Крейсера и договоры
В межвоенный период в мировом кораблестроении сложилась странная ситуация. В 20-е и 30-е годы нашего столетия эволюция боевых кораблей основных классов развивалась не по законам целесообразности, а диктовалась международными соглашениями и во многом определялась изворотливостью конструкторов, пытавшихся данные соглашения обойти. Пожалуй, в наибольшей степени это коснулось класса крейсеров. Параметры никаких других кораблей не зависели так сильно от договоров, заключенных на межправительственном уровне. И поэтому невозможно рассматривать их боевые качества, а тем более пытаться дать им объективную оценку, в отрыве от большой политики.
Крейсер как боевой корабль сложился (тогда казалось, окончательно) к первой мировой войне. Прежде в этом классе царили разброд и шатания. К примеру, в Российском флоте на рубеже веков к крейсерам причисляли и переоборудованную из торгового парохода «Африку», и в 5 раз превосходивший ее по водоизмещению «Громобой». Такая же картина наблюдалась и в иностранных флотах. С появлением дредноутов расслоение внутри класса крейсеров пришло к своему логическому завершению. Линейные крейсера, ставшие в некотором роде преемниками крейсеров броненосных, очень быстро превратились в разновидность быстроходных линкоров и были объединены с ними в один класс «капитальных» кораблей (capital ships). Бронепалубные крейсера позаимствовали у броненосных бортовой пояс по ватерлинии и стали именоваться в большинстве стран легкими крейсерами. В годы первой мировой войны наиболее активно такие корабли строили Англия и Германия. Их характеристики были очень близкими друг к другу: водоизмещение колебалось в пределах 4 — 6 тыс. т, паровые турбины обеспечивали ход в 27 — 29 узлов, толщина броневого пояса составляла 60 — 75 мм, вооружение — 5 — 8 6-дюймовых орудий. Выпадали из этого ряда только заложенные в 1916 — 1917 годах британские крейсера типа «Хоукинс»: их водоизмещение достигало 10 000 т, а вооружение состояло из семи 190-мм пушек.
Вашингтонская конференция 1922 года закончилась подписанием договора между США, Англией, Японией, Францией и Италией об ограничении морских вооружений. Отныне соотношение тоннажа капитальных кораблей для этих стран определялось соответственно как 5:5:3:1,75:1,75, примерно в таких же пропорциях распределялось допустимое суммарное водоизмещение авианосцев. Что касается крейсеров, то их количество не оговаривалось, но устанавливались предельные параметры отдельно взятого корабля: водоизмещение—до 10 тыс. т, калибр артиллерии — до 203 мм. Именно на таких значениях настояли англичане, чтобы узаконить свои самые современные корабли типа «Хоукинс». Увы, судьба сыграла с «владычицей морей» злую шутку. Все ведущие морские державы сразу же приступили к проектированию крейсеров с предельными характеристиками. Эти 10 000-тонные корабли с 8-дюймовой башенной артиллерией, известные как «вашингтонские» крейсера, тотчас же обесценили всех своих предшественников, которых только у Англии в 20-е годы насчитывалось свыше 50 единиц. Назревало новое разделение крейсеров на два подкласса — тяжелые и легкие.
Точки над «i» расставила Лондонская международная конференция, созванная в 1930 году. В итоговом документе, подписанном 22 апреля, появилось четкое определение понятию «крейсер» (часть 3, статья 15): «Крейсера — это надводные корабли, кроме капитальных кораблей или авианосцев, стандартное водоизмещение которых превышает 1850 т (английских «длинных» тонн по 1016 кг) и вооруженных артиллерией калибром свыше 5,1 дюйма (130 мм). Крейсера делятся на две категории (подкласса): «А» — с артиллерией калибром свыше 6,1 дюйма (155 мм); «Б» —с артиллерией калибром до 6,1 дюйма (155 мм)».
Крейсера «А» получили наименование тяжелых, «Б» остались легкими. То есть деление произошло исключительно по калибру их артиллерии. (Отсюда любопытный факт: советский «Киров» по документам Лондонской конференции следует считать не легким крейсером, а тяжелым!)
Предельный тоннаж крейсеров, который мог быть достигнут к 31 декабря 1936 года, приведен в таблице.
Подкласс Крейсеров |
США
|
Британское содружество |
Япония
|
Тяжелые «А» |
180000 |
146000 |
108400 |
|
(182880) |
(149149) |
(110134) |
Легкие «Б» |
143500 |
192200 |
100450 |
|
(145795) |
(195275) |
(102057) |
Тоннаж указан в «длинных» тоннах, в скобках — в метрических.
