Корабельные автоматические пушки
Первую в мире автоматическую пушку, в которой энергия отката использовалась для перезаряжания, изобрел американец Х.С.Максим. В 1883 году он запатентовал 37-мм пушку и 11,43-мм пулемет. Принцип действия обоих автоматов был одинаков, да и внешне они отличались в основном размерами. В Россию Максим доставил 37-мм пушку в 1888 году. Вначале ее испытало Военное ведомство, а затем передало Морскому ведомству для испытаний на Охтинской морской батарее. В том же 1888 году пушку возвратили владельцу. В следующем году он прислал новый экземпляр пушки, который испытывали в течение года, а затем также вернули фирме. Тем не менее Морское ведомство в 1889 году заказало Максиму две 37-мм пушки. В 1890 году они прошли испытания на Охтинской батарее, а в кампанию 1891 года МТК решил установить по одной пушке на крейсер «Герцог Эдинбургский» и плавбатарею «Кремль». Позже они появились и на мостике броненосца «Император Николай I», а затем на минном крейсере «Лейтенант Ильин».
В 1891 году принимается решение о закупке шести пушек Максима, а затем еще двадцати. Но денег на это так и не выделили. В отчете АО МТК за 1894 год указывалось: «Каждый год МТК делает журнальные постановления о преимуществах 37-мм пушки Максима над 37-мм пушкой Гочкиса, но дело не движется далее продолжения испытания пушек Максима, и лишь в начале 1894 года было заказано 8 пушек Максима для черноморских броненосцев».
В 1901 году Обуховский завод изготовил опытный образец 37-мм пушки Максима для Морского ведомства. Одновременно конструктор А.П.Меллер по образцу 37-мм пушки Максима спроектировал 47-мм автоматическую пушку, которую предполагалось запустить в производство на Обуховском заводе.
Автоматика 37-мм пушки Максима основывалась на принципе использования энергии отдачи при коротком ходе ствола. Все механизмы автомата монтировались в кожухе и коробе. Кожух направлял ствол при стрельбе и являлся резервуаром для охлаждающей жидкости, в этой же жидкости находился и пружинный накатник. Избыточная энергия отката поглощалась гидропневматическим буфером.
К стенке короба крепились цапфы, которые лежали в подцапфенниках вертлюга, вращающегося на легкой стальной тумбе (57 кг), прикрепленной болтами к палубе. Подъемный механизм винтовой, поворотного механизма нет, поворот осуществлялся вручную, с помощью приклада.
Питание автомата ленточное. Лента матерчатая, первоначально на 50 патронов, затем на 25. Вес снаряда около 500 г. В качестве снарядов использовались чугунная граната с донной ударной трубкой (вес ВВ всего 17 г) и картечь, имеющая 31 пулю. С 1915 года применялась дистанционная граната с 8-секундной трубкой.
Недостатки автомата: сложность изготовления, трудность подготовки к стрельбе, применение матерчатой ленты и длинный путь патрона при подаче из ленты.
Но не эти причины мешали распространению автоматических орудий Максима. До русско-японской войны 1904— 1905 годов 37-мм скорострельные пушки требовались для борьбы с малыми миноносцами, а для этого хватало 37-мм и 47-мм револьверных и одноствольных пушек Гочкиса, пусть менее скорострельных, зато более простых, дешевых и, главное, надежных. Ну а война показала неэффективность действия малокалиберных пушек против миноносцев, что привело к тому, что калибр противоминной артиллерии с 37 — 47 мм увеличился до 120-130 мм.
С началом первой мировой войны автоматические пушки срочно потребовались для борьбы с врагом в воздухе. Морское ведомство экстренно заказало Обуховскому заводу 120 37-мм пушек Максима, из которых 80 предполагалось сдать в 1917-м и 40 — в 1918 году. Однако до конца 1917 года Обуховский завод не выдал ни одного автомата. Это связано, во-первых, с тем, что на заводе за 15 лет была забыта технология изготовления пушек Максима, а во-вторых, с большой загруженностью завода, изготавливавшего морские и сухопутные орудия калибром от 37 до 406 мм.
