Крейсер «Адмирал Макаров»

 

Как уже говорилось, предложение фирмы «Форж э Шантье» на постройку второго однотипного «Баяну» корабля принято не было. Задержка с выполне­нием первого заказа, казалось, должна была поколебать доверие руководства Морского министерства к французской фирме. Однако успешные действия «Ба­яна» под Порт-Артуром, опыт войны, до­казавший необходимость вертикального бронирования, и в первую очередь пот­ребность в крейсерах заставили вернуть­ся к вопросу о постройке второго кораб­ля в Ла-Сене. В ходе предварительных переговоров фирма обязалась откоррек­тировать проект с учетом замечаний МТК. Получив перечень изменений и до­полнений к спецификации, генеральный директор Е.Видман заявил, что строить крейсера по прежней цене (16 500 тыс. франков) он не сможет вследствие боль­шого объема новых работ по артиллерии, электротехнике и установке дорогой крупповской брони. Более того, контракт­ная стоимость «Баяна» была занижена, и Общество не получило никакой прибы­ли. По новой смете стоимость крейсера без вооружения составила 18450 тыс. франков, или 6918750 рублей, то есть дороже «Баяна» на 1700 тыс. франков (637500 рублей). Тем не менее 22 де­кабря 1904 года управляющий Морским министерством Ф.К.Авелан согласился на заказ крейсера в Ла-Сене по заявлен­ной цене. 20 апреля 1905 года Видман и начальник сооружений ГУКиС контр-адмирал А.Л.Родионов подписали кон­тракт. Корабль должен быть готов через 32 месяца — к 1 сентября 1907 года. В честь погибшего под Порт-Артуром ко­мандующего флотом его назвали «Адми­рал Макаров». Временно наблюдающим за постройкой сначала назначили капи­тана 2 ранга В.П.Лебедева, затем его сменил капитан 1 ранга Г.И.Залевский; наблюдающим корабельным инжене­ром — подполковника В.В.Константино­ва, инженером-механиком — капитана Н.Н.Щанкина.

Постройку начали 22 марта 1905 года, но лишь 23 мая МТК рассмотрел и ут­вердил спецификацию механизмов. За дополнительную плату в 15 000 франков Общество согласилось выполнить следу­ющие сверхконтрактные работы: изго­товление и установку приемного трубо­провода для питания в экстренных слу­чаях котлов забортной водой; свисток и две сирены, два электрических телегра­фа, устройство системы Бельвиля для чистки трубок в котлах, приспособление системы Перрони для методической топ­ки котлов, броневые крышки над машин­ным люком. 24 июня МТК утвердил от­корректированные дополненные специ­фикации. В отличие от прототипа пред­усматривалось уменьшение высоты ру­бок и тамбуров на верхней палубе, рас­ширялась сеть переговорных труб и те­лефонов, усиливались валы динамо-ма­шин, цепные бакштаги дымовых труб за­менялись стальными тросами, прожекто­ры в дневное время могли убираться под броневую защиту, изменялась конструк­ция упорных подшипников: их сделали открытыми, с подвижными упорными кольцами, в связи с чем дейдвудные сальники пришлось передвинуть с 38-го на 39-й кормовой шпангоут. Исходя из опыта войны все деревянные шкафы во внутренних помещениях заменили сталь­ными, вместо одного рабочего катера заказали два парусиновых складных бота. В порядке эксперимента на «Ад­мирале Макарове» применили якоря Марреля, на строящихся же в Петербур­ге крейсерах были оставлены якоря Хол­ла со штоком.

Изменения в проекте продолжались и после его утверждения. Первоначально предполагалось оборудовать новый ко­рабль для смешанного отопления — углем и нефтью — и приспособить часть уголь­ных ям для хранения жидкого топлива. Авелан распорядился отказаться от неф­тяного отопления, а вслед за тем и от сетевого противоторпедного загражде­ния. На первом «Баяне» броня была из специальной стали с добавлением нике­ля и хрома, обработанная по способу Гарвея. На «Адмирале Макарове» поставили крупповскую броню, что позволило умень­шить ее толщину и получить выигрыш в весе. Плиты главного пояса с № 7 по 24 выполнялись из цементирован­ной стали, а № 1 — 6, 25 и 26 — из крупповской, но нецементированной. Уже во время постройки МТК поднял вопрос о замене всех плит цементированными, фирма же потребовала дополнительной оплаты и переноса сроков сдачи, поэто­му от замены пришлось отказаться.

