Альмиранте Баррозо» (Almirarrte Barrozo) Арм 25.8.96 искл. 1931
3440 т, 100,6x13,3x5,2 м. ПМ - 2, 4 ПК. 7500 л.с = 20 уз. Броням палуба до 88 мм, рубка 102 мм. Эк. 366 чел. 6 — 152 мм/40, 4—120 мм/40, 4 МК, 3 ТА 457 мм подв.
Построен в Англии по проекту, аналогичному чилийскому «Министро Сентено», но в отличие от него имел смешанное вооружение из 152-мм и 120-мм орудий. Два других корабля того же типа, «Амазонас» и «Альмиранте Абреу», также строившиеся «Армстронгом» для Бразилии, проданы США еще до окончания постройки и стали одними из наиболее удачных крейсеров Соединенных Штатов («Нью-Орлеан» и «Олбани»).
Бронепалубный крейсер «Република» — 1 ед.
«Република» (Republics) Арм 26.5.1892 искл. 1921
1300 т, 64x10,7x3,9 м. ПМ — 2, 2 ПК. 3800 л.с = 17 уз. Броня: палуба до 51 мм. Эк. 160 чел. 6-120 мм/40, 4 МК, 3 ТА 356 мм надв.
Малый крейсер со стальным корпусом, близкий к канонерским лодкам, но весьма удачный для своего времени. Проект фирмы «Армстронг». Вооружен скорострельными орудиями.
Учебный крейсер «Бенжамен Констан» — 1 ед.
«Бенжамен Констан» (Benjamin Constant) Сен 1892
2750 т, 72x13,6x3,9 м. ПМ — 2. 15 уз. Броня: палуба 51 мм, рубка 84мм. Эк. 216 чел. 4-152 мм/40, 8-120 мм/40, 2-76 мм, 4 МК, 4 ТА 457 мм надв.
Построенный во Франции по специальному проекту для Бразилии, «Констан» официально числился учебным кораблем, но имел достаточно мощное для своего времени вооружение и может рассматриваться как крейсер. В то же время малая скорость и слабое бронирование резко снижали его боевые качества.
Учебный крейсер «Тамандаре» — 1 ед.
«Тамандаре» (Tamandare) Рио 1890 искл. 1919
4730 т, 89,7x14,4x6,1 м. ПМ - 2. 7500 л.с = 17 уз. Броня: палуба 40 мм, рубка 51 мм. Эк. 400 чел. 10-152 мм/40, 2-120 мм/40, 10 МК.
Один из немногих кораблей, построенных в Бразилии. Имел парусное вооружение по типу барка. Корпус обшит деревом. Расположение артиллерии было неудачным: часть 6-дюймовых орудий находилась в небронированной батарее в центре корпуса и имела плохие углы обстрела.
Эскадренные миноносцы типа «Пара» —10 ед.
«Пара» (Яр 14.7.08-искл. 1933), «Пиуай» (Яр 7.9.08 —искл. 1944), «Амазонас» (Яр 21.11.08 - искл. 1931), «Мату Гроссу» (Яр 23.1.09- искл. 1946), «Риу-Гранде ду Норте» (Яр 4.1909- искл. 1944), «Параиба» (Яр 18.5.09 - искл. 1944), «Алагоаш» (29.7.09 -искл. 1939), «Санта-Катарина» (Яр 26.10.09 —искл. 1944), «Парана» (Яр 27J.10 —искл. 1933), «Сергипе» (Яр 25.5.10-искл. 1944).
560 т, 73,2x7,2x2,4 м. ПМ - 2, 2 ПК. 8000 л.с = 27 уз. Эк. 130 чел. 2-102 мм, 4 МК, 2 ТА 457 мм надв.
Аналогичны британским ЭМ класса «Ривер», обладали отличной маневренностью и той же скоростью, что и новые бразильские крейсера. «Пиуай», «Риу-Гранде ду Норте», «Параиба» и «Санта-Катарина» входили в состав отряда, патрулировавшего воды Атлантики между Бразилией и Африкой в 1917 — 1918 гг.
Миноносец «Гояш» — 1 ед.
«Гояш» Яр 1907 искл. 1933
150 т, 46,3x4,7x1,3 м. ПМ - 3, 2 ПК. 950 л.с = 26 уз. Эк. 30 чел. 2-47 мм, 2 ТА 457 мм надв.
Малый миноносец, пришедший к моменту вступления в войну в полную негодность, однако продолжавший числиться в списках флота.
Подводные лодки типа F — 3 ед.
F1, F3, F5 Фиат 1913 искл. 1933
250/305 т, 46x4,4x3,7 м. Диз.- 2,~ЭД- 2. 700/500 л.с. = 13,5/8 уз. Эк. 20 чел. 2 ТА 457 мм.
