Драма в Баренцевом море
20 декабря 1941 года «Эдинбург» под флагом командующего 18-й эскадрой контр-адмирала Бонэма-Картера бросил якорь в Кольском заливе. Крейсер входил в состав эскортных сил конвоя PQ-6 и успешно довел караван из семи грузовых судов до берегов России. Экипаж корабля во главе с кэптеном Хью Фолкнером — самым молодым командиром крейсера в британском флоте — с интересом рассматривал незнакомые места. Долгой стоянки не предусматривалось: «Эдинбург» должен был немедленно возвращаться назад вместе с обратным конвоем QP-4. Однако сложная ледовая обстановка на Белом море задержала выход судов из Молотовска, и английским морякам довелось отпраздновать Рождество и встретить новый, 1942 год на рейде Ваенги. Лишь 4 января крейсер и сопровождавшие его эсминцы «Эко» и «Эскапейд» вышли в море.
15 января «Эдинбург» прибыл в Тайн, а через два дня его поставили на ремонт. Одновременно на крейсере существенно усилили радиолокационное оборудование: вместо старого радара типа 279 установили три новых типа 284, 285 и 273. Все работы закончили к 4 марта, и вскоре «Эдинбург» отправился на рандеву с американским соединением, шедшим на подмогу британскому флоту. Выдержав жестокий шторм, союзные корабли в начале апреля бросили якорь на рейде Скапа-Флоу.
Экипажу «Эдинбурга» отдыхать не пришлось. Борьба на морских коммуникациях в Заполярье приобретала все более ожесточенный характер, и крейсеру было приказано немедленно следовать в Исландию для охраны конвоя PQ-14. Предыдущий караван PQ-13 понес серьезные потери (погибли 5 транспортов), и теперь эскортные силы существенно увеличивались.
Конвой в составе 24 транспортов и 15 боевых кораблей вышел из Рейкьявика 8 апреля. Тяжелые погодные условия сильно выматывали моряков, но в то же время затрудняли атаки противника. В результате PQ-14 потерял только одно судно — правда, еще 16 не дошли до цели и вынуждены были вернуться из-за непогоды и тяжелых ледовых условий. За время перехода по «Эдинбургу» неоднократно разгружали свои бомбоотсеки пикировщики люфтваффе, но крейсер счастливо избежал попаданий. 20 апреля он прибыл в Ваенгу.
Во время стоянки на корабль был тайно доставлен необычный груз. Глубокой ночью на борт подняли 93 деревянных ящика, которые под усиленной охраной перенесли в бомбовый погреб. Тогда никто, кроме командира корабля и высокого советского начальства, не знал, что в ящиках находятся золотые слитки общим весом около 5,5 т! Крейсеру предстояло выполнить секретную миссию: доставить золото в США — в счет оплаты военных поставок Советскому Союзу.
28 апреля «Эдинбург» с эсминцами «Форсайт» и «Форестер» вышел в море. Утром следующего дня он присоединился к конвою QP-11 и вступил в его охранение. Корабли шли строго на север, чтобы обогнуть Норвегию как можно дальше от берега (и, соответственно, немецких аэродромов), по самой кромке льда. Всего в составе конвоя находились 13 транспортов, крейсер «Эдинбург», 6 английских эсминцев, 4 корвета и вооруженный траулер. Кроме того, до траверза острова Медвежий его должны были сопровождать советские эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный», а также английские тральщики.
Уже утром 29 апреля конвой был обнаружен немецким самолетом-разведчиком, а ровно через сутки с крейсера заметили следы выпущенных по нему торпед. Находившийся на борту «Эдинбурга» контр-адмирал Бонэм-Картер посчитал опасным следовать со скоростью транспортов и приказал выйти в голову каравана на расстояние 15 — 20 миль. Крейсер шел без эскорта широким противолодочным зигзагом со скоростью 18—19 узлов.
Командир немецкой подлодки U-456 капитан-лейтенант Тайхерт, обнаруживший одинокий крейсер, маневрировал в течение нескольких часов, пока ему подвернулся удобный момент. В 16.10 он с дистанции 1200 м дал трехторпедный залп. Две торпеды попали в цель: одна в центральную часть корпуса, вторая — в корму; соответственно в район 80-го и 253-го шпангоутов по правому борту. Оба взрыва прогремели почти одновременно, корабль сильно подбросило, тотчас же погас свет. Кормовая оконечность вместе с рулем и двумя винтами оторвалась и пошла ко дну; металлическая палуба позади 4-й башни задралась вверх. «Эдинбург» лишился хода и управления. Положение его было критическим.
