Предисловие
Настоящий справочник посвящен отечественной корабельной артиллерии эпохи парового и броненосного флота. Он охватывает периоде 1867 (год принятия на вооружение нарезных орудий, заряжаемых с казны) по 1922 год (момент завершения производства орудий старых образцов). Из-за ограниченного объема справочника в него не вошли сведения по ряду опытных, а также иностранных артсистем, установленных на русских кораблях. Из боеприпасов приведены лишь типовые снаряды и заряды.
В Российском Императорском флоте было только две системы нарезов — «обр. 1867 г.» и «обр.1877 г.» (не считая небольшого количества 4-фн и 8-фн пушек, заряжаемых с дула). Большинство авторов говорят п пушках обр.1867 г. и обр.1877 г., считая, что это пушки, принятые на вооружение соответственно в 1867 и в 1877 годах. Это принципиально неверно. Пушками обр. 1867 г. называли орудия, принятые на вооружение с 1865 по 1877 год, а к пушкам обр. 1877 г. относятся все орудия последующего времени. Формально даже пушки советского периода (Б-13, Б-37, Б-38 и др.) имеют канал ствола обр. 1877 г. с небольшими изменениями. Предпринималась попытка ввести обозначение «обр. 1887 г.». Причем отличием таких орудий был не канал, а длина ствола, баллистика и т.п. Однако это название не прижилось, и к концу века в обозначение корабельных пушек входил лишь калибр и длина ствола в калибрах. Калибр обычно указывался в дюймах или в мм, за исключением 4-фн и 9-фн пушек.
Обе системы нарезов (обр.1867 г. и обр. 1877 г.) разработала фирма Круппа. Поэтому первые десять лет система нарезов обр. 1867 г. именовалась прусской, в течение 1877 года ее называли «прежней», а систему 1877 года — «новой». Наконец, в декабре того же года приняли решение последнюю именовать системой обр. 1877 г.
Канал обр. 1867 г. проектировался для снарядов со свинцовой оболочкой. Он состоял из заклиновой части, зарядной каморы, конического ската и нарезной части. У орудий калибра менее 8", а также у 8" нескрепленных пушек все, эти части имели общую ось. У остальных орудий ось каморы выше оси орудия: у 11" пушек— на 1,52 мм, у прочих — на 1,27 мм.
Нарезы имели постоянную глубину; ширина же их у всех орудий к дульному срезу уменьшалась: это делалось для того, чтобы компенсировать стирание выступов свинцовой оболочки по мере движения снаряда в стволе. Крутизна нарезов у всех орудий постоянная.
Первоначально снаряды для орудий обр. 1867 г. имели свинцовую оболочку, в 80-х годах — медные пояски, но взаимозаменяемости снарядов одного калибра для орудий обр. 1867 г. и обр. 1877 г. достичь не удалось.
Канал обр. 1867 г. предназначался для снарядов с медными поясками. Он состоял из заклиновой части для орудий с клиновым замком, зарядной каморы, заднего конического ската, снарядной каморы, переднего конического ската и нарезной части. Все эти части имели общую ось (исключение представляли 11" пушки Круппа, у которых ось каморы выше оси канала на 1,52мм).
Нарезы начинались на заднем конусе. Они имели постоянную ширину и на протяжении нарезной части канала постоянную глубину. Длина хода нарезов переменной крутизны уменьшалась к дульному срезу. Цель устройства нарезки прогрессивной крутизны — увеличение угловой скорости вращения. При этом выступы снаряда не подвергались большому давлению на ведущие грани нарезов, так как в начале нарезной части, где давление пороховых газов больше, наклон нарезов был меньше.
Следует сказать несколько слов и о выстрелах корабельных орудий. Снаряды с толстой свинцовой оболочкой ввели в 1867 году, с тонкой — с 1873 года, с медными поясками — в 1877 году. Картечные гранаты введены в 1871 году и отменены в 1875-м.
Картечь отпускалась для всех морских гладкоствольных пушек, включая 9" стальные с чугунными оболочками. Для нарезных орудий обр. 1867 г. картечь первоначально отпускалась только для 4-фн и 9-фн пушек. В 1876 году в Морском ведомстве ввели картечь в цинковых корпусах для орудий крупных калибров. Шарохи (Картечные или обыкновенные гранаты, в головной части которых имелось сплошное сферическое ядро. При разрыве шарохи ядро рикошетировало), введенные в 1870 году, отменили в 1876-м. Сегментные снаряды появились во флоте в 1889 году, ныряющие снаряды — в 1915-м, химические — в 1916-м.
Первоначально снаряды снаряжались черным артиллерийским порохом. Пироксилин во флоте использовался с 1875 года, но только для снаряжения мин. 9 марта 1881 года впервые в России были проведены стрельбы 6" бронебойными снарядами с пироксилином. (Любопытно, что это ВВ к тому времени уже в течение нескольких лет применялось террористами, в том числе из организации «Народная Воля».) Впервые такие штатные снаряды поступили на корабли в кампанию 1888 года, и до Цусимы Морское ведомство хранило им верность. Работы с тротилом (тринитротолуолом) начали в России в 1905 году. Во флоте первые стрельбы тротиловыми снарядами провели в 1908 году. Кроме того, в качестве временной меры в 1904 — 1918 годах часть морских снарядов снаряжалась бездымным порохом.
В 1862 году в России начали производство призматического пороха (ПП). По инструкции, существовавшей до 1872 года, плотность отечественного пороха должна была находиться в пределах 1,61 — 1,66. В 1872 году эту характеристику увеличили до 1,67 и 1,71. Производить ПП плотностью 1,75 стали в 1878 году. С 1881 года в русской артиллерии использовался германский бурый порох. В 1885-м был испытан бурый порох Охтинского завода. Бездымный порох ввели в 1894- 1895 году.
Несколько слов следует сказать о создании стабилизированных артсистем. 9 февраля 1916 года комиссией под руководством генерала Маниковского был рассмотрен проект гироскопического двухплоскостного стабилизатора, разработанного камер-юнкером П.П.Шиловским. Стабилизатор предназначался для 47-мм одноствольной пушки Гочкиса, установленной на бронеавтомобиле. Вскоре приняли решение изготовить опытный экземпляр установки.
В 1919 году Шиловский предложил проект 45-тонного бронекатера. В первом варианте он вооружался одной 102/60-мм пушкой, во втором—двумя 122-мм гаубицами обр.1910 г. В обоих случаях были установлены мощные гидросистемы со скоростью вращения 3000 об/мин, которые не только стабилизировали орудие, но и предотвращали качку катера после выстрела. За постановлением Совета военной промышленности от 15 ноября 1919 года последовал заказ на постройку четырех 45-тонных катеров Шиловского.