Крейсера типа «Баян» Адмиралтейского завода
10 ноября 1904 года управляющий Морским министерством принял решение о постройке в Санкт-Петербурге двух крейсеров «улучшенного типа «Баян». Наряд на строительство был выдан Адмиралтейскому заводу 30 ноября. Новые корабли получили названия «Баян» и «Паллада» — в память о крейсерах, погибших в Порт-Артуре.
В июле 1905 года в связи с отказом от постройки третьего корабля типа «Андрей Первозванный» и «принимая во внимание крайнюю необходимость не оставлять Санкт-Петербургский порт без работ по новому судостроению» Морской министр вице-адмирал А.А.Бирилев приказал «теперь же приступить к постройке еще одного крейсера этого типа». Однако уже 15 августа император Николай II повелел вместо третьего крейсера типа «Баян» построить здесь броненосный крейсер по чертежам «Рюрика», заказанного фирме «Виккерс» в Англии. Спустя некоторое время и от этого намерения также отказались.
Осенью 1905 года рассматривался вопрос об установке на крейсерах типа «Баян» вместо поршневых главных машин английских паровых турбин Парсонса. Такая замена позволяла получить выигрыш в весе по 380 т на каждый корабль, что могло быть использовано для существенного усиления артиллерийского вооружения. Но такое радикальное изменение проекта неизбежно увеличило бы сроки постройки, и эта идея осталась нереализованной.
Работы в Новом Адмиралтействе начались в апреле, а на стапелях — в мае 1905 года. Сметная стоимость корпусов «Баяна» и «Паллады» составила 9409 137 и 9 927 348 руб. Контракт на изготовление главных машин и котлов был заключен с обществом Франко-Русских заводов 10 августа по стоимости 3 035 000 руб. для каждого крейсера. Швартовые испытания планировалось провести весной 1908-го. Строителем «Паллады» назначили старшего судостроителя корабельного инженера А.И.Мустафина, «Баяна» — младшего судостроителя В.П.Лебедева. Начало и ход постройки задерживались из-за забастовок как на заводах, строивших корпуса и механизмы, так и на транспорте.
Строительство новых кораблей велось по чертежам «улучшенного «Баяна» — «Адмирала Макарова», присылаемым из Ла-Сена. Казалось бы, это должно было облегчить дело. Но заграничные чертежи сначала попадали в МТК, который, в свою очередь, отправлял их на заводы; последние, однако, вместо того чтобы немедленно и точно копировать то, что им было доставлено уже после утверждения МТК, начинали переделывать чертежи, исправляя все, что им казалось неправильным... Так, вносились изменения в различные судовые устройства, как, например, шлюпбалки, мачты, мостики, боевые рубки, вентиляцию, паровое отопление, рефрижерацию, водоотливную систему и др. В результате как «Адмирал Макаров» имел отличия от головного корабля, так и второй «Баян» и «Паллада» отличались от своих предшественников.
В начале постройки по штату предусматривалось 21 офицер и 8 кондукторов. Впоследствии штат кондукторов был увеличен до 11, поэтому пришлось перепланировать жилые помещения, а также оборудовать канцелярию, не предусмотренную первоначальным проектом. В офицерских каютах, кают-компании и рубках на верхней палубе внутреннее расположение и размещение мебели изменили с учетом пожеланий командиров и офицеров каждого корабля. Согласно предложениям флагманского доктора Балтийского флота действительного статского советника Р.И.Гловецкого усовершенствовали общее расположение лазаретов, аптек, приемной доктора и помещений фельдшеров. При корректировании чертежей был пропущен отдельный камбуз для кондукторов. Место для него нашли на верхней палубе между 36-м и 39-м шпангоутами (вместо кладовой). На втором «Баяне» и «Палладе» упразднили битинги, установили дополнительные кингстоны для пожарной и водоотливной магистралей, подвижные ростерные кильблоки, благодаря которым перед погрузкой угля не требовалось спускать на воду баркасы для доступа к верхним угольным горловинам. По настоянию председателя МТК А.Н.Крылова для выравнивания крена и откачивания воды крейсера получили два дополнительных переносных электронасоса производительностью по 200 т/ч.
