Артиллерийское вооружение
Артиллерийское вооружение «Белфаста» и «Эдинбурга» первоначально включало 12 152-мм и столько же 102-мм орудий, а также два 8-ствольных 40-мм автомата «пом-пом» и два 4-ствольных крупнокалиберных пулемета «виккерс».
152-мм орудия Мк-XXIII с длиной ствола в 50 калибров являлись основным оружием всех британских легких крейсеров постройки 30-х годов, начиная с «Линдера». Первоначально они устанавливались в двухорудийных башнях Мк-XXI («Линдер», «Сидней», «Аретуза»), затем в трехорудийных Мк-ХХII (тип «Таун») и Мк-XXIII (Одинаковое обозначение орудия и башни — простое совпадение) («Белфаст», «Фиджи», «Сьюперб»). Кроме того, разрабатывались четырехствольная установка для «Белфаста» и трехствольная Мк-XXIV для «Тайгера». Всего было изготовлено 469 орудий Мк-XXIII.
БАЛЛИСТИКА 152-мм СНАРЯДА ПУШКИ Мк-XXIII
Дальность стрельбы, ярды/м |
Угол возвышения
|
Время в полете, с
|
Угол падения снаряда
|
Скорость падения снаряда, м/с |
5000/4570 |
2° 22,7' |
6,57 |
3°0' |
591 |
10 000/9140 |
6° 14,9' |
15,94 |
9° 51' |
418 |
15 000/13 720 |
13° 6' |
29,42 |
24° 38' |
335 |
20 000/18 290 |
24° 7' |
47,16 |
39° 52' |
331 |
24 500/22 400 |
41° 4' |
71,41 |
56° 27' |
353 |
Пушка Мк-XXIII — скрепленная, с поршневым затвором. Башенная установка «Белфаста» создавалась на базе Мк-ХХII и внешне не отличалась от последней. Все три орудия установлены в индивидуальных люльках, причем среднее отнесено на 76 см назад — чтобы при стрельбе полными залпами на вылетающие снаряды меньше воздействовали пороховые газы из соседних стволов. Нижнее подбашенное помещение — зарядный погреб, откуда кордитовые картузы поднимались вверх по трем подачным трубам с помощью бесконечной цепи с гидроприводом. Загрузка зарядов внизу осуществлялась вручную. Снарядный погреб находился палубой выше. Снаряды также вручную укладывались на вращающееся кольцо (его полная емкость — 56 штук), а затем по двум элеваторам подавались в башню (с максимальной скоростью до 12 снарядов в минуту на каждый элеватор). Заряжание осуществлялось при угле возвышения от—5° до +12,5°. Основные отличия башни Мк-ХХII — улучшенная броневая защита вращающейся части, увеличенная глубина подпалубных отделений (снарядные и зарядные перегрузочные отделения на разных уровнях) и более мощный насос для привода гидросистемы (114 л.с. вместо 103 л.с.).
БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 152-мм орудия Мк-XXIII
Вес орудия с затвором, кг.....................................................7017
Длина орудия, мм/клб..................................................7869/51,63
Длина ствола, мм/клб ................................................... 7620/50,0
Длина каморы, мм..............................................................1041,4
Объем камор, дм3.................................................................. 28,7
Длина нарезной части, мм..................................................6486,1
Нарезы, мм .................................................................. 1,17x9,548
Поля нарезов, мм................................................................. 3,752
Вес снаряда, кг...................................................................... 50,8
Вес заряда, кг..........................................................13,6 или 14,5
Нач. скорость снаряда, м/с......................................................841
Рабочее давление, кг/см2...................................................... 3230
Макс, дальность стрельбы при угле возвышения 45°, м... 23 300
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 152-мм башенной установки Мк-XXIII
Вес вращающейся части, т.............................…..................178
Диаметр вращающейся части, м...................…..................5,79
Диаметр барбета, м..............................................................7,16
Расстояние между осями стволов, м..................................1,98
Величина отката, м..............................................................0,42
Макс, скорость подъема стволов, град./с ..........................10
Макс, скорость поворота башки, град./с......................5 — 7
Цикл стрельбы, с.........................................................7,5 — 10
Несостоявшиеся четырехорудииные башни с орудиями Мк-ХХIII должны были иметь вес 229 «длинных» т (232,8 т метрических) и диаметр вращающейся части 5,79 м. Расстояние между стволами в каждой паре орудий, согласно эскизному проекту, составляло 69,85 см и между внутренними стволами обеих пар — 118,1 см. Как показали опыты, столь скученное расположение орудий оказалось абсолютно неприемлемым.
