Предисловие

 

Настоящий справочник посвящен отечественной корабель­ной артиллерии эпохи парового и броненосного флота. Он охватывает периоде 1867 (год принятия на вооруже­ние нарезных орудий, заряжаемых с казны) по 1922 год (мо­мент завершения производства орудий старых образцов). Из-за ограниченного объема справочника в него не вошли сведе­ния по ряду опытных, а также иностранных артсистем, уста­новленных на русских кораблях. Из боеприпасов приведены лишь типовые снаряды и заряды.

В Российском Императорском флоте было только две сис­темы нарезов — «обр. 1867 г.» и «обр.1877 г.» (не считая не­большого количества 4-фн и 8-фн пушек, заряжаемых с дула). Большинство авторов говорят п пушках обр.1867 г. и обр.1877 г., считая, что это пушки, принятые на вооружение соответственно в 1867 и в 1877 годах. Это принципиально не­верно. Пушками обр. 1867 г. называли орудия, принятые на во­оружение с 1865 по 1877 год, а к пушкам обр. 1877 г. относятся все орудия последующего времени. Формально даже пушки советского периода (Б-13, Б-37, Б-38 и др.) имеют канал ство­ла обр. 1877 г. с небольшими изменениями. Предпринималась попытка ввести обозначение «обр. 1887 г.». Причем отличием таких орудий был не канал, а длина ствола, баллистика и т.п. Однако это название не прижилось, и к концу века в обозначе­ние корабельных пушек входил лишь калибр и длина ствола в калибрах. Калибр обычно указывался в дюймах или в мм, за исключением 4-фн и 9-фн пушек.

Обе системы нарезов (обр.1867 г. и обр. 1877 г.) разрабо­тала фирма Круппа. Поэтому первые десять лет система наре­зов обр. 1867 г. именовалась прусской, в течение 1877 года ее называли «прежней», а систему 1877 года — «новой». Наконец, в декабре того же года приняли решение последнюю имено­вать системой обр. 1877 г.

Канал обр. 1867 г. проектировался для снарядов со свинцо­вой оболочкой. Он состоял из заклиновой части, зарядной ка­моры, конического ската и нарезной части. У орудий калибра менее 8", а также у 8" нескрепленных пушек все, эти части име­ли общую ось. У остальных орудий ось каморы выше оси ору­дия: у 11" пушек— на 1,52 мм, у прочих — на 1,27 мм.

Нарезы имели постоянную глубину; ширина же их у всех орудий к дульному срезу уменьшалась: это делалось для того, чтобы компенсировать стирание выступов свинцовой оболочки по мере движения снаряда в стволе. Крутизна нарезов у всех орудий постоянная.

Первоначально снаряды для орудий обр. 1867 г. имели свин­цовую оболочку, в 80-х годах — медные пояски, но взаимоза­меняемости снарядов одного калибра для орудий обр. 1867 г. и обр. 1877 г. достичь не удалось.

Канал обр. 1867 г. предназначался для снарядов с медными поясками. Он состоял из заклиновой части для орудий с клино­вым замком, зарядной каморы, заднего конического ската, сна­рядной каморы, переднего конического ската и нарезной час­ти. Все эти части имели общую ось (исключение представляли 11" пушки Круппа, у которых ось каморы выше оси канала на 1,52мм).

Нарезы начинались на заднем конусе. Они имели постоян­ную ширину и на протяжении нарезной части канала постоян­ную глубину. Длина хода нарезов переменной крутизны умень­шалась к дульному срезу. Цель устройства нарезки прогрессив­ной крутизны — увеличение угловой скорости вращения. При этом выступы снаряда не подвергались большому давлению на веду­щие грани нарезов, так как в начале нарезной части, где давле­ние пороховых газов больше, наклон нарезов был меньше.

Следует сказать несколько слов и о выстрелах корабельных орудий. Снаряды с толстой свинцовой оболочкой ввели в 1867 году, с тонкой — с 1873 года, с медными поясками — в 1877 году. Картечные гранаты введены в 1871 году и отменены в 1875-м.

Картечь отпускалась для всех морских гладкоствольных пу­шек, включая 9" стальные с чугунными оболочками. Для нарез­ных орудий обр. 1867 г. картечь первоначально отпускалась толь­ко для 4-фн и 9-фн пушек. В 1876 году в Морском ведомстве ввели картечь в цинковых корпусах для орудий крупных калибров. Шарохи (Картечные или обыкновенные гранаты, в головной части которых имелось сплошное сферическое ядро. При разрыве шарохи ядро рико­шетировало), введенные в 1870 году, отменили в 1876-м. Сег­ментные снаряды появились во флоте в 1889 году, ныряющие снаряды — в 1915-м, химические — в 1916-м.

Первоначально снаряды снаряжались черным артиллерий­ским порохом. Пироксилин во флоте использовался с 1875 года, но только для снаряжения мин. 9 марта 1881 года впервые в России были проведены стрельбы 6" бронебойными снарядами с пироксилином. (Любопытно, что это ВВ к тому времени уже в течение нескольких лет применялось террористами, в том числе из организации «Народная Воля».) Впервые такие штатные сна­ряды поступили на корабли в кампанию 1888 года, и до Цусимы Морское ведомство хранило им верность. Работы с тротилом (тринитротолуолом) начали в России в 1905 году. Во флоте пер­вые стрельбы тротиловыми снарядами провели в 1908 году. Кро­ме того, в качестве временной меры в 1904 — 1918 годах часть морских снарядов снаряжалась бездымным порохом.

В 1862 году в России начали производство призматичес­кого пороха (ПП). По инструкции, существовавшей до 1872 года, плотность отечественного пороха должна была находиться в пределах 1,61 — 1,66. В 1872 году эту характеристику увеличили до 1,67 и 1,71. Производить ПП плотностью 1,75 стали в 1878 году. С 1881 года в русской артиллерии исполь­зовался германский бурый порох. В 1885-м был испытан бу­рый порох Охтинского завода. Бездымный порох ввели в 1894- 1895 году.

Несколько слов следует сказать о создании стабилизиро­ванных артсистем. 9 февраля 1916 года комиссией под руко­водством генерала Маниковского был рассмотрен проект ги­роскопического двухплоскостного стабилизатора, разработан­ного камер-юнкером П.П.Шиловским. Стабилизатор предна­значался для 47-мм одноствольной пушки Гочкиса, установ­ленной на бронеавтомобиле. Вскоре приняли решение изго­товить опытный экземпляр установки.

В 1919 году Шиловский предложил проект 45-тонного бро­некатера. В первом варианте он вооружался одной 102/60-мм пушкой, во втором—двумя 122-мм гаубицами обр.1910 г. В обоих случаях были установлены мощные гидросистемы со ско­ростью вращения 3000 об/мин, которые не только стабилизи­ровали орудие, но и предотвращали качку катера после вы­стрела. За постановлением Совета военной промышленности от 15 ноября 1919 года последовал заказ на постройку четы­рех 45-тонных катеров Шиловского.