Бой у мыса Нордкап
После гибели «Эдинбурга» противоборство в Арктике достигло кульминации. Немцы, понимая, что судьба войны решается на Восточном фронте, делали все возможное, чтобы лишить Красную Армию оружия, продовольствия, стратегических материалов и оборудования, поставлявшихся из США и Англии по ленд-лизу. Главным театром боевых действий для «кригсмарине» стал Север. Союзным конвоям угрожали подводные лодки, авиация, перебазировавшиеся в норвежские фиорды тяжелые корабли, в том числе могущественный «Тирпиц». Лето 1942 года для стран антигитлеровской коалиции омрачилось трагедией: из 37 транспортных судов конвоя PQ-17 24 были потоплены, 2 вернулись назад и лишь 11 достигли Архангельска и Мурманска. Серьезные потери понес и следующий конвой PQ-18 — еще 13 транспортов легли на дно Баренцева моря. Требовалось серьезно реорганизовать систему прохождения грузовых караванов в арктических морях и усилить их эскорт. Неудивительно, что восстановленный «Белфаст» сразу же отправился на Север.
Ремонт и модернизация крейсера после подрыва на мине проходили сначала в Розайте, а с июля 1940 года в Девонпорте. 3 ноября 1942 года он вышел на ходовые испытания, а через месяц, 8 декабря официально вошел в состав флота Метрополии. Командиром «Белфаста» был назначен кэптен Ф.Пархэм.
В январе 1943 года корабль перешел в Скапа-Флоу и стал флагманом 10-й крейсерской эскадры («Белфаст», «Глазго», «Шеффилд», «Бермуда», «Ямайка», «Кения» и «Уганда»). Поднявшийся на его борт контр-адмирал Р.Бэрнетт в течение следующего года почти не покидал мостик облюбованного им крейсера.
Первой арктической операцией «Белфаста» стало сопровождение конвоя JW-53. 15 февраля караван из 28 транспортов вышел из бухты Лох-Ю (Шотландия). Его непосредственный эскорт состоял из авианосца «Дэшер», крейсера «Сцилла» и 15 эсминцев; еще три крейсера — «Белфаст», «Шеффилд» и «Камберленд» — являлись отрядом прикрытия. Конечно, для боя с германскими надводными кораблями (а немцы к тому времени сосредоточили в норвежских водах «Тирпиц» и «карманный линкор» «Лютцов») этих сил было явно недостаточно, но встреча конвоя с грозным противником в условиях полярной ночи считалась маловероятной.
Поход оказался крайне тяжелым. Вскоре после выхода в Норвежское море конвой попал в жесточайший шторм. Против гигантских волн не смогли выстоять даже крупные корабли: авианосец, крейсер «Шеффилд» и 6 транспортов, получив серьезные повреждения, повернули назад. Остальные продолжали путь и благополучно достигли портов назначения. 26 февраля «Белфаст» стал на якорь в Кольском заливе. Конвой JW-53 доставил в СССР рекордное количество груза — 21 748 т, в том числе 281 самолет, 309 танков, 126 авиамоторов, 10 тыс. км полевого кабеля и многое другое. Однако 14 марта в Норвегию прибыл немецкий линкор «Шарнхорст», и угроза союзническим транспортным коммуникациям со стороны «кригсмарине» резко возросла. Черчилль поспешил сообщить Сталину о том, что отправка конвоев в Россию откладывается до осени. Англичан не отпускал страх перед германскими линкорами, несмотря на то, что их ВМС в совокупности были многократно сильнее.
В течение 1943 года «Белфаст», как бы приняв эстафету у своего погибшего систершипа, почти постоянно находится в арктических водах— несет патрульную и разведывательную службу. С 18 по 29 июня он проходит докование в Розайте, во время которого на крейсере дополнительно устанавливают четыре 20-мм «эрликона». В августе корабль посещает Его Величество король Георг VI.
