Несостоявшиеся потомки «Белфаста»
Неудача с четырехорудийными башнями главного калибра не обескуражила конструкторов. Работы продолжались; на бумаге вырисовывалась новая 152-мм четырехствольная установка с повышенной скорострельностью, достигавшейся за счет внедрения оригинального прибойника, способного подавать снаряд и картуз в одну операцию. Новые пушки проектировались для крейсеров типа «Улучшенный Белфаст», строительство которых предполагалось начать в 1937 году.
И в очередной раз планы корабелов рухнули из-за политиков. Лондонский международный договор 1936 года разрешил подписавшим его странам строить любое число легких крейсеров, но ограничил стандартное водоизмещение каждой единицы величиной в 8000 т. В январе 1937 года проектирование «Улучшенного Белфаста» и четырехорудийных башенных установок прекратилось. Вместо них Адмиралтейство решило строить более компактные крейсера типа «Фиджи» и «Дидо».
Начало второй мировой войны подвело черту под всеми ограничительными соглашениями, и вновь встал вопрос о строительстве крейсеров увеличенных размеров. Два корабля, повторяющих «Белфаст», предполагалось заложить по программе 1941 года. Однако от них отказались в пользу типа «Фиджи» — те были дешевле и их строительство шло быстрее. Тем не менее проектирование «Улучшенного Белфаста» возобновилось. К январю 1941 года конструкторские работы в основном завершились. О четырехорудийных башнях окончательно забыли (в условиях военного времени их создание посчитали непозволительной роскошью), и вооружение нового корабля в точности повторяло свой прототип. Улучшения в основном свелись к усилению горизонтальной защиты (толщина броневой палубы над погребами боезапаса увеличена на 1 дюйм) и исправлению некоторых конструктивных недостатков. При этом водоизмещение крейсера составило 14 000 т, а скорость снизилась до 30,5 узла.
Именно последние характеристики и стали камнем преткновения. Адмиралтейство посчитало рост водоизмещения неадекватным внесенным усовершенствованиям и предложило вернуться к первоначальному проекту 10 000-тонного крейсера. А в ноябре 1941 года возникло новое предложение: вооружить корабль восемью 203-мм орудиями в четырех башнях. Расчеты показали, что водоизмещение при этом увеличится до 11 140 т, скорость и дальность плавания немного понизятся и останутся на уровне «Саутгемптона». Таким образом, проект «Белфаста» повторил судьбу японского «Могами» и превратился (правда, лишь на бумаге) в типичный тяжелый крейсер с 8-дюймовой артиллерией и вполне соответствующей данному классу кораблей защитой.
Но время тяжелых крейсеров уже прошло. Ситуация на море складывалась так, что для «владычицы морей» куда актуальнее было строительство эскортных кораблей, эсминцев, транспортных судов. И в начале 1942 года предполагавшийся заказ четырех 8-дюймовых крейсеров водоизмещением в 11 140 т отменили.
К разработке новых крейсеров англичане вернулись только в конце войны. В 1944 году Адмиралтейство выдало заказ на проектирование универсального крейсера, предназначенного для эскортирования авианосцев, поддержки соединений эсминцев, разведки и защиты коммуникаций. В качестве прототипа опять-таки выбрали «Белфаст», однако конструкторы постарались максимально учесть боевой опыт.
По новому проекту планировалось построить два корабля, которым уже подыскали названия — «Нептун» и «Хок». Их закладка все переносилась; в феврале 1945 года появился последний (считалось, что окончательный) вариант крейсера. Он предусматривал увеличение водоизмещения до 15 350 т, длины по ватерлинии до 199,8 м и уменьшение толщины бортовой брони на 0,5 дюйма. Главной же особенностью «Нептуна» должны были стать 152-мм башенные трехорудийные установки Мк-XXV с углом возвышения стволов до 80°, что позволяло им вести огонь по воздушным целям.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО КРЕЙСЕРА «НЕПТУН» (проект 1944 г.)
Длина по ватерлинии, м ................................................................................................. 192,1
Ширина, м.......................................................................................................................22,57
Водоизмещение стандартное, т....................................................................................14 200
Мощность 4-вальной паротурбинной установки, л.с..................................................100 000
Скорость наибольшая, узлов............................................................................................32,5
Запас топлива полный, т .................................................................................................2650
Дальность плавания 20-узловым ходом, миль................................................................6500
Бронирование, мм:
борт в районе погребов боезапаса и машинно-котельных отделений.......................... 114
палуба над погребами и машинно-котельными отделениями .........................................50
Артиллерийское вооружение: число стволов — калибр в мм,
в скобках — боезапас на один ствол..........................................................4x3 — 152 (200)
6x2 — 114 (400)
10x2 — 40 «бофорс»
14x2 — 20 «эрликон»
Торпедное вооружение .........................................4x4 торпедных аппарата калибра 533 мм
Экипаж, чел......................................................................................................................1050
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ, т:
Корпус............................................ 7220
Броня.............................................. 2200
Вооружение.....................................1820
Механизмы......................................1900
Прочие грузы ..................................1060
Итого стандартное
водоизмещение ...........................14 200
Окончание войны в Европе поставило крест на этом проекте. В мае финансирование разработки новых крейсеров прекратилось.
Два года спустя «Нептун» лег в основу проекта последнего британского артиллерийского крейсера «Минотавр» (1947г., 16760 т, 5x2 152-мм орудий с углом возвышения 80°). Но ему также не суждено было воплотиться в металле...
Таким образом, «Белфаст» стал родоначальником целой ветви наиболее совершенных артиллерийских крейсеров британского флота —увы, так и оставшихся на бумаге.