Крейсера идут на войну
Первым из двух однотипных крейсеров в строй вошел «Эдинбург». Примерно через месяц, 3 августа 1939 года, к нему присоединился и «Белфаст». Оба корабля немедленно занялись усиленной боевой подготовкой. О визитах и парадах пришлось забыть: шли последние недели мирной жизни...
Начало войны застало «Белфаст» и «Эдинбург» в Скапа-Флоу. Оба крейсера входили в 18-ю эскадру флота Метрополии и с первых же дней включились в боевую службу. «Белфаст» под командованием своего первого командира кэптена Дж. Скотта действовал на вражеских коммуникациях, осуществляя блокаду немецких портов и баз. 9 октября в Северной Атлантике он перехватил сразу два судна — норвежский сухогруз «Тай Йин» и германский лайнер «Кап Норте». Последний был довольно крупным судном (1922 г., 13 615 BRT, 14,5 уз.), принадлежал компании «Гамбург-Зюд» и работал на южноамериканской линии. Возвращаясь в Европу, немцы в целях маскировки подняли шведский флаг и написали на борту новое название: «Анкона». Увы, уловка не удалась. «Белфаст» отконвоировал трофей в Англию, где его позже переоборудовали в войсковой транспорт «Эмпайр Трупер». Бывший лайнер служил под британским флагом до 1955 года.
Однако успешное начало боевой деятельности «Белфаста» вскоре омрачилось неприятным случаем. В октябре крейсер был переведен во 2-ю эскадру флота Метрополии, и его основной базой стал Розайт. 21 ноября корабль отправился на боевое дежурство. Около 11.00, когда он выходил из залива Фирт-оф-Форт, под его корпусом в районе 90-го шпангоута раздался сильнейший взрыв. От сотрясения турбины сорвались со своих фундаментов, и «Белфаст» лишился хода; все отсеки между 66-м и 113-м шпангоутами оказались затопленными. 21 человек из экипажа был ранен; один из них позже умер в госпитале.
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Водоизмещение стандартное/полное,
метрических т.................................................................................... 10718/13 385 (1939 г.),
11500/14900 (1942г.)
Размерения, м:
длина наибольшая.......................................................................................................186,99
длина между перпендикулярами.................................................................................176,47
ширина...................................................................................19,3 (1939 г.), 20,22 (1942 г.)
осадка.......................................................................................6,48 (1939 г.), 7,06 (1942 г.)
Как выяснилось, крейсер стал жертвой нового секретного оружия «третьего рейхах—донной магнитной мины. Заграждение из таких мин на подходах к Розайту выставила германская подводная лодка U-21 под командованием капитан-лейтенанта Фрауэнхайма. Наибольшая опасность этого оружия заключалась в том, что взрыв обычно происходил в самом уязвимом месте корабля — под днищем, вне бортовой противоминной защиты. «Белфасту» еще повезло, что он остался на плаву и вскоре был отведен буксирами в базу. Правда, крейсер настолько глубоко погрузился в воду, что его удалось ввести в док только после демонтажа всех 152-мм орудий.
Осмотр в доке показал, что набор корпуса сильно деформирован, киль разрушен и вдавлен внутрь на протяжении от носовой надстройки до первой дымовой трубы. Требовалось заменить около половины шпангоутов, для чего необходимо полностью демонтировать турбины, котлы и большую часть вспомогательного оборудования. К ремонту приступили немедленно, но все равно он затянулся на 28 месяцев. «Белфаст» вновь вошел в строй только в ноябре 1942 года.
«Эдинбург» 1 октября 1939 года также был переведен в состав 2-й крейсерской эскадры. Он базировался на Розайт и Хамбер, вместе с крейсерами «Аврора» и «Саутгемптон» занимался поиском германских рейдеров. 1G октября «Эдинбург» находился в заливе Фирт-оф-Форт, когда немцы предприняли первый воздушный налет на Розайт. Появление бомбардировщиков Ю-88 над военно-морской базой оказалось для англичан совершенно неожиданным; сигнал воздушной тревоги прозвучал лишь после того, как «юнкерсы» начали пикировать на корабли. Главной целью летчикам люфтваффе служили линейные крейсера «Худ» и «Рипалс», но несколько самолетов нанесли удар по стоявшим на рейде легким крейсерам 2-й эскадры. «Саутгемптон» получил прямое попадание 500-кг бомбы — к счастью, не взорвавшейся. «Эдинбург» отделался лишь осколочными пробоинами от близких разрывов. Немцы потеряли 4 бомбардировщика (три на счету истребителей и один — у зенитчиков береговых батарей ПВО), но все они были сбиты после того, как уже сбросили свои бомбы. Самолеты пикировали на цели очень круто, и ответный огонь с кораблей оказался совершенно неэффективным.
«Эдинбург» действовал в составе 2-й крейсерской эскадры до марта 1940 года, являлся флагманским кораблем, совместно с «Глазго» эскортировал конвои в Норвегию. С 20 марта по 28 октября он прошел основательный ремонт и переоборудование в Саут Шилде. Тогда на крейсере впервые смонтировали радиолокационную станцию типа 279.
По возвращении в строй «Эдинбург» опять причислили к 18-й эскадре флота Метрополии. Он базировался на Скапа-Флоу и оперировал в Северной Атлантике совместно с крейсерами «Манчестер» и «Бирмингем». В марте 1941 года «Эдинбург» и «Нигерия» прикрывали рейд британского флота к Лофотенским островам в Северной Норвегии (операция «Клеймор»). Два месяца спустя 19-я эскадра приняла участие в эпохальной морской операции второй мировой войны— охоте за «Бисмарком». В ее ходе «Эдинбургу» попутно удалось перехватить германский транспорт-блокадопрорыватель «Лех».
К лету 1941 года сильно обострилась ситуация на Средиземном море. Немцы захватили Крит, усилилась блокада Мальты. Ощутимые потери в кораблях заставили британское Адмиралтейство перебросить часть флота из северных вод в южные. В июле «Эдинбург» прибыл в Гибралтар, где прошел докование и легкое переоборудование (установлено 6 одноствольных 20-мм «эрликонов»). Затем крейсер принял участие в операции «Сабстенс» (проводка на Мальту 6 больших транспортов с 65 тыс. т груза) и в сентябре благополучно вернулся в воды Метрополии. Вскоре он вновь оказался на севере. Теперь «Эдинбургу» предстояло сопровождать «русские конвои» — эту службу даже видавшие виды морские волки считали неимоверно трудной. В боевой биографии крейсера открывалась новая страница, а британских моряков ждали суровые испытания...