Следующий арктический конвой JW-54 отправился в СССР двумя частями. Первая (JW-54A) в составе 18 транспортов вышла из Лох-Ю 15 ноября, вторая (JW-54В) из 14 судов — через неделю. Ближнее прикрытие первого каравана осуществлял отряд крейсеров («Белфаст», «Шеффилд» и «Норфолк»), дальнее — линкор «Дюк оф Йорк» под флагом командующего флотом Метрополии адмирала Брюса Фрэйзера. Англичане ожидали атаки со стороны «Шарнхорста» («Тирпиц» к тому времени уже был выведен из строя), но ее не последовало. С ноября по середину декабря три конвоя в Россию (JW-54A, JW-54B, JW-55A) и два обратных (RA-54A и RA-54B) не потеряли ни одного судна. 16 декабря «Дюк оф Йорк» вошел в Кольский залив, а через три дня туда же прибыли крейсера контр-адмирала Бэрнетта. На борту «Белфаста» состоялось двухчасовое совещание командиров боевых кораблей и капитанов судов конвоя RA-55A, на котором отрабатывались вопросы взаимодействия транспортов и сил прикрытия. Помимо непосредственного эскорта два находящихся в море конвоя (вышедший 20 декабря из Лох-Ю JW-55B и обратный RA-55A) должны были защищать соединение 1 («Белфаст», «Шеффилд» и «Норфолк») и соединение 2 («Дюк оф Йорк», крейсер «Ямайка» и 4 эсминца). Многих моряков не покидало чувство, что относительно спокойный переход предыдущих караванов — затишье перед бурей, и они серьезно готовились к бою.
Предположения англичан оказались верными. 25 декабря командующий «кригсмарине» адмирал Дениц отдал приказ контр-адмиралу Эриху Бею атаковать конвой JW-55B. Выход в море должен был состояться немедленно — так, чтобы смертельный удар по каравану транспортов нанести в ночь на Рождество. Операции присвоили громкое название «Остфронт», как бы подчеркивая ее важность для немецких сухопутных армий на Восточном фронте. В 19.00 «Шарнхорст» снялся с якоря и вышел из Альта-фьорда. Его сопровождала 4-я флотилия эсминцев (Z-29, Z-30, Z-33, Z-34 и Z-38). Исходя из донесений подводных лодок, обнаруживших JW-55B, немцы рассчитывали перехватить конвой на рассвете (около 10.00) 26 декабря. Если же погода и видимость не позволили бы применить артиллерию, то атаку должны были провести эсминцы — торпедами с минимальной дистанции.
Однако планы немцев для англичан очень скоро перестали быть тайной. О выходе германского соединения сообщил по рации норвежский подпольщик Б.Рорхольт, затем британской разведке удалось перехватить и расшифровать шедшие из Берлина приказы... Соединение адмирала Фрэйзера устремилось на восток, к месту ожидаемой встречи с «Шарнхорстом».
Первым противника обнаружили крейсера соединения 1. В 8.34 26 декабря радар «Норфолка» захватил крупную цель. Через 6 минут радиолокационный контакт установил и флагманский «Белфаст»: на мониторе его радара типа 273 по пеленгу 295° и на дальности 32 км появился сигнал. Вице-адмирал Бэрнетт приказал сыграть боевую тревогу и повернул прямо на врага. К тому времени «Шарнхорст» приближался к конвою в одиночку: эсминцы плохо держали ход в штормовом море (сила ветра достигала 7 баллов) и адмирал Бей оставил их примерно в 10 милях к зюйд-весту.
В 9.00 радар «Белфаста» дал второе эхо по пеленгу 299° на дальности 22,4 км, а через 15 минут расстояние между противниками сократилось до 12 км. «Шарнхорст» все еще не подозревал о том, что он обнаружен: для большей скрытности Бей приказал выключить оба обзорных локатора. Поэтому когда в 9.24 «Белфаст» открыл огонь осветительными снарядами, для немцев это явилось полной неожиданностью.