Тем не менее экипаж энергично включился в борьбу за живучесть своего корабля. Аварийные партии действовали четко и слаженно. Поступление воды удалось локализовать, крен на правый борт уменьшили контрзатоплением отсеков и даже перетаскиванием тяжелых предметов. На сигнал о помощи откликнулись эсминцы из эскорта конвоя; между 17.30 и 18.30 к «Эдинбургу» подошли «Форсайт», «Форестер», «Гремящий» и «Сокрушительный». Правда, у советских эсминцев топливо было на исходе, и на рассвете 1 мая они ушли на заправку в Ваенгу.
Тем временем нацистская субмарина пыталась провести повторную атаку. Поначалу ее командир решил перестраховаться, и после залпа увел лодку на глубину. По всплытии раненый крейсер был обнаружен на расстоянии около 2,5 мили. Но время было упущено. Лодку отогнал эсминец «Форестер», едва не протаранив ее своим острым форштевнем.
Попытки буксировать «Эдинбург» эсминцами не увенчались успехом, зато поврежденный корабль сумел ввести в действие носовые турбины. С помощью передней пары винтов удалось дать ход около 3 узлов. Вместо рулевого управления подали буксиры на эсминцы, которые удерживали крейсер на курсе. В ночь на 1 мая «Эдинбург» двинулся в обратный путь. До Мурманска было 250 миль, и для преодоления этого расстояния требовалось примерно 4 дня.
После полудня крейсер безуспешно атаковали торпедоносцы люфтваффе. Хотя налет не причинил англичанам вреда, эсминцам пришлось отдать буксиры и вплотную заняться противовоздушной и противолодочной обороной своего флагмана. Лишь после 18.00, когда прибыл советский сторожевой корабль «Рубин», а за ним английские тральщики, движение крейсера возобновилось. К тому времени машинной команде удалось поднять давление пара в котлах и довести скорость «Эдинбурга» до 8 узлов.
Но гитлеровское командование не собиралось так просто упустить легкую добычу. На перехват крейсера устремились эсминцы «Герман Шеманн» (2-7), Z-24 и Z-25, базировавшиеся в Северной Норвегии. Около 14.00 1 мая они наткнулись на суда конвоя QP-11. К тому времени караван охраняли лишь 4 старых слабо вооруженных эсминца и 4 корвета. Немецкие корабли, имевшие восемь 150-мм и пять 127-мм орудий (против шести 120-мм и четырех 102-мм у английских эсминцев), не смогли устоять перед соблазном нанести по транспортам смертельный удар.
Однако реализовать свое преимущество морякам «кригсмарине» не удалось. Англичане отважно вступили в бой, умело маневрируя и ставя дымовые завесы. Почти четыре часа длилось сражение, немцы выпустили несколько сотен снарядов (только флагманский «Шеманн» 380 штук!) и 4 торпеды, но они смогли потопить всего один транспорт — советский пароход «Циолковский». В конце концов командующий немецкой группой капитан цур зее Шульце-Хинрихс решил оставить конвой и направил свои корабли к «Эдинбургу» — благо он только что получил радиограмму с подводной лодки, в которой указывались точные координаты поврежденного крейсера.
Встреча произошла ранним утром следующего дня. В 6.17 «Герман Шеманн» наткнулся на тральщик «Харриер» и сразу же открыл по нему огонь. Завязавшаяся перестрелка в условиях плохой видимости не принесла результатов, но позволила команде «Эдинбурга» приготовиться к бою. Поэтому когда с крейсера увидели приближающийся вражеский эсминец, огонь был открыт без промедления. Первый же залп, сделанный 2-й башней («В»), лег в 100 м от цели. «Герман Шеманн» резко увеличил скорость до 31 узла и начал ставить дымзавесу, но уже второй залп «Эдинбурга» дал два прямых попадания. Оба машинных отделения пронзили 152-мм снаряды, корабль окутался облаком пара и дыма. Торпеда, выпущенная эсминцем из носового аппарата, в цель не попала. «Шеманн» потерял ход, управление кораблем и почти всеми судовыми системами вышло из строя.
Надо отдать должное комендорам «Эдинбурга» — они показали высокое мастерство, несмотря на то, что система управления огнем крейсера была выведена из строя, кормовую 152-мм башню заклинило, а орудийные наводчики 1-й и 3-й башен («А» и «X») не видели противника, поскольку их оптические приборы были забиты снегом. По врагу стреляла лишь 2-я башня — управление ее огнем велось с ходового мостика. При этом корабль шел 8-узловым ходом, описывая циркуляцию влево. Поразить врага вторым же залпом с дальности 2800 — 3000 м в таких условиях было очень непросто.
