Разработка проекта

 

Отправной точкой при проектировании «Белфаста» стало требование увеличить число стволов 152-мм орудий как мини­мум до 15. Наиболее логично было пойти по пути японцев и американцев, размес­тивших на своих крейсерах по пятой трехорудийной башне, но англичан это не ус­траивало. Дело в том, что большинство сухих доков военно-морских баз Британ­ского содружества имели длину 615 фу­тов (187,5 м). Пятибашенная схема неиз­бежно заставляла иметь корпус большей длины (не менее 630 — 635 футов по ва­терлинии), что в будущем привело бы к значительным трудностям с докованием. Поэтому английские конструкторы оста­новились на другом решении. Они пред­ложили заменить трехорудийные башни

«Тауна» четырехорудийными. В этом слу­чае крейсер получал 16 152-мм пушек — на одну больше, чем у японских и амери­канских аналогов. Водоизмещение при этом увеличивалось всего на 900 т. Ожи­далось, что для достижения 32-узловой скорости потребуется мощность в 82 500 л.с., то есть на 7500 л.с. больше, чем на «Саутгемптоне».

Новое вооружение заставило сущес­твенно переработать проект крейсера-прототипа. Во-первых, увеличенным башням понадобились увеличенные же погреба, что все-таки повлекло рост размерений корпуса и удлинение бронево­го пояса. Во-вторых, более высокий темп огня четырехорудийных башен требовал соответствующей подачи снарядов, сис­темы элеваторов становились более гро­моздкими, и в результате кормовая баш­ня уже не вписывалась в отведенный под нее объем корпуса. Последнюю при­шлось поднять по высоте до уровня па­лубы полубака. Соответственно на одну палубу поднялись третья башня и кор­мовой пост управления огнем. Все это заметно увеличивало «верхний» вес и ухудшало остойчивость, однако более высокое расположение орудий над во­дой давало неоспоримые преимущества в случае их использования в свежую по­году. Последнее обстоятельство в гла­зах представителей Адмиралтейства ока­залось более важным, и некоторое сни­жение метацентрической высоты посчи­тали вполне допустимой платой.

Увеличенный корпус позволил довес­ти запас топлива до 2400 т (против 2060т на «Саутгемптоне»), что теорети­чески обеспечивало дальность плавания в 10 тыс. миль 16-узловым ходом. Верх­няя палуба стала более просторной, бла­годаря чему появилась возможность раз­местить на ней 6 спаренных 102-мм зе­нитных орудий вместо 4. Правда, погре­ба боезапаса зениток, располагавшиеся на «таунах» позади машинного отделения, теперь по неясным причинам перенесли далеко вперед. Машинно-котельные от­деления, соответственно, сместились в корму. В результате «Белфаст» лишился элегантности своих предшественников и приобрел характерный силуэт с «оторван­ными» от надстройки наклонными дымо­выми трубами. Единственным объяснени­ем такого решения является, по-видимому, стремление конструкторов уменьшить возможное задымление носовых мости­ков и оптических приборов.

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 10000 - ТОННОГО ЛЕГКОГО КРЕЙСЕРА ПРОГРАММЫ 1936 г. («Modified Town»)

 

Длина, м:

наибольшая..................................................................................................................190,17

по ватерлинии..............................................................................................................187,88

между перпендикулярами ..….....................................................................................179,65

Ширина, м.......................................................................................................................19,32

Водоизмещение стандартное, т...................................................................................10 000

Мощность 4-вальной паротурбинной установки, л................................................. 82 500

Скорость наибольшая, узлов:

при стандартном водоизмещении..................................................................................32,5

при полном водоизмещении ..............................................................................................31

Бронирование, мм:

борт в районе погребов боезапаса и машинного отделения.........................................114

лобовые плиты башен.......................................................................................................102

борта башен.......................................................................................................................50

палуба ................................................................................................................................32

крыши погребов боезапаса...............................................................................................50

крыши башен.....................................................................................................................50

Артиллерийское вооружение: число стволов — калибр в мм,

в скобках — боезапас на один ствол...........................................................4x4 — 152 (200)

                                                                                                                         6x2 — 102 (200)

                                                                                                                         2x4 — 40 (1800)

                                                                                                                         2x4 — 12,7 (2500)

Торпедное вооружение......................................................................2x3 торпедных аппарата калибра 533 мм

 

Что же касается второй поставленной перед проектировщиками задачи — дове­дения броневой защиты до уровня, спо­собного противостоять 8-дюймовым сна­рядам, — то она осталась невыполнен­ной. 10 000-тонного водоизмещения крейсера хватило лишь на то, чтобы пов­торить бронирование «Саутгемптона» практически без изменений.

