Крейсера идут на войну

 

Первым из двух однотипных крейсеров в строй вошел «Эдинбург». Примерно через месяц, 3 августа 1939 года, к нему присоединился и «Белфаст». Оба кораб­ля немедленно занялись усиленной бо­евой подготовкой. О визитах и парадах пришлось забыть: шли последние неде­ли мирной жизни...

Начало войны застало «Белфаст» и «Эдинбург» в Скапа-Флоу. Оба крейсе­ра входили в 18-ю эскадру флота Мет­рополии и с первых же дней включились в боевую службу. «Белфаст» под коман­дованием своего первого командира кэптена Дж. Скотта действовал на вражес­ких коммуникациях, осуществляя блока­ду немецких портов и баз. 9 октября в Северной Атлантике он перехватил сра­зу два судна — норвежский сухогруз «Тай Йин» и германский лайнер «Кап Норте». Последний был довольно крупным суд­ном (1922 г., 13 615 BRT, 14,5 уз.), при­надлежал компании «Гамбург-Зюд» и работал на южноамериканской линии. Возвращаясь в Европу, немцы в целях маскировки подняли шведский флаг и написали на борту новое название: «Ан­кона». Увы, уловка не удалась. «Белфаст» отконвоировал трофей в Англию, где его позже переоборудовали в войсковой транспорт «Эмпайр Трупер». Бывший лайнер служил под британским флагом до 1955 года.

Однако успешное начало боевой дея­тельности «Белфаста» вскоре омрачи­лось неприятным случаем. В октябре крейсер был переведен во 2-ю эскадру флота Метрополии, и его основной ба­зой стал Розайт. 21 ноября корабль от­правился на боевое дежурство. Около 11.00, когда он выходил из залива Фирт-оф-Форт, под его корпусом в районе 90-го шпангоута раздался сильнейший взрыв. От сотрясения турбины сорвались со своих фундаментов, и «Белфаст» ли­шился хода; все отсеки между 66-м и 113-м шпангоутами оказались затоплен­ными. 21 человек из экипажа был ранен; один из них позже умер в госпитале.

 

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Водоизмещение стандартное/полное,

метрических т....................................................................................  10718/13 385 (1939 г.),

                                                                                                              11500/14900 (1942г.)

Размерения, м:

длина наибольшая.......................................................................................................186,99

длина между перпендикулярами.................................................................................176,47

ширина...................................................................................19,3 (1939 г.), 20,22 (1942 г.)

осадка.......................................................................................6,48 (1939 г.), 7,06 (1942 г.)

 

Как выяснилось, крейсер стал жертвой нового секретного оружия «третьего рей­хах—донной магнитной мины. Заграж­дение из таких мин на подходах к Розайту выставила германская подводная лод­ка U-21 под командованием капитан-лей­тенанта Фрауэнхайма. Наибольшая опас­ность этого оружия заключалась в том, что взрыв обычно происходил в самом уязвимом месте корабля — под днищем, вне бортовой противоминной защиты. «Белфасту» еще повезло, что он остал­ся на плаву и вскоре был отведен букси­рами в базу. Правда, крейсер настолько глубоко погрузился в воду, что его уда­лось ввести в док только после демон­тажа всех 152-мм орудий.

Осмотр в доке показал, что набор кор­пуса сильно деформирован, киль разру­шен и вдавлен внутрь на протяжении от носовой надстройки до первой дымовой трубы. Требовалось заменить около по­ловины шпангоутов, для чего необходи­мо полностью демонтировать турбины, котлы и большую часть вспомогательно­го оборудования. К ремонту приступили немедленно, но все равно он затянулся на 28 месяцев. «Белфаст» вновь вошел в строй только в ноябре 1942 года.

«Эдинбург» 1 октября 1939 года также был переведен в состав 2-й крейсерской эскадры. Он базировался на Розайт и Хамбер, вместе с крейсерами «Аврора» и «Саутгемптон» занимался поиском гер­манских рейдеров. 1G октября «Эдин­бург» находился в заливе Фирт-оф-Форт, когда немцы предприняли первый воз­душный налет на Розайт. Появление бом­бардировщиков Ю-88 над военно-мор­ской базой оказалось для англичан совершенно неожиданным; сигнал воздуш­ной тревоги прозвучал лишь после того, как «юнкерсы» начали пикировать на ко­рабли. Главной целью летчикам люфтваффе служили линейные крейсера «Худ» и «Рипалс», но несколько самоле­тов нанесли удар по стоявшим на рейде легким крейсерам 2-й эскадры. «Саут­гемптон» получил прямое попадание 500-кг бомбы — к счастью, не взорвав­шейся. «Эдинбург» отделался лишь ос­колочными пробоинами от близких раз­рывов. Немцы потеряли 4 бомбардиров­щика (три на счету истребителей и один — у зенитчиков береговых батарей ПВО), но все они были сбиты после того, как уже сбросили свои бомбы. Самоле­ты пикировали на цели очень круто, и от­ветный огонь с кораблей оказался совер­шенно неэффективным.

«Эдинбург» действовал в составе 2-й крейсерской эскадры до марта 1940 года, являлся флагманским кораблем, совместно с «Глазго» эскортировал кон­вои в Норвегию. С 20 марта по 28 октяб­ря он прошел основательный ремонт и переоборудование в Саут Шилде. Тогда на крейсере впервые смонтировали ра­диолокационную станцию типа 279.

По возвращении в строй «Эдинбург» опять причислили к 18-й эскадре флота Метрополии. Он базировался на Скапа-Флоу и оперировал в Северной Атланти­ке совместно с крейсерами «Манчестер» и «Бирмингем». В марте 1941 года «Эдинбург» и «Нигерия» прикрывали рейд британского флота к Лофотенским островам в Северной Норвегии (опера­ция «Клеймор»). Два месяца спустя 19-я эскадра приняла участие в эпохальной морской операции второй мировой вой­ны— охоте за «Бисмарком». В ее ходе «Эдинбургу» попутно удалось перехва­тить германский транспорт-блокадопрорыватель «Лех».

К лету 1941 года сильно обострилась ситуация на Средиземном море. Немцы захватили Крит, усилилась блокада Маль­ты. Ощутимые потери в кораблях заста­вили британское Адмиралтейство пере­бросить часть флота из северных вод в южные. В июле «Эдинбург» прибыл в Гибралтар, где прошел докование и лег­кое переоборудование (установлено 6 одноствольных 20-мм «эрликонов»). За­тем крейсер принял участие в операции «Сабстенс» (проводка на Мальту 6 боль­ших транспортов с 65 тыс. т груза) и в сентябре благополучно вернулся в воды Метрополии. Вскоре он вновь оказался на севере. Теперь «Эдинбургу» предсто­яло сопровождать «русские конвои» — эту службу даже видавшие виды морские волки считали неимоверно трудной. В боевой биографии крейсера открывалась новая страница, а британских моряков ждали суровые испытания...