Количественно оговаривалось только число тяжелых крейсеров: для США оно не должно было превышать 18 единиц, для Британского содружества— 15, для Японии— 12. Франция и Италия вообще не подписали Лондонское соглашение, однако их флоты существенно отставали от первой тройки морских держав и потому не особенно принимались лидерами в расчет.
Британское Адмиралтейство традиционно считало крейсера важнейшим средством осуществления своей морской политики. В начале 30-х годов оно утверждало, что для обеспечения интересов империи необходимо иметь 100 крейсеров! Позже эти претензии уменьшились до 75 единиц, из которых 45 должны были охранять торговые пути, 15 находиться в составе флота Метрополии (Home Fleet) и еще 15 — в Дальневосточном флоте.
В сентябре 1930 года после 12-летнего перерыва в Англии состоялась закладка «Линдера» — головного корабля нового поколения легких крейсеров. Он стал законодателем мод в своем классе: последовавшие за ним крейсера типа «Аретуза» и «Сидней» также несли двухорудийные 6-дюймовые башни, имели скорость хода в 32,5 узла и защищались 3-дюймовой бортовой броней. Но очень скоро эти характеристики перестали удовлетворять аппетитам адмиралов. Возобладавшая во всем мире тенденция роста размеров и усиления вооружения кораблей всех классов не обошла стороной и «владычицу морей». Так появился проект «Саутгемптона» — одного из самых знаменитых крейсеров периода второй мировой войны.
Стандартное водоизмещение нового корабля превысило 9 тыс, т, полное достигло величины в 11 530—11 836 т. Основное вооружение— 12 152-мм орудий — теперь размещалось в трехорудийных башнях, толщина бортовой брони в районе машинно-котельных отделений была доведена до 4,5 дюйма. Впервые на легком крейсере имелись два изолированных ангара для гидросамолетов. Таким образом, по размерам и мощи вооружения «Саутгемптон» вплотную приблизился к тяжелым крейсерам типа «Каунти», а по защите даже существенно превзошел их.
Головные «Саутгемптон» и «Ньюкасл» заложили осенью 1934 года, за ними в 1935—1936 годах последовали «Бирмингем», «Глазго», «Шеффилд», «Ливерпуль», «Манчестер» и «Глостер». Свои названия они получили в честь британских городов, и оттого их обычно именуют как тип «Таун» (от английского «town» — «город»).
Тем временем кораблестроители других стран приступили к осуществлению еще более мощных проектов. Лидерами здесь стали японцы. Исчерпав лимит 8-дюймовых крейсеров, флот Страны восходящего солнца заказал четыре крейсера типа «Могами», которые при стандартном водоизмещении в 8500 т несли 15 155-мм орудий, 4-дюймовый бортовой пояс и защиту артиллерийских погребов толщиной в 5,5 дюйма! Формально эти крейсера считались легкими, но по силе они оказались адекватны тяжелым категории «А». Кстати, при их проектировании предусматривалась возможность замены пяти трехорудийных башен на двухорудийные с 203-мм пушками (что в будущем и было сделано). Таким образом японцы в обход Лондонского договора получили четыре лишних тяжелых крейсера, отличавшихся от своих собратьев разве что несколько меньшим водоизмещением.
«Могами» вступил в строй в июле 1935 года. А четырьмя месяцами раньше в Нью-Йорке был заложен «Бруклин», призванный стать американским ответом на японский вызов. «Бруклин», головной корабль серии из 9 единиц, также вооружался 15 152-мм орудиями в пяти башнях; при этом он нес еще более толстую бортовую броню. Его стандартное водоизмещение (9767 т) превзошло аналогичную характеристику «вашингтонских» крейсеров типа «Пенсакола» и «Норхэмптон» и всего лишь на 350 т уступало самому мощному из американских тяжелых крейсеров того времени — «Нью Орлеане».
Не остались в стороне от «крейсерских состязаний» и англичане. Последние два корабля типа «Таун» программы 1936 года решили капитально перепроектировать — так, чтобы они могли соперничать с «Могами» и «Бруклином» на равных. Первоначально известные как тип «Модифицированный Таун», позже они получили названия «Белфаст» и «Эдинбург». Им суждено было стать самыми большими и мощно защищенными легкими крейсерами британского флота.