Общая оценка проекта
Среди многочисленного семейства британских легких крейсеров «Белфаст» выделяется прежде всего тем, что в его проекте боевые качества явно преобладают над крейсерскими. По мощи вооружения и броневой защите он, бесспорно, лидирует в своем классе во флоте «владычицы морей». Однако следствием этого стали сильно возросшие размеры корабля и его дороговизна. И если оценивать крейсера типа «Белфаст» по критерию «стоимость—эффективность», то картина получится далеко не однозначной.
Итак, постараемся разобрать составные части проекта по порядку. Вооружение из 12 6-дюймовых орудий, впервые появившееся на «Саутгемптоне», вызвало бурные споры среди военно-морских специалистов. Хотя 6-дюймовый снаряд в два с половиной раза легче 8-дюймового, за счет увеличенного числа стволов и более высокой скорострельности «Саутгемптон» выпускал за минуту почти втрое больше металла, чем любой из британских тяжелых крейсеров с восемью 8-дюймовками. Правда, дальность стрельбы у крупнокалиберных орудий была выше, и с ростом дистанции боя огневое преимущество легкого крейсера уменьшалось. На вопрос о том, какая из двух схем вооружения эффективнее, не ответил даже опыт второй мировой войны. Но можно утверждать: главный калибр «Белфаста» был вполне «конкурентоспособным» по сравнению с 8-дюймовками тяжелых крейсеров — тем более что он отличался от пушек «Саутгемптона» рядом усовершенствований. Бой у мыса Нордкап показал, что легкий крейсер может стать опасным противником даже для линкора.
Бронирование «Белфаста» качественно отличалось от примененного на всех его предшественниках. Вместо куцего броневого пояса, защищавшего только машинно-котельные отделения (разве что на «Саутгемптоне» он был чуть длиннее), крейсер наконец-таки получил полноценную бортовую броню. Солидной стала и горизонтальная защита. Общий вес брони составлял 18,6% от стандартного водоизмещения — рекорд среди британских крейсеров межвоенного периода. (У «Саутгемптона» — 17,7%, «Линдера» — 11,7%, «вашингтонского» «Кента» — всего 10,25%.) У американских крейсеров этот показатель также был ниже: у «Бруклина»— 15%, «Кливленда» — 13,18%, даже у такого гиганта, как «Аляска», — 16,4%. Бронирование советского крейсера «Максим Горький» имело примерно такой же относительный вес (18,75%), но при этом было менее рациональным и проигрывало по абсолютной толщине.
Скорость «Белфаста» соответствовала британскому стандарту, но заметно уступала скорости итальянских и японских крейсеров. Кстати, англичане скромно умалчивают, насколько изменились ходовые характеристики «Белфаста» после уширения его корпуса в 1939— 1942 годах. Думается, что фактически крейсер мог развивать ход не более 31 узла.
Зато к дальности плавания требования в британском флоте были очень высокие. По этому показателю «Белфаст» оставлял далеко позади крейсера всех других стран (за исключением американских), но среди своих «соплеменников» особо не выделялся ни в лучшую, ни в худшую сторону. Так, согласно официальным данным Адмиралтейства, в 1944 году дальность плавания 12-узловым ходом у «Белфаста» составляла 12200 миль, у «Саутгемптона» — 12 100, у «Линдера» - 10 300, у «Фиджи» - 10 200, у «Норфолка» — 12 500, у «Кента» — 13 300, у «Аретузы» - 8200 и у «Дидо» -7400 миль. То есть увеличение радиуса действия по сравнению с 7000-тонным «Линдером» оказалось неадекватным, а то, что крейсер, имея по сравнению с «Саутгемптоном» на 200 т больше топлива, фактически сравнялся с последним по дальности плавания, вообще стало неожиданностью для его создателей.
Как уже отмечалось, к недостаткам «Белфаста» следует отнести неудачную систему подачи боезапаса к 102-мм зениткам, а также пониженную остойчивость. Но главным минусом корабля стала его высокая стоимость. Строительство «Белфаста» обошлось в 2,141 млн. фн. ст. — примерно на 300 тыс. фунтов дороже, чем тяжелые крейсера типа «Каунти». Легкие крейсера типа «Аретуза» обошлись в 1,21 — 1,29 млн., типа «Линдер» — в 1,48—1,6 млн., «Перт» —около 1,5 млн. фн. ст.
Созданный после «Белфаста» более компактный «Фиджи» при аналогичном вооружении был на 2 тыс. т легче, причем ухудшение его боевых качеств (бронирования, дальности плавания) оказалось совсем незначительным. Неудивительно, что именно его и выбрали в качестве образца для крупной серии крейсеров, а «Белфаст» и «Эдинбург» при всех их достоинствах так и не обрели потомков в Королевском флоте.