28 октября 1907 года «Паллада» была спущена на воду, а внесение корректив продолжалось. 19 ноября главный корабельный инженер С.-Петербургского порта по новому судостроению генерал-майор Д.В.Скворцов представил в МТК проект устройства трех дополнительных сходных шахт (на «Адмирале Макарове» их было четыре). Проект одобрили и исполнили на обоих кораблях. На испытаниях «Адмирала Макарова» обнаружилось, что вести стрельбу из двух носовых 75-мм орудий невозможно, так как даже при небольшом волнении вода попадала в порты и каналы стволов. 8 июля 1908 года Морской министр разрешил перенести эти орудия на верхнюю палубу, а порты заделать.
2 августа «Баян» спустили на воду. Как и на «Палладе», церемонию официальной закладки провели перед спуском. Ход работ на обоих кораблях значительно отставал от графика. Обеспокоенный этим обстоятельством командир «Паллады» капитан 1 ранга А.П.Угрюмое 23 сентября подал рапорт и записку. Он писал, что Франко-Русский завод, «набравши работ несоответственно своей работоспособности и рассчитывая, что казенное Адмиралтейство запоздает со спуском крейсера,., не торопится с работами для «Паллады», а когда этот крейсер был спущен на воду... завод был захвачен врасплох и не мог начать тогда же установку машин и котлов, как это требовалось по контракту... В результате только теперь, к концу сентября 1908 г., машины собраны и будут пробоваться на швартовых... Казалось бы, что опоздание на полтора года механизмов должно было дать полную возможность закончить все остальные работы на крейсере... На самом же деле главные механизмы крейсера теперь готовы, но зато общая готовность в очень печальном состоянии и не заметно, чтобы Адмиралтейством принимались энергичные меры к изготовлению в кратчайший срок нового боевого судна для нашего флота».
Второй важной причиной срыва контрактных сроков стала задержка поставки брони. Так, Ижорский завод должен был выполнить свои обязательства в апреле 1907 года, но задержал заказ для первого крейсера до ноября 1907-го, а для второго — до весны 1908 года.
Положение дел беспокоило руководство флотом. 24 февраля 1909 года на специальном заседании МТК рассматривался вопрос о мерах по ускорению готовности брони. Морской министр приказал, чтобы броню для «Паллады» изготовили в первую очередь.
В это же время был составлен проект перевооружения кораблей. Еще 27 августа 1907 года старший офицер «Баяна» капитан-лейтенант Страховский подал рапорт, в котором писал, что «последняя война с достаточной ясностью показала полную бесполезность мелкой 75-мм артиллерии», и предлагал вместо 8 75-мм орудий в казематах установить 4 152-мм, а на верхней палубе над казематом поставить 8 120-мм. Командиры обоих крейсеров поддержали проект и добились того, что он обсуждался в МТК, МГШ и специальной комиссией из инспекторов всех отделов МТК, начальников заводов, строителей, командиров и представителей МГШ. Комиссия пришла к выводу о необходимости перевооружения крейсеров по проекту Страховского (к тому времени-уже капитана 2 ранга), считая, что 75-мм орудия — «бесполезная нагрузка названных кораблей», которые «уже во время войны признавались слабо вооруженными, через два же года они, не имея почти никакого боевого значения, будут лишь служить обидным показателем нашего неумения использовать так дорого нам стоящий боевой опыт минувшей войны». По мнению комиссии надо было снять все 75-мм пушки и установить 4 152-мм и 6 120-мм орудий. Против высказался лишь начальник Адмиралтейского завода генерал-майор Чернышев. 14 апреля 1908 года он доложил в МТК свое отрицательное заключение, полагая, что «кроме увеличения стоимости крейсера, увеличится на значительное время срок его изготовления». По его расчетам переуглубление составит 104 см, поперечная метацентрическая высота снизится на 4,9 см. Завод предложил ограничиться установкой в каземате четырех 152-мм орудий, оставив на верхней палубе 10 75-мм. 30 мая контр-адмирал И.Ф.Бострем доложил вопрос Морскому министру вице-адмиралу С.А.Воеводскому, но последний приказал оставить вооружение без изменений. 31 октября начальник МГШ контр-адмирал А.А.Эбергард вновь поднял эту проблему, причем указывал, что перевооружение не задержит срок готовности кораблей. Воеводский заколебался и сначала дал указание ГУКиС составить смету, но передумал и приказал ускорить работы по достройке, не меняя проекта.
