Корабельные автоматические пушки

 

Первую в мире автоматическую пушку, в которой энергия отката использовалась для перезаряжания, изобрел америка­нец Х.С.Максим. В 1883 году он запатентовал 37-мм пушку и 11,43-мм пулемет. Принцип действия обоих автоматов был оди­наков, да и внешне они отличались в основном размерами. В Россию Максим доставил 37-мм пушку в 1888 году. Вначале ее испытало Военное ведомство, а затем передало Морскому ведомству для испытаний на Охтинской морской батарее. В том же 1888 году пушку возвратили владельцу. В следующем году он прислал новый экземпляр пушки, который испытыва­ли в течение года, а затем также вернули фирме. Тем не ме­нее Морское ведомство в 1889 году заказало Максиму две 37-мм пушки. В 1890 году они прошли испытания на Охтин­ской батарее, а в кампанию 1891 года МТК решил установить по одной пушке на крейсер «Герцог Эдинбургский» и плавбатарею «Кремль». Позже они появились и на мостике броне­носца «Император Николай I», а затем на минном крейсере «Лейтенант Ильин».

В 1891 году принимается решение о закупке шести пушек Максима, а затем еще двадцати. Но денег на это так и не вы­делили. В отчете АО МТК за 1894 год указывалось: «Каждый год МТК делает журнальные постановления о преимуществах 37-мм пушки Максима над 37-мм пушкой Гочкиса, но дело не движется далее продолжения испытания пушек Максима, и лишь в начале 1894 года было заказано 8 пушек Максима для черноморских броненосцев».

В 1901 году Обуховский завод изготовил опытный образец 37-мм пушки Максима для Морского ведомства. Одновремен­но конструктор А.П.Меллер по образцу 37-мм пушки Максима спроектировал 47-мм автоматическую пушку, которую пред­полагалось запустить в производство на Обуховском заводе.

Автоматика 37-мм пушки Максима основывалась на принципе использования энергии отдачи при коротком ходе ствола. Все механизмы автомата монтировались в кожухе и коробе. Кожух направлял ствол при стрельбе и являлся резервуаром для ох­лаждающей жидкости, в этой же жидкости находился и пру­жинный накатник. Избыточная энергия отката поглощалась гид­ропневматическим буфером.

К стенке короба крепились цапфы, которые лежали в подцапфенниках вертлюга, вращающегося на легкой стальной тум­бе (57 кг), прикрепленной болтами к палубе. Подъемный ме­ханизм винтовой, поворотного механизма нет, поворот осу­ществлялся вручную, с помощью приклада.

Питание автомата ленточное. Лента матерчатая, первона­чально на 50 патронов, затем на 25. Вес снаряда около 500 г. В качестве снарядов использовались чугунная граната с донной ударной трубкой (вес ВВ всего 17 г) и картечь, имеющая 31 пулю. С 1915 года применялась дистанционная граната с 8-секундной трубкой.

Недостатки автомата: сложность изготовления, трудность подготовки к стрельбе, применение матерчатой ленты и длин­ный путь патрона при подаче из ленты.

Но не эти причины мешали распространению автоматичес­ких орудий Максима. До русско-японской войны 1904— 1905 годов 37-мм скорострельные пушки требовались для борьбы с малыми миноносцами, а для этого хватало 37-мм и 47-мм револьверных и одноствольных пушек Гочкиса, пусть менее скорострельных, зато более простых, дешевых и, главное, на­дежных. Ну а война показала неэффективность действия ма­локалиберных пушек против миноносцев, что привело к тому, что калибр противоминной артиллерии с 37 — 47 мм увеличил­ся до 120-130 мм.

С началом первой мировой войны автоматические пушки срочно потребовались для борьбы с врагом в воздухе. Мор­ское ведомство экстренно заказало Обуховскому заводу 120 37-мм пушек Максима, из которых 80 предполагалось сдать в 1917-м и 40 — в 1918 году. Однако до конца 1917 года Обу­ховский завод не выдал ни одного автомата. Это связано, во-первых, с тем, что на заводе за 15 лет была забыта техноло­гия изготовления пушек Максима, а во-вторых, с большой загруженностью завода, изготавливавшего морские и сухо­путные орудия калибром от 37 до 406 мм.

Сдача, а точнее выдача, автоматов в части началась в кон­це 1918 года. Дело в том, что в 1918 и 1919 годах 37-мм авто­маты не испытывались, как положено, и не проходили военную приемку, а абсолютно бессистемно отправлялись в дей­ствующие и формирующиеся части для затыкания дыр. Вот, к примеру, распределение автоматов из заказа Военного ве­домства в 1919 году:

№ 44, 46, 47, 48, 50 и 51 в апреле отправлены в Новую Ладогу для вооружения кораблей Ильменской флотилии;

№ 49 в апреле — в 1-й броневой дивизион для установки на автомобиле;

№ 31 в мае — в стрелковый полк Советской Латвии (инте­ресно, куда латыши его приспособили?);

№ 52 и 53 в июне — на станцию Лиски для Донской речной флотилии;

№ 2, 47, 56, 58 в июле — в Витебск для Двинской флотилии;

№ 19 в августе — в город Ораниенбаум для обороны аэро­дрома;

№ 17 и № 55 в сентябре — на подводную лодку «Шлем и перископ»;

№ 55, 59, 60 и 61 в сентябре — в Витебск для Двинской флотилии;

№ 35 в сентябре — на подводную лодку «Леопард» и т.д.