Летом 1905 года наблюдающий за постройкой доложил в МТК о необходи­мости усиления броневой защиты руле­вого устройства. Несмотря на перегруз­ку, трехмесячную отсрочку готовности и сверхсметный расход в 360 тыс. франков, управляющий Морским министерством 1 сентября отдал приказание эту работу выполнить. Наружный борт от 52-го до 70-го кормового шпангоута прикрыли 50-мм броней. Плиты крепились прямо на на­ружной обшивке так, что верхняя кромка совпадала с бортовой линией карапасной палубы, а нижняя — с продолжением бро­невого шельфа главного пояса. По ини­циативе командира корабля для защиты кормового дальномера была изготовле­на дополнительная бронированная рубка. Переделали в ходе постройки и боевую рубку: в ней установили носовой дально­мер и стереотрубу. Размеры и форму амбразур изменили с учетом опыта вой­ны. Ходовая рулевая рубка и верхний пе­редний мостик были упразднены, а два прожектора с него перенесены на нижний мостик и установлены позади пулеметов. Однако впоследствии (в 1907 году) Мор­ской министр принял решение установить ходовую рубку на крыше боевой.

По спецификации верхняя палуба покрывалась тиковыми досками, а бата­рейная и броневая палубы, мостики и полубак — линолеумом. В 1906 году пок­рытие палуб линолеумом на кораблях флота отменили «вследствие его горю­чести и малой выносливости», поэтому решили попробовать верхнюю палубу, мостики, полубак и срезы покрыть швед­ской мастикой Викерстрема. В жилых помещениях с разрешения товарища Морского министра оставили линолеум. Постройка крейсера в целом продвига­лась в соответствии с планом. Однако в мортирах гребных валов были обнаруже­ны раковины. Пришлось расклепать часть корпуса и заменить мортиры новыми. Из-за этого спуск корабля на воду пришлось отложить на два месяца. 14 марта 1906 года состоялась официальная закладка почти готового к спуску крейсера. А 25 апреля «Адмирал Макаров» сошел на воду «весьма плавно с малой ско­ростью». Как и в случае с предшествен­ником — «Баяном», на этой церемонии присутствовала великая княгиня Анаста­сия Михайловна. Водоизмещение при спуске составило 2934 т, спусковой прогиб — 39 мм, трюмы остались совершен­но сухими. На следующий день корпус подвели к стенке завода и начали уста­новку броневых плит.

Главные машины были готовы и до­ставлены из Марселя в Ла-Сен, но их ус­тановка на корабль задержалась из-за замены продольной переборки между машинными отделениями, которая не выдержала испытаний при заполнении отсека водой. Оказалось, сделанные из­менения в подкреплении поперечных и продольных водонепроницаемых перебо­рок не были внесены в чертежи. Эти кор­рективы пришлось вносить на всех ко­раблях типа «Баян», строившихся как в Ла-Сене, так и в Петербурге.

28 ноября МТК пришел к выводу, что «на судах военного флота следует иметь одну мачту с площадкой для корректиров­ки стрельбы». На следующий день это решение утвердил Морской министр вице-адмирал А.А.Бирилев. На россий­ских кораблях стали снимать «лишние» мачты. На запрос кораблестроительного отдела МТК наблюдающий за постройкой капитан 1 ранга Залевский доложил, что, хотя обе мачты уже установлены, завод не возражает заменить их одной. Фок-мачту сняли, а грот-мачту переставили посередине крейсера на 14-м — 15-м но­совых шпангоутах. Кроме этого, по реше­нию особого совещания под председа­тельством капитана 1 ранга В.С.Сарнавского, также утвержденного Морским министром, на броненосцах и больших крейсерах число прожекторов уменьша­лось до двух. В результате вторые «Баян» и «Паллада» получили по два прожекто­ра, а на «Адмирале Макарове» кроме двух на нижнем мостике третий прожектор стоял на марсе единственной мачты.

