Предисловие

Десятого февраля 1906 года на казенной военно-морской верфи в Портсмуте царила праздничная атмосфера — спускали новый линейный корабль. Несметные толпы с утра окружали открытый стапель, на котором возвышался огромный стальной корпус будущего левиафана. Все в нем привлекало внимание: и необычной формы плавные обводы, и отсутствие в носу общепринятого до сих пор таранного шпирона, и протяженный подзор кормы, под который было выведено из корпуса вдвое большее (четыре вместо двух) число гребных валов, заканчивающихся странной фopмы винтами.

Несколько недель, предшествующих событию, газеты переполняли сообщения об исключительности, размерах, секретности нового линкора и о его неслыханной доселе огневой мощи.

По всему чувствовалось, что ожидаемая церемония пышностью и рангом гостей должна затмить все торжества подобного рода. Здесь присутствовал поистине цвет Британской империи. В полном составе явилась верхушка Адмиралтейства во главе с первым морским лордом Фишером. В блестящей группе моряков тут и там маячили важные персоны из парламента, кабинета министров и Форинофиса, высшие военные и гражданские чины. От орденов, золотого шитья парадных мундиров, изысканных нарядов дам рябило в глазах. Присутствовал и сам король, давший согласие стать крестным отцом нового линкора.

Церемония началась точно в назначенное время «Я нарекаю тебя «Неустрашимым»!» — Рука Эдуарда VII в белоснежном адмиральском мундире описала эффектную дугу, в воздухе мелькнула бутылка шампанского, и стальной гигант медленно двинулся навстречу воде...

Так 90 лет назад в Портсмуте сошел  на  поду корабль,   которому суждено было вскоре круто изменить облик флотов  всего мира. Он  получил символичное название — «Дредноут» («неустрашимый», «ничего не боящийся»), которое удивительно точно соответствовало его превосходным ударным и тактическим характеристикам, качественно иной конструкции, позволявшей не опасаться единоборства с линкорами прежнего типа. Наконец, «Дредноут» воплощал в себе начало новой эпохи в истории линейных флотов...

К его созданию британский флот шел долгие годы, и идеи, которые позднее легли в основу линкора нового типа, выдвигались наиболее радикально мыслившими английскими моряками начиная с 80-х годов XIX века. Суть их была проста. На броненосцах тех лет артиллерия разделялась на главную, среднюю и противоминную, предназначенную для отражения атак миноносцев. Сторонники новой теории предлагали совсем отказаться   от   средней   артиллерии, увеличив за счет этого количество тяжелых орудий. Такая замена давала решающее преимущество — возможность на предельных боевых дистанциях, которые без больших потерь скорости могли преодолеть лишь тяжелые снаряды 12-дюймовых орудий, обеспечить двух-трехкратный перевес над вражеским линкором с четырьмя подобными орудиями. Кроме того, введение единого калибра существенно упрощало контроль огня и резко повышало его эффективность. Однако всем этим теоретическим посылам предстояло еще пройти через горнило горячих споров, активного противодействия, кропотливых расчетов и упорного труда тысяч людей. Итогом же стал боевой корабль, справедливо названный впоследствии одним из чудес XX столетия.