Проект «Модифицированного Тауна» был подготовлен к февралю 1936 года. К тому времени стало ясно, что главной проблемой в его реализации явится раз­работка артиллерийских башен. Четырехорудийные установки на крейсе­рах до этого не применялись, и конструк­торам пришлось начинать работу с нуля. Первые эскизы предусматривали уста­новку орудий парами в двух люльках. Рас­стояние между стволами в каждой паре составляло 3,5 фута (1,07 м). Однако опыты, проведенные на артиллерийском полигоне в Шоуберинессе, показали, что это расстояние надо увеличить как ми­нимум до 5 футов (1,52 м), иначе поро­ховые газы соседних стволов воздей­ствуют на вылетающий снаряд, и залп из 4 орудий даст очень большое рассеяние. Но принять это условие было непросто, во-первых, в таком случае увеличивались габариты четырехорудийной башни и, во-вторых, уменьшались углы обстрела. Наблюдавший за ходом проектирования крейсера инспектор Адмиралтейства подал высшему начальству рапорт, в ко­тором приводил три варианта дальней­ших действий: а) смириться с уменьше­нием секторов обстрела где-то на 10%; б) разнести башни дальше в оконечнос­ти, для чего придется удлинить корпус корабля; в) вооружить крейсер трехорудийными башнями, аналогичными ис­пользуемым на типе «Таун». Вариант «б» означал фактически полную переделку проекта и отсрочку начала строительст­ва корабля минимум до конца года. Кро­ме того, он требовал увеличения длины корпуса и потому не имел никаких пре­имуществ перед первоначальным эскиз­ным вариантом с пятью трехорудийными башнями. Что же касается оставших­ся пунктов «а» и «в», то окончательное решение отложили на 4 — 6 недель, до завершения полигонных экспериментов в Шоуберинессе.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ, т:

Корпус............................................4800

Броня.............................................. 1610

Вооружение....................................1330

Механизмы.....................................1540

Авиационное оборудование.............120

Прочие грузы ...................................600

Итого

стандартное водоизмещение......10000

 

Приговор четырехорудийным башням был вынесен 8 апреля на заседании под председательством первого морского лорда. После дискуссии, в которой учас­твовали инспектор Адмиралтейства и помощник начальника Морского штаба, решили вернуться к проверенным трехорудийным башням, а сэкономленный таким образом вес пустить на усиление защиты. В противном случае закладка

крейсеров откладывалась на неопреде­ленный срок.

 

Крейсер

фирма-строитель

Заложен

Спущен на воду

Вступил в строй

Belfast Edinburgh

Harland & Wolff

 Swan Hunter

10.12.1936

30.12.1936

17.3.1938

31.3.1938

3.8.1939

6.7.1939

 

Деньги на строительство «Белфаста» и «Эдинбурга» выделили в мае, но пере­делка проекта затянулась еще на полго­да. Артиллерийские погреба стали мень­ше, что позволило укоротить корпус на 10 футов. Соответственно, уменьшилась и длина броневого пояса. Все важные посты управления перенесли вниз под защиту пояса и бронепалубы. Толщину палубной брони над машинно-котельны­ми отделениями и носовым поясом уве­личили с 32 мм до 50 мм, а над погреба­ми 152-мм боеприпасов — с 50 до 76 мм. Сами погреба получили «коробчатую» броневую защиту.

Первоначальное сближенное распо­ложение 102-мм зенитных орудий под­верглось обоснованной критике, так как одно попадание могло вывести из строя все три установки одного борта. Поэ1 тому их разнесли по длине, а между ними разместили легко бронированные укрытия для прислуги. Изменили и рас­положение 4-ствольных 40-мм «пом-помов»: с кормовой части надстройки (где они могут оказаться в зоне воздей­ствия пороховых газов 6-дюймовых ба­шен) их перенесли ко второй дымовой трубе, причем на новом месте появи­лась возможность заменить их на 8-ствольн'ые. Кроме того, в чертежи ко­рабля внесли еще некоторые измене­ния. Все это повысило «легендное» во­доизмещение крейсера до 10 302 т.

Контракт на строительство легкого крейсера «Белфаст» был заключен с верфью «Харланд энд Вольф» (г.Бел­фаст) 21 сентября 1936 года, закладка киля состоялась в декабре. Для старей­шей ирландской судостроительной фир­мы это был юбилейный заказ: крейсер получил стапельный № 1000. Наверное, поэтому к его постройке проявляли уси­ленный интерес пресса и обществен­ность. Спуск на воду состоялся 17 марта 1938 года в день Святого Патрика — в один из самых значимых для Ирландии праздников. Крестной матерью «Белфас­та» стала жена тогдашнего премьер-ми­нистра леди Нэвилл Чемберлен, разбив­шая о форштевень традиционную бутыл­ку шампанского и напутствовавшая крей­сер словами: «Пусть Господь благосло­вит его и всех, кто будет плавать на нем!»

Контрактная стоимость «Белфаста» со­ставила 2 141 514фн.ст.,втом числе 75 000 фунтов было уплачено за его артиллерий­ское вооружение и 66 500 — за гидросамо­леты и авиационное оборудование.

Однотипный крейсер «Эдинбург» зало­жили на верфи «Суон Хантер» через 20 дней после «Белфаста». Он сошел на воду 31 марта 1938 года, а вступил в строй поч­ти на месяц раньше головного корабля.