Бразилия стала второй после Перу страной Латинской Америки, получившей достаточно современные подводные лодки. Построены в Италии фирмой «Фиат-Сан-Джорджио» (г.Специя) по программе 1904 г. Для их обслуживания также в Италии было заказано судно-база «Сеара».
Торпедно-канонерские лодки типа «Тамойо» — 3 ед.
«Тамойо» |
Крупп |
1898 |
искл. 1920 |
«Тупи» |
Крупп |
1893 |
искл. 1919 |
«Тимбрия» |
Крупп |
1893 |
искл. 1919 |
1010 - 1065 т, 76,1 - 81,2x8,8 - 9,4x3,0 - 3,1 м. ПМ - 2. 6500 -7000 л.с. = 22,5-23 уз. Эк. 110 чел. 2-105 мм, 6 - 57 мм, 2 МК, 3 ТА 356 мм надв.
Построены в Германии: вступили в строй в 1897 — 1900 годах. «Тамойо» имел более узкий и длинный корпус и в результате — более высокую скорость при меньшей мощности машин. Мореходные торпедные корабли, имевшие поворотные торпедные аппараты на верхней палубе и скорострельную артиллерию немецкого производства.
Торпедно-канонерская лодка «Густаво Сампайо» — 1 ед.
«Густаво Сампайо» Арм 1893 искл. 1919
480 т, 60x6,1x2,6 м. ПМ - 2. 2000 л.с. = 18 уз. Эк. 60 чел. 2-102 мм, 4 МК, 3 ТА 356 мм надв.
Корабль популярного в конце XIX века в Англии типа, заложенный фирмой «Армстронг» под названием «Аврора». Переименован при покупке Бразилией в 1893 г.
Торпедно-канонерская лодка «Тирадентес» — 1 ед.
«Тирадентес» Арм 1893 искл.1919
800т, 50,3x9,1x3,3 м. ПМ - 2. 1650 л.с. = 14,5 уз. Эк. 110 чел. 4-120 мм, 3 МК, 2 ТА 356 мм надв.
В отличие от предыдущего типа «Тирадентес» имел сильное вооружение из скорострельных орудий фирмы «Армстронг». Мощная артиллерия и малая скорость делают его весьма близким к чистым канонерским лодкам. Построенный по специальному проекту на экспорт, корабль имел развитый рангоут, включавший бушприт и три мачты, но парусов не нес.
Речной монитор «Пернамбуко» — 1 ед.
«Пернамбуко» Рио 1910 искл. 1948
470 т, 44,5x7,4x1,6 м. ПМ. 800 л.с = 11 уз. Броня: пояс до 170 мм, башни до 152 мм, палуба до 102 мм, рубка 89 мм. Эк. 60 чел. 3 — 120 мм, 10 пул.
Строился в Рио-де-Жанейро по проекту, разработанному совместно с английскими специалистами. Тип сильного артиллерийского речного корабля; создан одновременно с аргентинскими КЛ типа «Розарио» и предназначен для той же цели. Окончательная достройка заняла почти 20 лет. Второй монитор того же типа, «Мараньяо», достроен не был.
Речные канонерские лодки типа «Акре» — 2 ед.
«Акре», «Миссоеш»
200 т, 36,6x6,1x0,6 м. 300 л.с = = 11 уз. Эк. 30 чел. 1 — 88 мм гауб., 1—57 мм, 4 пул.
Строились в Англии фирмой «Ярроу» с дооборудованием в Бразилии (1904— 1909 гг.). Из первоначально предполагавшихся 5 единиц достроены только две.
Плавбаза ПЛ «Сеара» — 1 ед.
«Сеара» Фиат 1915 искл. 1926
4200/6400 т, 100x15x6,1 м. Диз. - 2. 6400 л.с = 14 уз. Нефть 400 т. Эк. 200 чел. 3 — 102 мм, 4 — 57 мм.
Специально спроектированный корабль для базирования 6 ПЛ. Имел катамаранный корпус с доком длиной 55 м и был самым совершенным для своего времени судном этого типа.
После вступления Бразилии в войну были оборудованы корабли минной обороны — вспомогательный минный заградитель «Карлуш Кромец» (16 уз., 550 мин) и 2 буксира, использовавшиеся в качестве тральщиков («Жагуарайо» и «Мария ду Конту»). Кроме того, конфискованный германский пароход «Валесия» постройки 1912 г. переоборудовали во вспомогательный крейсер «Бельмонте» (8200 т, 2700 л.с. = 12 уз., 4— 120 мм, 6 — 57 мм).