КОНТРОЛЬ ОГНЯ И РАНГОУТ

 

При выборе рангоута впервые руководствовались принципиально новыми соображениями — в первую очередь созданием надежной структуры для размещения корректировочного расчета для контроля огня орудий главного калибра. Подобная конструкция, снабженная необходимым числом реев для проводки сигнальных фалов и бельевых лееров, оснащенная необходимой длины стеньгой для растяжки радиоантенны, в целом исчерпывала функции рангоута на тогдашнем тяжелом артиллерийском корабле. Поэтому «Дредноут» стал первым со времен старого «Трафальгара» (1889 г ) британским линкором где решили обойтись одной мачтой.

Для выполнения ее главной функции — несения корректировочного поста — были оборудованы два подкоса, сообщавшие мачте исключительную жесткость и устойчивость в пропорции, определяемой площадью треугольника, образованного тремя точками ее опоры. Главный контрольно-дальномерный пост, расположенный на марсе фок-мачты, оснащался 2,7-метровым базисным дальномером «Барр и Струд». Такой же дальномер стоял на крыше второй (малой) боевой рубки, именуемой обычно сигнальной. Этот пост планировался как запасной для главного и так же соединялся переговорными трубами, электро- и телефонными проводами с обоими центральными постами в недрах корабля.

Несмотря на то, что «Дредноут» стал первым кораблем для залповой стрельбы большого числа тяжелых орудий, к моменту вступления его в строй для него еще не была создана система центральной наводки, и каждая башня самостоятельно вносила поправки в наведение своих орудий по данным, поступающим из центрального артиллерийского поста. Позже система контроля огня постоянно совершенствовалась, отражая прогресс британского флота в этой области в 1908 — 1909 годах появились дополнительные артиллерийские вычислительные пункты в 1912— 1913 годах башни получили оборудование для самостоятельного контроля огня, тогда же установили систему центральной наводки, а концевые башни оборудовали как запасные артиллерийские командные пункты. В процессе этих усовершенствований мачта-тренога показала себя настолько жесткой и надежной в эксплуатации, что во время последнего расширения марса для размещения на нем дополнительного оборудования и расчета системы центральной наводки совершенно безболезненно перенесла увеличение нагрузки.

Треногая мачта «Дредноута» стала эталоном для всех последующих линкоров и линейных крейсеров. Единственный недостаток заключался в ее расположении сразу за первой дымовой трубой. Такое решение появилось на стадии разработки проекта размещения шлюпок и преследовало благую цель — использовать мачту как колонну главного шлюпочного крана. Для этого ее пришлось передвинуть в корму, ближе к катерам и шлюпкам, а опорные ноги переориентировать вперед. Увы, экономия в 60 — 80 т веса в итоге обернулась большими неприятностями. На ходу облака дыма из передней трубы почти всегда плотно окутывали боевые посты на марсе, а раскаленные газы так нагревали стальную мачту у среза трубы, что подняться на марс или спуститься по внутреннему скоб-трапу было практически невозможно.

В качестве резервного дальномерного поста в проект «Дредноута» включили небольшую треногу в корме, уровень верхней площадки которой был не выше ходового мостика корабля. Применение этой куцей конструкции особенно непонятно, учитывая, что она никогда не несла штатного дальномера, а лишь поддерживала небольшой прожекторный мостик и ноки стрел погрузки угля. Во время войны ее переделали в площадку для четырех прожекторов.