РУЛЕВОЙ ПРИВОД
Чтобы хотя бы отчасти смягчить понижение маневренных качеств «Дредноута» из-за перехода на турбинные механизмы, его создатели решили оснастить новый линкор двумя параллельными балансирными рулями, плоскости которых располагались в осях внутренних валов Эта мера позволила, во-первых, существенно увеличить общую площадь рулей и эффект их воздействия по сравнению с линкорами предшествующих типов, во-вторых, обеспечила кораблю прекрасные маневренные характеристики на скоростях свыше 10 узлов. Что же касается пониженных скоростей, то предполагалось, что корму «Дредноута» при перекладке рулей будет выносить в сторону сразу же после создания упора внутренними валами.
Позже почти все командиры «Дредноута» отзывались о маневренных качествах корабля положительно. Чарльз Мэдден, его командир в 1907— 1908 годах, отмечал, что линкор очень хорошо слушался руля, держась на курсе ровно и устойчиво, и слаженно маневрировал в кильватерной колонне. Согласно его наблюдениям, наивыгоднейшим углом поворота рулей при движении корабля в строю был угол 15°, при котором диаметр циркуляции составлял 185— 190 м. Однако были и иные мнения. Кэптен С.Фримантл, командовавший линкором в 1911 — 1912 годах, в своих воспоминаниях «Моя военно-морская карьера» заявлял следующее: «Дредноут» отнюдь не был легкоуправляемым кораблем. Он совершенно не желал слушаться руля на скоростях менее 10 узлов, и на низких скоростях, если руль был переложен, ничто не могло остановить его от вращения, подобно тарелке, хотя на больших скоростях он управлялся превосходно Было практически невозможно поворачивать корабль без движения, а на задних ходах способность его к управлению была крайне низка».
Официально полные испытания «Дредноута» на поворотливость состоялись во время его первой серии прибы машин у о. Уайт 10 октября 1906 года В целом они были признаны удовлетворительными, хотя не обошлось и без сюрпризов Так, при движении полным ходом перекладка рублей на борт до 35° вызывала заклинивание рулевого привода. Для исправления положения нижние бракетные рамы кормовых шпангоутов были срочно усилены дополнительными стальными профилями. Но это лишь отчасти решило проблему. Во время испытательного пробега в начале 1907 года на «Дредноуте» произошло еще несколько отказов рулевого привода, причем один раз при довольно неприятных условиях — в стесненных водах пролива Бонифацио у северной оконечности Сицилии, что едва не привело к навигационной аварии.
В августе — ноябре рулевой привод на «Дредноуте» заменили на более мощный, и проблемы с перекладкой рулей на полных ходах (когда баллеры оказывались существенно перегруженными из-за резко возраставшего давления потока воды на перо руля) больше не возникали.