Тем временем в 6.48 в атаку вышли Z-24 и 2-25. «Эдинбург» сделал несколько залпов из 152-мм и 102-мм орудий, но на сей раз ему не повезло. Одна из семи выпущенных торпед попала в левый борт в районе 86—108-го шпангоутов — напротив предыдущей пробоины по правому борту. Корабль сразу же получил крен в 12°, многие внутренние помещения (носовое котельное отделение, погреба башни «X» и другие) стремительно заполнялись водой и нефтью из поврежденных цистерн. Кэптен Фолкнер вынужден был приказать застопорить турбины и машинной команде подняться наверх.
К крейсеру немедленно подошли тральщики; «Харриер» и «Госсамер» ошвартовались с обоих бортов, а «Хуссар» маневрировал поблизости, ставя дымовые завесы. Эсминцы «Форсайт» и «Форестер» ввязались в бой с Z-24 и Z-25, - получили тяжелые повреждения, но в конце концов отогнали противника. Немцы отошли к агонизирующему «Герману Шеманну», сняли с него экипаж, а поврежденный эсминец подорвали глубинными бомбами. В 8.30 флагман гитлеровской группы «Арктика» пошел ко дну.
Однако ненадолго пережил свою жертву и «Эдинбург». Крен на левый борт достиг 17° и, несмотря на предпринимаемые меры, продолжал увеличиваться. Адмирал Бонэм-Картер приказал Фолкнеру снимать с корабля экипаж. 440 человек перешли на «Госсамер», остальные 350 — на «Харриер». Последними крейсер покинули командир и контр-адмирал. 800-тонные тральщики оказались настолько перегруженными, что все личные вещи и ценное оборудование пришлось оставить на борту обреченного крейсера — с собой офицеры взяли только бинокли, вахтенный журнал и списки личного состава.
Чтобы как можно скорее продолжить путь (а основания спешить были: поврежденные эсминцы и перегруженные тральщики в случае встречи с неприятелем не имели никаких шансов спастись), Бонэм-Картер приказал добить дрейфующий «Эдинбург». «Харриер» с малой дистанции сделал 20 выстрелов в район ватерлинии, но никакого результата это не дало. Затем рядом с крейсером сбросили две серии из 24 глубинных бомб, установленных на малую глубину,—увы, опять без какого-либо эффекта. Тогда выполнить печальную миссию поручили эсминцу «Форсайт». С дистанции 1350 м была выпущена торпеда, попавшая в левый борт в районе второй трубы. Четвертый подводный взрыв стал для крейсера смертельным: в 8.52 он исчез под водой. «Эдинбург», «демонстрируя «чистокровную породу» до конца, грациозно погрузился кормой в течение трех минут» — так описывает этот драматический момент очевидец — шифровальщик крейсера Джон Кении.
В ночь на 3 мая тральщики с экипажем погибшего корабля благополучно прибыли в Полярный. Позже английских моряков начали отправлять на родину. Но домой добрались не все. 10 человек из экипажа «Эдинбурга» через 12 дней нашли могилу на дне Баренцева моря вместе с крейсером «Тринидад»...
Гибель «Эдинбурга» вызвала у советских и английских адмиралов поток взаимных упреков. Англичане подчеркивали, что трагедия произошла в так называемой «зоне ответственности советского ВМФ» и, несмотря на это, Северный флот направил на помощь крейсеру всего лишь одну боевую единицу — сторожевик «Рубин». Особенные нарекания вызвал у британских моряков преждевременный уход «Гремящего» и «Сокрушительного» — их 130-мм пушки очень пригодились бы в бою с немецкими эсминцами. Раздосадованные англичане утверждали, что наши моряки спешили домой отметить первомайский праздник. Но в действительности, как уже упоминалось, причина кроется в другом: дальность плавания советских миноносцев была вдвое меньше проектной, и покинуть «Эдинбург» их заставила нехватка топлива.
В свою очередь, и наши военачальники обвиняли союзников во всех грехах. Командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко писал в своих мемуарах: «На крейсере было в исправности все, кроме руля и винтов. Имея солидное вооружение, к тому же защищенный другими кораблями, он мог постоять за себя. Тем не менее экипаж «Эдинбурга», когда крейсер был поврежден, покинул корабль, перейдя на подошедший к борту миноносец, причем не взяв ничего — ни личных вещей, ни ящиков с золотыми слитками...» (А.Г.Головко. Вместе с флотом. Изд. 3-е. М., 1984, с. 103) Такая оценка, мягко говоря, несправедлива. Действия экипажа английского крейсера заслуживают наивысшей оценки. Получив тяжелейшие повреждения, потеряв 57 человек убитыми и 23 ранеными, корабль до последнего третьего торпедного попадания сохранял боеспособность и даже уничтожил вражеский эсминец. Что же касается перегрузки золота на подошедшие корабли, то это было невозможно: бомбовый отсек, где оно хранилось, оказался мгновенно затопленным после взрыва самой первой торпеды.