Первая фаза боя соединения 1 с вражеским линкором длилась менее получаса. Осветительные 102-мм снаряды не достигали цели, и поэтому английские крейсера начали стрельбу по данным радиолокационных станций. Наиболее успешно вел огонь «Норфолк»:-его первый же залп лег всего в 500 м от цели, а затем в течение 20 минут он добился трех попаданий в «Шарнхорст» 203-мм снарядами. Одно из них вывело из строя носовой радиолокатор, что вскоре повлияло на судьбу линкора самым роковым образом — полярная ночь и штормовая погода делали лишенный радара корабль полностью ослепшим. Последней надеждой немцев оставался кормовой локатор, но тот имел значительную мертвую зону в носовых углах и не мог дать более или менее полную картину обзора.
«Шарнхорст», не имевший специальных артиллерийских радаров, вел огонь своим главным калибром, ориентируясь на вспышки 203-мм орудий крейсера «Норфолк». «Белфаст» и «Шеффилд» применяли заряды с новым, так называемым беспламенным порохом и поэтому оставались для немцев практически невидимыми. Правда, большая дистанция боя (9 — 10 км) при отсутствии визуального контакта делала стрельбу с обеих сторон малоэффективной.
Адмирал Бей видел главной своей задачей разгром конвоя и рассматривал бой с крейсерами как досадную помеху на пути к цели. Поэтому он, пытаясь уйти, приказал увеличить ход до 30 узлов. Крейсера Бэрнетта по сравнению с гигантом-линкором имели значительно худшую мореходность: против волны они могли идти со скоростью не более 24 узлов. Расстояние между противниками начало резко увеличиваться; в 9.40 англичане прекратили огонь. Оторвавшись от преследователей, «Шарнхорст» вновь взялся за поиск конвоя. Немцы не знали, что кольцо вокруг них продолжает сжиматься.
В 10.30 к соединению 1 подошли 4 эсминца 36-го дивизиона («Маскетир», «Матчлесс», «Оппортьюн» и «Вираго»), ранее входившие в непосредственный эскорт конвоя JW-55B. К тому времени радиолокационный контакт с «Шарнхорстом» был потерян. Конвой изменил курс, а Бэрнетт, образовав из эсминцев противолодочную завесу, принялся прочесывать район к зюйд-осту от острова Медвежий. Он был уверен, что гитлеровский линкор ищет транспорты беззащитного каравана...
К полудню соединение 1 находилось в 9 милях от конвоя, прикрывая его со стороны вероятного появления противника. В 12.10 радар «Шеффилда» дал контакт по пеленгу 79 на дальности 24,6 км. Эхо держалось 5 минут, и англичане успели определить курс и скорость цели. Сомнений не оставалось: это был «Шарнхорст». Бэрнетт повернул прямо на противника. В 12.24 с дистанции около 9 км крейсера открыли огонь по данным своих радаров.
«Шеффилд» накрыл неприятельский корабль уже вторым залпом, «Белфаст» — четвертым. Началась вторая фаза боя «Шарнхорста» с соединением Бэрнетта. Англичане развили высокую плотность огня: за первые три минуты дуэли «Белфаст» сделал 9 полных залпов, «Шеффилд» — 5. В бой вступила даже артиллерия эсминцев, ринувшихся в торпедную атаку, но вынужденных отойти под ураганным огнем немецкого линкора.
Серых декабрьских сумерек оказалось достаточно, чтобы дальномерщики «Шарнхорста» смогли разглядеть в окулярах своей цейсовской оптики силуэты английских крейсеров. Линкор изменил курс, введя в бой сразу три башни главного калибра. Первым серьезно пострадал «Норфолк»: в 12.27 283-мм снаряд попал в барбет его кормовой башни и вывел ее из строя. Второй снаряд угодил в центральную часть корабля и уничтожил или повредил все радары. 7 человек из экипажа были убиты и 5 ранены. Правда, крейсер дал достойный отпор — две носовые башни сделали 10 залпов, добившись 7 попаданий в «Шарнхорст», но выход из строя радаров ухудшил меткость стрельбы, а затем и вовсе заставил «Норфолк» прекратить огонь.
