Несостоявшиеся потомки «Белфаста»

 

Неудача с четырехорудийными башня­ми главного калибра не обескуражила конструкторов. Работы продолжались; на бумаге вырисовывалась новая 152-мм четырехствольная установка с повышен­ной скорострельностью, достигавшейся за счет внедрения оригинального прибой­ника, способного подавать снаряд и кар­туз в одну операцию. Новые пушки проектировались для крейсеров типа «Улуч­шенный Белфаст», строительство которых предполагалось начать в 1937 году.

И в очередной раз планы корабелов рухнули из-за политиков. Лондонский международный договор 1936 года раз­решил подписавшим его странам стро­ить любое число легких крейсеров, но ограничил стандартное водоизмещение каждой единицы величиной в 8000 т. В январе 1937 года проектирование «Улуч­шенного Белфаста» и четырехорудийных башенных установок прекратилось. Вместо них Адмиралтейство решило строить более компактные крейсера типа «Фиджи» и «Дидо».

Начало второй мировой войны подве­ло черту под всеми ограничительными соглашениями, и вновь встал вопрос о строительстве крейсеров увеличенных размеров. Два корабля, повторяющих «Белфаст», предполагалось заложить по программе 1941 года. Однако от них от­казались в пользу типа «Фиджи» — те были дешевле и их строительство шло быстрее. Тем не менее проектирование «Улучшенного Белфаста» возобновилось. К январю 1941 года конструкторские ра­боты в основном завершились. О четырехорудийных башнях окончательно за­были (в условиях военного времени их создание посчитали непозволительной роскошью), и вооружение нового кораб­ля в точности повторяло свой прототип. Улучшения в основном свелись к усиле­нию горизонтальной защиты (толщина броневой палубы над погребами боеза­паса увеличена на 1 дюйм) и исправле­нию некоторых конструктивных недостат­ков. При этом водоизмещение крейсера составило 14 000 т, а скорость снизилась до 30,5 узла.

Именно последние характеристики и стали камнем преткновения. Адмирал­тейство посчитало рост водоизмещения неадекватным внесенным усовершен­ствованиям и предложило вернуться к первоначальному проекту 10 000-тонно­го крейсера. А в ноябре 1941 года воз­никло новое предложение: вооружить корабль восемью 203-мм орудиями в че­тырех башнях. Расчеты показали, что водоизмещение при этом увеличится до 11 140 т, скорость и дальность плавания немного понизятся и останутся на уров­не «Саутгемптона». Таким образом, про­ект «Белфаста» повторил судьбу япон­ского «Могами» и превратился (правда, лишь на бумаге) в типичный тяжелый крейсер с 8-дюймовой артиллерией и вполне соответствующей данному клас­су кораблей защитой.

Но время тяжелых крейсеров уже про­шло. Ситуация на море складывалась так, что для «владычицы морей» куда актуаль­нее было строительство эскортных кораб­лей, эсминцев, транспортных судов. И в начале 1942 года предполагавшийся за­каз четырех 8-дюймовых крейсеров во­доизмещением в 11 140 т отменили.

К разработке новых крейсеров англи­чане вернулись только в конце войны. В 1944 году Адмиралтейство выдало заказ на проектирование универсального крей­сера, предназначенного для эскортиро­вания авианосцев, поддержки соедине­ний эсминцев, разведки и защиты ком­муникаций. В качестве прототипа опять-таки выбрали «Белфаст», однако кон­структоры постарались максимально учесть боевой опыт.

По новому проекту планировалось пос­троить два корабля, которым уже подыс­кали названия — «Нептун» и «Хок». Их за­кладка все переносилась; в феврале 1945 года появился последний (считалось, что окончательный) вариант крейсера. Он предусматривал увеличение водоизмеще­ния до 15 350 т, длины по ватерлинии до 199,8 м и уменьшение толщины бортовой брони на 0,5 дюйма. Главной же особен­ностью «Нептуна» должны были стать 152-мм башенные трехорудийные уста­новки Мк-XXV с углом возвышения ство­лов до 80°, что позволяло им вести огонь по воздушным целям.

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО КРЕЙСЕРА «НЕПТУН» (проект 1944 г.)

Длина по ватерлинии, м ................................................................................................. 192,1

Ширина, м.......................................................................................................................22,57

Водоизмещение стандартное, т....................................................................................14 200

Мощность 4-вальной паротурбинной установки, л.с..................................................100 000

Скорость наибольшая, узлов............................................................................................32,5

Запас топлива полный, т .................................................................................................2650

Дальность плавания 20-узловым ходом, миль................................................................6500

Бронирование, мм:

борт в районе погребов боезапаса и машинно-котельных отделений.......................... 114

палуба над погребами и машинно-котельными отделениями .........................................50

Артиллерийское вооружение: число стволов — калибр в мм,

в скобках — боезапас на один ствол..........................................................4x3 — 152 (200)

                                                                                                                        6x2 — 114 (400)

                                                                                                                      10x2 — 40 «бофорс»

                                                                                                                      14x2 — 20 «эрликон»

Торпедное вооружение .........................................4x4 торпедных аппарата калибра 533 мм

Экипаж, чел......................................................................................................................1050

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ, т:

Корпус............................................ 7220

Броня.............................................. 2200

Вооружение.....................................1820

Механизмы......................................1900

Прочие грузы ..................................1060

Итого стандартное

водоизмещение ...........................14 200

 

Окончание войны в Европе поставило крест на этом проекте. В мае финанси­рование разработки новых крейсеров прекратилось.

Два года спустя «Нептун» лег в основу проекта последнего британского артил­лерийского крейсера «Минотавр» (1947г., 16760 т, 5x2 152-мм орудий с углом возвышения 80°). Но ему также не суждено было воплотиться в металле...

Таким образом, «Белфаст» стал родо­начальником целой ветви наиболее со­вершенных артиллерийских крейсеров британского флота —увы, так и остав­шихся на бумаге.