Вспомогательные механизмы, системы и корабельные устройства

 

Четыре паровые динамо-машины, расположенные попарно в носовом и кормовом отделениях, вырабатывали постоянный ток напряжением 100 В и силой до 500 А. Помещения и палубы крейсера освещались 600 лампочками в 16,3 и 50 свечей. Пять прожекторов сис­темы Манжена, располагавшиеся: два на носовом мостике, два — на верхней па­лубе в средней части, один — на площад­ке грот-мачты, имели диаметр зеркала по 75 см.

Главные котлы могли питаться водой от испарителей общей производитель­ностью 160 т в сутки или из запасов в междудонном пространстве с помощью специального насоса производитель­ностью 20 т/ч. Два опреснителя систе­мы Киркальди выдавали 10 000 л воды в сутки для бытовых нужд.

Водоотливная система обеспечива­лась эжекторами и шестью паровыми помпами производительностью по 200 т/ч, расположенными на броневой па­лубе. Еще несколько помп служили для работы осушительной, фановой и дру­гих систем. Два пожарных насоса име­ли производительность по 50 т/ч. Крей­сер был снабжен рефрижераторной ма­шиной. Шлак из котельных отделений поднимали восемь лебедок грузоподъ­емностью по 150 кг.

Рулевое устройство состояло из па­ровой рулевой машины с электрическим и гидравлическим приводами с передне­го мостика и боевой рубки и с ручным механическим приводом из румпельного отделения. Якорное и швартовое ус­тройства обслуживали паровой брашпиль и два шпиля. Крейсер имел четыре яко­ря по 5 т с якорными канатами диамет­ром 56 мм. Брашпиль развивал тяговое усилие в 32 т. Две паровые лебедки гру­зоподъемностью по 5 т обеспечивали работу стрелы на грот-мачте для спуска и подъема плавсредств.

На рострах и шлюпбалках располага­лись два паровых катера, два 20-весель-ных баркаса, рабочий 16-весельный ка­тер, легкие 14-весельные командирский и офицерский катера, два 6-весельных вельбота и два яла. Штат корабля состав­лял 20 офицеров, 8 кондукторов и 500 нижних чинов.