Вторым был накрыт «Шеффилд». Хотя крейсер избежал прямых попаданий и получил лишь незначительные повреждения от осколков, темп его стрельбы резко снизился. Плохая видимость вынудила отказаться от полных залпов и перейти на побашенную стрельбу. В 12.40 наблюдатели «Шеффилда» потеряли цель, и орудия крейсера замолкли.
«Белфаст» после девяти полных залпов продолжал вести огонь только из носовых башен: «Шарнхорст» в очередной раз изменил курс и вышел из секторов обстрела кормовых орудий. Крейсер сделал 16 залпов, из которых один накрыл линкор. Но в 12.41 стрельбу пришлось прекратить — дистанция увеличилась до 11,3 км, а радар типа 284 вышел из строя.
Эта фаза боя была крайне опасна для англичан: если бы Бей поставил цель расправиться с крейсерами Бэрнетта, он при своем превосходстве в скорости смог бы это сделать без особого труда. Но немецкий адмирал, стремясь выполнить приказ Деница, упрямо пытался найти конвой, отмахиваясь от крейсеров и эсминцев, как от назойливых мух. Отдельно от «Шарнхорста» вели поиск транспортов и германские эсминцы. Около 13.00 они прошли всего в 8 милях от конвоя, но так и не заметили свою цель. Вскоре Бей приказал им возвращаться в базу. Это решение адмирала было крайне опрометчивым. Учитывая, что немцы весьма смутно представляли расположение английских сил и фактически не имели радиолокатора, присутствие пяти эсминцев смогло бы обеспечить нормальную разведку и при необходимости позволило отразить атаку вражеских миноносцев.
Тем временем «Шарнхорст» шел на юг, держа курс по направлению к мысу Нордкап. Соединение 1 гналось за ним по пятам, пытаясь не потерять радиолокационный контакт. Скорость временами доходила до 28 узлов, крейсера, врезаясь в набегающие валы, вздымали фонтаны брызг, но не отставали. Бэрнеттзнал, что соединение 2 адмирала Фрэйзера уже рядом и немецкий линкор мчится прямо в ловушку. Даже когда «Норфолк», а за ним и «Шеффилд» вынуждены были сбавить скорость (на последнем сломался кронштейн гребного вала), «Белфаст» продолжал преследовать гитлеровский линкор практически в одиночку. Лишь 4 эсминца 36-го дивизиона держались поодаль, временами исчезая в брызгах штормовых волн...
В 16.32 радиолокационное эхо от «Шарнхорста» появилось на экране радара линкора «Дюк оф Йорк». Через 8 минут адмирал Фрэйзер приказал «Белфасту» открыть огонь осветительными снарядами. В 16.47 небо озарилось яркими вспышками, а спустя три минуты раздался первый залп 356-мм орудий британского линкора. Только теперь контр-адмирал Эрих Бей понял, что угодил в западню, вырваться из которой будет крайне сложно...
Стрельба англичан оказалась очень меткой — первый же залп с «Дюк оф Йорка» уничтожил носовую башню «Шарнхорста» и временно вывел из строя вторую. Немецкий линкор повернул на север, и в 16.57 по нему открыл огонь «Белфаст», а через 3 минуты — вовремя подоспевший «Норфолк» (отставший «Шеффилд» был далеко позади). «Белфаст» стрелял по данным радара и сделал 7 залпов (2 полных и 5 из носовых башен). «Шарнхорст» дал два залпа по соединению Бэрнетта и повернул на восток, увеличив скорость до 30 узлов.