Сдача, а точнее выдача, автоматов в части началась в конце 1918 года. Дело в том, что в 1918 и 1919 годах 37-мм автоматы не испытывались, как положено, и не проходили военную приемку, а абсолютно бессистемно отправлялись в действующие и формирующиеся части для затыкания дыр. Вот, к примеру, распределение автоматов из заказа Военного ведомства в 1919 году:
№ 44, 46, 47, 48, 50 и 51 в апреле отправлены в Новую Ладогу для вооружения кораблей Ильменской флотилии;
№ 49 в апреле — в 1-й броневой дивизион для установки на автомобиле;
№ 31 в мае — в стрелковый полк Советской Латвии (интересно, куда латыши его приспособили?);
№ 52 и 53 в июне — на станцию Лиски для Донской речной флотилии;
№ 2, 47, 56, 58 в июле — в Витебск для Двинской флотилии;
№ 19 в августе — в город Ораниенбаум для обороны аэродрома;
№ 17 и № 55 в сентябре — на подводную лодку «Шлем и перископ»;
№ 55, 59, 60 и 61 в сентябре — в Витебск для Двинской флотилии;
№ 35 в сентябре — на подводную лодку «Леопард» и т.д.
С началом войны как Морское, так и Военное ведомство заказали в Англии 40-мм автоматы системы Виккерса. Причем первому требовались автоматы на тумбовых станинах, а второму— 16 зенитных автоматов, установленных на бронеавтомобилях, и 4 автомата на полевых колесных лафетах системы Депора.
К концу 1916 года по двадцать 40-мм автоматов Виккерса (из морского заказа) состояли на вооружении Черноморского флота (по два автомата было установлено на линкоры «Евстафий», «Иоанн Златоуст», крейсер «Кагул» и др.) и Балтийского.
В 1916 году Морское ведомство выдало Обуховскому заводу заказ на изготовление 60 качающихся частей 40-мм автоматов Виккерса. 26 мая 1917 года было отправлено в Ревель 12 качающихся частей. Тумбовые установки для них изготовили мастерские Крепости Петра Великого.
Автомат Виккерса представлял собой облегченный и несколько упрощенный автомат Максима с водяным охлаждением ствола. Изменения в действии затвора позволили уменьшить размер короба и вес автомата по сравнению с Максимом. Морская тумбовая установка Виккерса имела механизмы ВН и ГН — зубчатый сектор и зубчатый круг соответственно. Питание автомата ленточное, в ленте 25 патронов.
Пушка Виккерса стреляла стальными гранатами весом 0,90 — 9,2 кг, вес ВВ — 150 г, взрыватель — 8- или 10-секундная дистанционная трубка.
Для автомата Виккерса, а затем и Максима в 1914 году поручик Шерспобаев сконструировал автоматический установщик трубок (АУТ) в патронной ленте. Это был первый отечественный и, вероятно, первый в мире АУТ. Вскоре он появился на всех морских зенитных автоматах.
Данные автоматических пушек Максима Виккерса Маклена Калибр, мм 37 40 37 Длина ствола, мм/клб 1105/30 1576/39,25 2591/70 Длина нарезной части, мм 992 1393 1565 Длина хода нарезов, клб 30 30 30 Число нарезов, шт. 12 12 12 Глубина нарезов, мм 0,4 0,4 0,4 Угол ВН, град. -10.. .+85 -5.. .+80 -5. ..+15 Угол ГН, град. 360 360 360 Вес ствола с затвором и вертлюгом, кг 249 229 130 Вес тумбы, кг 57,1 409 108,5 Вес всей системы, кг 361 639 254,3 Темп стрельбы, выстр./мин 250 300 100* |
* Фактическая скорострельность.
Здесь стоит упомянуть и о 37-мм автоматах Маклена. По заказу Военного ведомства в 1916 году из США в Россию прибыло 16 пушек Маклена, а в 1917-м — еще 200.
Пушки поступали на колесных и тумбовых лафетах. В обоих случаях угол возвышения не превышал +15°, что исключало зенитную стрельбу. Но с точки зрения истории зенитных автоматов пушки Маклена интересны тем, что они были первыми и единственными в России автоматами, работавшими на принципе отвода газов из канала ствола. Да и заряжание у них в отличие от Максима и Виккерса — не ленточное, а обойменное (по 5 патронов в обойме). Вес снаряда 0,48 кг, V0 = 442 м/с, дальность стрельбы 3200 м при + 14°35'.
37-мм пушки Маклена на колесном лафете использовались в качестве батальонных (траншейных) орудий, а пушки на тумбовых лафетах устанавливались на бронепоездах и речных судах. Так, в 1919 году на кораблях Северодвинской флотилии установили не менее 20 автоматов Маклена на тумбах.
Кроме того, как уже говорилось, в качестве зенитных использовались переделанные пушки Гочкиса, а также 57-мм японские и 57-мм канонирные Норденфельда.
К 1 апреля 1917 года на ЧФ имелось зенитных пушек: 57/40 японских —9; 57-мм береговых Норденфельда — 16. Береговые пушки Норденфельда, приспособленные для зенитной стрельбы, были установлены на броненосце «Пантелеймон» (2), крейсерах «Алмаз» (2), «Память Меркурия» (1), авиатранспорте «Николай I» (2).