12"/35 пушка

 

В русском флоте состояли на вооружении пушки изготов­ления заводов Круппа и Обуховского, имевшие ряд конструк­тивных отличий. 30 апреля 1886 года с фирмой Круппа был заключен контракт на шесть 12"/35 пушек.

Орудие состояло из толстой внутренней трубы, вставлен­ной с натяжением в казенную часть составного ствола. На ствол надевалось три ряда скрепляющих колец. Затвор клиновой. Приводы затвора ручные. Вес окончательного варианта 56855кг. 12"/35 пушка стала последней 12" пушкой нашего флота с цапфами и клиновым затвором.

К 1892 году на «Чесме» одна из 12"/35 пушек Круппа раз­горелась, и ее заменили 12"/35 пушкой Обуховского завода.

В 1888 году Обуховский завод представил МТК чертеж 12"/ 35 пушки по типу 12"/35 пушки Круппа. В 1891 году прошла испытания первая 12"/35 пушка Обуховского завода. Вес пуш­ки 55 692 кг. 12"/35 пушка ОСЗ отличалась от крупповской тем, что ее труба была вставлена прямо в кожух и имела более короткие скрепляющие кольца.

В 1891 году при стрельбе из 12"/35 обуховской пушки тя­желыми 155-кг снарядами в 3,5 клб обнаружили прогиб ство­ла. После этого было решено несколько коротких колец заме­нить цилиндрами длиной от 1524 до 3048 мм. Так, в 12"/35 пушках для БР «Наварин» длину скрепляющих цилиндров на­ружных 6-го и 5-го слоев увеличили на 1778 мм.

12"/35 пушки ОСЗ были установлены на броненосцах «Чесма» — 1, «Георгий Победоносец» — 6, «Наварин» — 4.

В 1905— 1909 годах Морское ведомство настойчиво пыта­лось всучить ГАУ 12"/35 пушки, снятые с черноморских броне­носцев для установки на береговых батареях. ГАУ ответило, что для береговой обороны эти орудия боевой ценности не представляют. Скорострельность 12"/35 пушек к тому време­ни составляла 1 выстр. в 10 мин. Тем не менее Морское ведомство хранило в Севастопольском порту 11 годных 12"/35 пушек по крайней мере до 1917 года.

Длина ствола орудия 10 700/35,1 мм/клб, канала — 9770/ 32 мм/клб. Число нарезов 68. Вес замка 1360— 1686 кг. Вес орудия 56 — 57 т.

В б/к 12"/35 пушек входили легкие снаряды весом 331,7 кг и длиной 2,6 — 2,8 клб и тяжелые весом 455 кг и длиной 4,2 клб. Легкие и тяжелые бронебойные снаряды изготавливались из стали, а фугасные — из обыкновенного чугуна.

Тяжелые фугасные снаряды обыкновенного чугуна весом 455 кг содержали 24,5 кг черного пороха. Ударная трубка фран­цузского типа. В 1887 году заказано 780 тяжелых снарядов.

Легкие фугасные снаряды обычного чугуна весом 331,7 кг содержали первоначально около 25 кг черного пороха, к нача­лу века их стали снаряжать 156 кг пироксилина.

Для тяжелых снарядов был принят заряд 147,4 кг бурого пороха с V0 = 610 м/с; для легких 153 — 155 кг бурого пороха (в зависимости от сорта) с Vo= 637 м/с. Дальность стрельбы при угле +6° 6039 м, при +15° 10 614 м. Тем не менее табли­цы стрельбы были составлены лишь до 7320 м.

5 июня 1893 года провели первое испытание пироколлоидного (бездымного) пороха из 12"/35 пушки. Вес заряда 102,4 кг, Vo= 786 м/с, давление в канале ствола 2535 атм.

В начале века к 12"/35 пушке приняли заряд бездымною по­роха весом 68,8 кг, баллистические данные остались прежними.

12"/35 барбетные установки БР «Чесма» заказали МЗ 5 июня 1886 года. Первая установка прошла испытания в мае 1887 года. Осенью 1888 года все три установки собрали на «Чесме» в Севастополе. При испытаниях было обнаружено, что при повороте всех трех установок на один борт корабль получал крен в несколько градусов, при этом враще­ние установок становилось затруднительным.

Станки имели гидравлический компрессор, состоявший из двух цилиндров, заполненных оленафтом. При откате цилиндры оставались неподвижными. Самонакатывание происходило по раме с наклоном 6°, дополнительно устанавливался гидравлический накатник с двумя ци­линдрами, заполненными водой. Подъемный механизм гид­равлический, связанный с качающейся частью специальной тягой, кроме того, имелся резервный ручной подъемный ме­ханизм с зубчатой дугой. Поворотный механизм состоял из двух гидравлических цилиндров с водой, штоки которых дей­ствовали на цепи Галля, надетые на зубчатый обод, прикреп­ленный к центральной трубе.

Досылка снарядов производилась с помощью гидравличес­кого телескопического прибойника.

Все гидравлические приводы работали от шести паровых помп, каждая из которых могла обслуживать любую установку.

Угол ВН -2°...+15°, угол ГН для носовых установок 214°, для кормовой — 280°. Скорость ГН 3 град/с (по проекту). Дли­на отката 991 мм. Диаметр платформы установки 8992 мм. Тол­щина верхнего прикрытия 38 мм. Вес установки без брони 146,16 т, с броней — 160 т.

12"/35 барбетные установки БР «Георгий Победоносец» заказали Путиловскому заводу 14 октября 1889 года. Станки по устройству были близки к установленным на «Чесме», за исключением ряда механизмов. Так, например, гидравличес­кий тормоз отката выполнял функции наката. Угол ВН -5°...+15°, угол ГН носовых установок 200°, кормовой — 270°. Скорость ГН 3 град/с (по проекту). Вес установки с броней около 160 т (по проекту).

12"/35 башенные установки БР «Наварин» спроектировала в Англии фирма Easton and Anderson. Проект был утвержден МТК в феврале 1891 года. Рабочую документацию разработал ОСЗ, который и изготовил обе Остановки. Первая прошла ис­пытания в 1895 году.

В станках «Наварина», в отличие от остальных 12"/35 стан­ков, откат орудий производился по оси орудия, а не вдоль на­клонных направляющих поворотной рамы. Тормоз отката гид­равлический, он же выполнял функции накатника, при откате цилиндры тормоза были неподвижны. Досылка снарядов про­изводилась под углом +15° с помощью гидравлического те­лескопического прибойника. Приводы ВН и ГН гидравличес­кие. ВН осуществлялось с помощью штока, шарнирно связан­ного с качающейся частью, а ГН — с помощью двух полиспас­тов с проволочными тросами.

Угол ВН -4°...+12,5°, угол ГН носовой башни 243°, кормо­вой — 214°. Скорость ГН носовой башни 4,6 град/с, кормовой — 3,5 град/с. Длина отката максимальная 711 мм. Диаметр баш­ни 61 112 мм. Вес башни 169 041 кг. Скорострельность 1 вы­стрел за 2 мин 22 с.