Артиллерийское вооружение осталось без изменений, только вместо 47-мм пу­шек Гочкиса, снятых вместе с марсами, на верхней палубе установили четыре 57-мм полуавтоматические пушки той же системы. Четыре трехлинейных пулеме­та «Виккерс — Максим» располагались на мостиках, два из них предназначались для вооружения десанта. Предполагалось поставить на крейсер две новые 75-мм десантные пушки, но из-за их неготовнос­ти пришлось принять старые 64-мм сис­темы Барановского. 203-мм башни отли­чались от прототипа в устройстве подачи и погребов. Максимальный угол возвы­шения увеличили с 18 до 22°. Был добав­лен гидравлический подпятник для подъ­ема башни (для осмотра катков) и меха­нический прибойник для заряжания ору­дий. Орудия получили прицелы системы Перепелкина, в броневых рубках устано­вили 4,5-футовые (1,37-м) дальномеры Барра и Струда. В 1911 году их заменили новыми 9-футовыми (2,74м). «Погонные» и «отступные» 75-мм орудия были при­способлены для уборки внутрь во время дальних морских переходов в свежую по­году. На первом «Баяне» палубы в погре­бах обшивались тиковыми досками, но под ними от отпотевания скапливалась влага, и приходилось часто разбирать палубный настил. На «Адмирале Макаро­ве» по приходу в Кронштадт изготовили для палуб погребов съемные решетки. В проекте первого «Баяна» из-за недостатка места и во избежание перегрузки по срав­нению со штатом был занижен боеком­плект. 152-мм орудия имели по 150 вы­стрелов вместо положенных 180, а 75-мм — по 250 вместо 300. Предполагалось сохранить такую практику и на крейсерах типа «Баян». Но после русско-японской войны на вооружение приняли удлинен­ные фугасные снаряды. Чтобы не сокра­щать боекомплект 203-мм орудий при общем количестве 110 выстрелов на ствол, в погребах разместили только 50% фугасных снарядов вместо положенных 75%. В погребах 152-мм орудий приме­нили французский способ укладки снаря­дов: не на полках, а друг на друга, с прокладкой несмоленым пеньковым тросом, что позволило иметь по 172 выстрела на орудие.

Санкт-Петербургский Металлический завод из-за брака в стальных отливках станков 152-мм и 75-мм орудий задер­жал их поставку. Артиллерия была до­ставлена морем из России только к 25 октября 1907 года, причем за исключе­нием 57-мм и десантных пушек, а также пулеметов. С французской стороны го­товность крейсера задерживалась по механической части: трижды браковал­ся цилиндр среднего давления левой машины и крышка цилиндра низкого дав­ления правой. Тем не менее 25 октября завод провел первую предварительную пробу машин. Перед испытаниями «Ад­мирал Макаров» прошел докование в Марселе, где осмотрели и очистили под­водную часть, винты и руль. 21 декабря на заводских испытаниях была достиг­нута максимальная скорость 21,52 узла. 26 декабря на мерной миле у Гиерских островов крейсер показал прекрасный результат: 22,55 узла при мощности 19320 и.л.с. и 128 оборотов в минуту главных машин. Во время этого пробега новый корабль был запечатлен извест­ным фотографом из Тулона Мариусом Баром, а фотография отослана русско­му Морскому министру. 5 января 1908 года состоялось официальное шестича­совое испытание на скорости 14 узлов. Расход угля составил 0,509 кг/л.с./ч. В этот же день произвели 22 выстрела из 203-мм башен. Крейсер выдержал стрельбу с незначительными поврежде­ниями: погнулся фальшборт, в ряде ил­люминаторов разбились стекла, кое-где выкрошилась и отлетела патентованная шведская мастика.

22 и 24 января провели официальные приемные испытания из двух 12-часовых пробегов полным ходом с 30-часовым перерывом. При водоизмещении 7890,8 т средняя расчетная скорость составила 21,08 узла, максимальная — 21,6. Маши­ны развили индикаторную мощность 7185,13 и.л.с. (левая) и 8342,75 (правая). Общая мощность 15 527,88 и.л.с. оказа­лась значительно меньше контрактной (16 500). Тем не менее комиссия засчи­тала испытания на основании того, что достигнута контрактная скорость, а на­кануне — 26 декабря была развита мощ­ность значительно выше контрактной. Удельный расход топлива на полном ходу составил 0,8876 кг/и.л.с./ч против 1,15 по контракту. В эти же дни в море про­извели отстрел артиллерии. Во время стрельбы из 57-мм пушек обнаружилась сильная вибрация и прогиб верхней па­лубы под станками, поэтому пришлось ставить дополнительные подкрепления. В целом, за исключением пневматичес­ких прибойников башен, вооружение было принято.

С 28 января по 14 февраля была про­изведена разборка и осмотр механизмов, а после сборки 28 марта состоялся кон­трольный выход в море на четыре часа. В основном крейсер соответствовал тре­бованиям контракта, и 13 мая его при­няли в казну. Французам только не уда­лось сдать брашпиль. Его, как и забра­кованные якорные цепи, должны были заменить впоследствии за счет фирмы.

Позже, уже по прибытии в Россию, комиссия из корабельных офицеров «Ад­мирала Макарова» составила акт о не­достатках крейсера. В нем указывалось, что в полном грузу корабль имеет диф­ферент на нос 0,56 м и уже при неболь­шой волне «берет баком воду», а из-за отсутствия штормовых шпигатов вода не успевает стекать с верхней палубы. Мас­тика на палубах пришла в совершенную негодность. Способ уборки якорей и крепление их «крайне неудобно». Частич­но эти и другие недочеты были устране­ны в ходе службы крейсера.