С началом войны как Морское, так и Военное ведомство заказали в Англии 40-мм автоматы системы Виккерса. Причем первому требовались автоматы на тумбовых станинах, а вто­рому— 16 зенитных автоматов, установленных на бронеавто­мобилях, и 4 автомата на полевых колесных лафетах системы Депора.

К концу 1916 года по двадцать 40-мм автоматов Виккерса (из морского заказа) состояли на вооружении Черноморского флота (по два автомата было установлено на линкоры «Евстафий», «Иоанн Златоуст», крейсер «Кагул» и др.) и Балтийского.

В 1916 году Морское ведомство выдало Обуховскому за­воду заказ на изготовление 60 качающихся частей 40-мм ав­томатов Виккерса. 26 мая 1917 года было отправлено в Ре­вель 12 качающихся частей. Тумбовые установки для них изго­товили мастерские Крепости Петра Великого.

Автомат Виккерса представлял собой облегченный и не­сколько упрощенный автомат Максима с водяным охлаждени­ем ствола. Изменения в действии затвора позволили умень­шить размер короба и вес автомата по сравнению с Максимом. Морская тумбовая установка Виккерса имела механизмы ВН и ГН — зубчатый сектор и зубчатый круг соответственно. Пита­ние автомата ленточное, в ленте 25 патронов.

Пушка Виккерса стреляла стальными гранатами весом 0,90 — 9,2 кг, вес ВВ — 150 г, взрыватель — 8- или 10-секундная дистанционная трубка.

Для автомата Виккерса, а затем и Максима в 1914 году по­ручик Шерспобаев сконструировал автоматический установ­щик трубок (АУТ) в патронной ленте. Это был первый отечес­твенный и, вероятно, первый в мире АУТ. Вскоре он появился на всех морских зенитных автоматах.

 

Данные автоматических пушек   Максима     Виккерса      Маклена

 Калибр, мм                                         37                      40                   37

Длина ствола, мм/клб               1105/30        1576/39,25          2591/70

Длина нарезной части, мм              992                  1393                1565

Длина хода нарезов, клб                   30                      30                    30

Число нарезов, шт.                            12                      12                    12

Глубина нарезов, мм                        0,4                     0,4                   0,4

Угол ВН, град.                        -10.. .+85            -5.. .+80          -5. ..+15

Угол ГН, град.                                 360                     360                 360

Вес ствола с затвором и

вертлюгом, кг                                  249                     229                 130

Вес тумбы, кг                                  57,1                    409               108,5

Вес всей системы, кг                      361                     639               254,3

Темп стрельбы, выстр./мин           250                     300                100*

* Фактическая скорострельность.

 

Здесь стоит упомянуть и о 37-мм автоматах Маклена. По заказу Военного ведомства в 1916 году из США в Россию при­было 16 пушек Маклена, а в 1917-м — еще 200.

Пушки поступали на колесных и тумбовых лафетах. В обо­их случаях угол возвышения не превышал +15°, что исключало зенитную стрельбу. Но с точки зрения истории зенитных авто­матов пушки Маклена интересны тем, что они были первыми и единственными в России автоматами, работавшими на прин­ципе отвода газов из канала ствола. Да и заряжание у них в отличие от Максима и Виккерса — не ленточное, а обойменное (по 5 патронов в обойме). Вес снаряда 0,48 кг, V0 = 442 м/с, дальность стрельбы 3200 м при + 14°35'.

37-мм пушки Маклена на колесном лафете использовались в качестве батальонных (траншейных) орудий, а пушки на тум­бовых лафетах устанавливались на бронепоездах и речных су­дах. Так, в 1919 году на кораблях Северодвинской флотилии установили не менее 20 автоматов Маклена на тумбах.

Кроме того, как уже говорилось, в качестве зенитных ис­пользовались переделанные пушки Гочкиса, а также 57-мм япон­ские и 57-мм канонирные Норденфельда.

К 1 апреля 1917 года на ЧФ имелось зенитных пушек: 57/40 японских —9; 57-мм береговых Норденфельда — 16. Берего­вые пушки Норденфельда, приспособленные для зенитной стрельбы, были установлены на броненосце «Пантелеймон» (2), крейсерах «Алмаз» (2), «Память Меркурия» (1), авиатранс­порте «Николай I» (2).