В качестве зенитного калибра на «Белфасте» стояли 102-мм пушки Мк-XVI в спаренных палубных установках Мк-XIX. Это были одни из самых распространенных орудий в британском флоте: они стояли на линкорах, крейсерах, эсминцах и кораблях других классов. Длина ствола пушки составляла 4572 мм (45 клб), вес вместе с затвором — 2042 кг. В установке Мк-XIX оба ствола находились в одной люльке, расстояние между осями орудий — 53,3 см, максимальный угол возвышения — 80°. Снаряд весил 15,88 кг; дальность стрельбы при угле возвышения 45° составляла 18150 м, досягаемость по высоте — 11 890м, скорострельность— 12 выстрелов в минуту. Правда, на практике скорострельность была ниже, так как размещение погребов 102-мм боезапаса впереди носового котельного отделения сильно затрудняло подачу снарядов. По палубе полубака от ангара до зениток пришлось проложить рельсовый путь и разработать специальные тележки, на которые грузились боеприпасы. Такое «рацпредложение» оказалось малоэффективным, особенно в арктических водах, где обледенение палубы делало подобную «транспортную систему» неработоспособной. В конечном итоге именно несоответствие темпа подачи снарядов и скорострельности орудий заставило в 1944 году снять две 102-мм установки. Зато 4 оставшиеся в 1948 году были оснащены дистанционным управлением RP-50 на основе сервоприводов. Масса каждой установки увеличилась примерно на 2 т, зато теперь зенитная артиллерия стала всепогодной, возросла быстрота реакции и скорость вертикального наведения (до 15 град./с).
Малокалиберная артиллерия «Белфаста» и «Эдинбурга» за время службы неоднократно менялась. Состав вооружения кораблей и ТТХ зенитных автоматов приведены в таблицах.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЛОКАЛИБЕРНОЙ АРТИЛЛЕРИИ*
Калибр, мм/ длина ствола, клб. |
Вес снаряда/заряда, кг |
Нач. скорость снаряда, м/с |
Дальность гориз./ верт., м |
Скорострельность, выстр./мин |
40/40 «пом-пом» 40/56 «бофорс» 20/70 «эрликон» |
0,764/0,127 0,894/0,326 0,123/0,029 |
732 881 838 |
6220/3960** 9830/7160*** 3490/3050 |
96 — 98 120 465 — 480 |
*Все данные приведены из расчета на 1 ствол.
**Для нач. скорости 701 м/с.
***Для нач. скорости 853 м/с.
Боекомплект «Белфаста» в 1948 году включал 2862 152-мм снаряда (1384 бронебойных, 960 фугасных, 474 практических и 44 учебных) и 2400 102-мм (2000 фугасных и 400 осветительных).
Система управления огнем 152-мм орудий включала в себя два директора Мк-XXIII на носовой и кормовой надстройках, оснащенных 22-футовыми дальномерами. В качестве запасных на крыльях мостика открыто стояли два 12-футовых дальномера. Информация от директоров непрерывно поступала в центральный артиллерийский пост, где обрабатывалась на механическом вычислителе (Fire Control Table). В 1942 году на крыше носового директора установили РЛС типа 284. Эта станция использовалась для управления огнем орудий главного калибра и оказалась весьма ненадежной. Так, на «Белфасте» во время боя с «Шарнхорстом» в декабре 1943 года она ничего не показывала из-за интерференции с радиопередатчиком на частоте 4000 кГц; во время ремонта в 1944 — 1945 годах ее заменили на новую, типа 274, сохранившуюся до настоящего времени. Английские радары сантиметрового диапазона, появившиеся в конце войны, были весьма совершенны и быстро вытеснили своих предшественников первого поколения с большой длиной волны.
Целеуказание зенитным орудиям выдавалось тремя зенитными директорами Мк-IV. В 1942 году на «Белфасте» их заменили новыми, с 15-футовыми дальномерами и радарами типа 285.
Что касается радиолокационных средств обнаружения и поиска, то первым РЛС получил «Эдинбург» в 1940 году (типа 279, антенна установлена на мачте), в 1942 году на нем появилась станция типа 273, зарекомендовавшая себя как весьма надежная. «Белфаст» в том же году оснастили радарами типа 281, 282, 283 и 273. Эффективность их была невысока: например, у станции 281 в режиме сканирования ширина
луча равнялась 45°, в то время как у аналогичного американского радара СХАМ — всего 14°. Уже к концу войны радиолокационное оборудование крейсера почти полностью обновили.
В то же время английские радары, несколько уступая американским, были значительно лучше, чем созданные в других странах, включая и Германию.
СОСТАВ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ВООРУЖЕНИЯ КРЕЙСЕРОВ «БЕЛФАСТ» И «ЭДИНБУРГ»
|
152-мм |
102-мм |
40-мм «пом-пом» |
40-мм «бофорс» |
20-мм «эрликон» |
12,7-мм «виккерс» |
"Белфаст» и «Эдинбург», сент.1939 |
4x3 |
6x2 |
2x8 |
__ |
__ |
2x4* |
«Эдинбург», апр.1942 |
4x3 |
6x2 |
2x8 |
— |
6x1 |
2x4 |
«Белфаст», дек. 1942 |
4x3 |
6x2 |
2x8 |
— |
4x1 5x2 |
— |
«Белфаст», май 1944 |
4x3 |
6x2 |
2x8 |
— |
10x1 4x2 |
— |
«Белфаст», май 1945 |
4x3 |
4x2 |
2x8 4x4 4x1 |
— |
2x1 5x2 |
— |
«Белфаст», авг.1945 |
4x3 |
4x2 |
2x8 4x4 4x1 |
5x1** |
2x1 3x2 |
— |
«Белфаст», май 1959 |
4x3 |
4x2 |
— |
6x2 |
— |
— |
*По некоторым данным на «Белфасте» 4x4 — 12,7 мм.
**В том числе 2x1 «боффин» Мк-V.