Англичане бросились в погоню. Но теперь «на хвосте» у адмирала Бея находились не только крейсера, но и мощный линкор. Последний теоретически уступал «Шарнхорсту» в скорости на 1,5 — 2 узла, но реализовать свое преимущество немцам в сложившихся условиях было непросто. Тем более что британские снаряды вызывали все новые и новые повреждения. Лишь к 18.24 Бею удалось отойти на 19,5 км, из-за чего англичане прекратили огонь. Но к тому времени «Шарнхорст» получил не менее 13 прямых попаданий 356-мм снарядами. Большая часть его вспомогательной артиллерии была уничтожена, и Фрэйзер решил атаковать противника торпедами. Участь немецкого линкора была предрешена.
Дальнейший ход боя свелся преимущественно к последовательным атакам британских эсминцев. Довелось применить торпедное оружие и крейсерам. В 19.12 Фрэйзер приказал Бэрнетту вступить в бой, и через 3 минуты «Белфаст» открыл огонь с дистанции 15,5км, добившись в третьем залпе сразу двух попаданий в «Шарнхорст». Сделав 5 полных залпов всем бортом, «Белфаст» на скорости 25 узлов сблизился с противником до 5,7 км и в 19.26 выпустил 3 торпеды из правого аппарата. Одновременно дал двухторпедный залп и крейсер «Ямайка», но оба корабля промахнулись. Крейсера развернулись, чтобы использовать торпедные аппараты другого борта. Но успела это сделать лишь «Ямайка», поскольку в 19.35, как только «Белфаст» приготовился дать трехторпедный залп, подоспели эсминцы 36-го дивизиона. Дабы не помешать их атаке, Бэрнетту пришлось отвернуть на юг.
Всего англичане выпустили по «Шарнхорсту» 55 торпед, предположительно 11 из них попали в цель. В 19.45 немецкий линкор завалился на правый борт и носом ушел в воду. Вместе с кораблем погибли контр-адмирал Эрих Бей, командир корабля капитан цур зее Фриц-Хинтце и еще 1930 находившихся на борту человек, включая 40 кадетов. Англичане подобрали из воды лишь 36 немецких моряков, среди которых не оказалось ни одного офицера. В 20.40 командующий флотом Метрополии отправил в Лондон лаконичную радиограмму: «Шторм еще есть, но «Шарнхорста» уже нет. Фрэйзер».
К утру 27 декабря ветер достиг ураганной силы. В 8.50 локатор «Белфаста» обнаружил приближающийся самолет и отогнал его огнем зениток. Остальная часть пути до Кольского залива прошла без происшествий. Через 5 часов линкор «Дюк оф Йорк», крейсера «Белфаст», «Ямайка», «Норфолк» и «Шеффилд» стали на якорь на рейде Ваенги. Адмирал Брюс Фрэйзер устроил торжественный прием, на котором сам получил подарок от Сталина — соболью шубу.
В последнем морском сражении в европейских водах, известном как бой у мыса Нордкап, «Белфаст» сыграл важную роль. Он сделал 38 залпов, выпустив по врагу 316 152-мм и 77 102-мм снарядов (преимущественно осветительных), а также 3 торпеды. Часть снарядов попала в цель, хотя точно результативность стрельбы в сложившихся условиях оценить оказалось трудно. При этом сам крейсер избежал попаданий и не потерял ни одного члена экипажа убитым или раненым. Он отомстил за погибший «Эдинбург», как бы оправдывая свой девиз (являющийся и девизом города Белфаст) «ProTanto Quid Retribuamus» — «Настолько, насколько мы можем отплатить».
Любопытно, что с точки зрения военно-морской тактики того времени выход легких крейсеров навстречу современному линкору для артиллерийского боя считался просто самоубийством. Но в реальных боевых условиях это было совсем не так. Бульдожьей хваткой крейсера Бэрнетта вцепились в значительно более сильного противника и не отпускали его, пока не заманили в ловушку. Последний морской бой с последним гитлеровским сверхрейдером показал, что при плохой видимости радиолокационные средства обнаружения и управления огнем подчас играют более важную роль, чем калибр пушек и толщина брони. Сражение у мыса Нордкап стало предтечей новой эры в истории военно-морского искусства.