Однако совершенствование устройства кораблей продолжалось. 14 мая 1908 года МТК санкционировал установку наблюдательных постов на мачтах на высоте 100 футов (30,5 м) над уровнем воды. (Морской министр вице-адмирал И.М.Диков одобрил доклад Морского Генерального штаба о необходимости для придания «одновидности» кораблям флота иметь по две мачты, одинаково расположенные относительно дымовых труб с наблюдательными постами на высоте 100 футов над ватерлинией. Поэтому второй «Баян» и «Паллада» получили сразу по две мачты, а «Адмирал Макаров» плавал с одной до первого ремонта.) Затем была выполнена предложенная командирами переделка мачт: нижние реи помещены под наблюдательные посты на мачтах, чтобы при спуске и подъеме стеньг реи оставались на местах. В офицерских помещениях по приказанию Морского министра оборудовали ружейные погреба. Вместо паровых катеров крейсера получили по два моторных. Были установлены и дополнительные телефоны, радиостанции системы «Телефункен» акционерного общества «Симменс и Гальске».
В октябре на «Палладе» прошли швартовые испытания механизмов, но из-за большого объема незавершенных работ крейсер еще почти год стоял у стенки завода.
В 1909 году предпринимались энергичные меры для подготовки корабля к плаванию, но только 14 сентября «Паллада» начала кампанию и затем перешла в Кронштадт, где простояла зиму в Военной гавани. За это время удалось выполнить сложную переделку баллера руля.
1 июня 1910 года состоялись официальные испытания на полный ход. Средняя скорость во время восьмичасового пробега составила 21 узел, частота вращения главных машин — до 125 об/мин. Наибольшая скорость, которую удалось достигнуть, равнялась 22,3 узла при легком попутном ветре и течении.
На 23 июля после разборки и осмотра механизмов назначили контрольный выход, а 9 октября прошли успешные испытания стрельбой минных аппаратов. С 23 по 30 октября «Паллада» совершила практическое плавание по маршруту Кронштадт - Ревель - Гельсингфорс - Ревель - Кронштадт. На ту же осень планировалось заграничное плавание, но из-за незавершенности ряда работ и испытаний пришлось зимовать в России. Приемный акт был подписан только 2 февраля следующего года. Многочисленные изменения в проекте привели к существенной перегрузке и дифференту на нос. Переуглубление в полном грузу достигало 0,9 м, так что катер крейсера не мог пройти под откинутым выстрелом. 14 февраля совет командиров кораблей постановил поднять выстрелы на такую высоту, на какую позволяют углы обстрела орудий.
На «Баяне» швартовые испытания состоялись 4 марта 1909 года, но к ходовым корабль оказался готов только через полтора года. 20 октября 1910 года он вышел на официальное приемное восьмичасовое испытание на полный ход, которое приемная комиссия досрочно прекратила из-за нагревания мотылевых подшипников. Провести испытания 28 октября помешала плохая погода, а затем их и вовсе отложили до следующего года. Зиму 1910/11 года «Баян» простоял в Средней гавани Кронштадта. С началом навигации испытания были продолжены. 17 мая состоялась официальная восьмичасовая проба на полный ход от Толбухина маяка до о.Гогланд и обратно. Крейсер при водоизмещении 8350 т оказался перегружен на 550 т, имел переуглубление 33,4 см. Рабочее давление пара в котлах поддерживалось 20 кг/см2. Левая машина развила при 125,6 об/мин 9187 л.с., а правая при 123,37 об/мин - 8920. Общая мощность составила 18 107 и.л.с., а с учетом 3%, необходимых на работу вспомогательных механизмов, - 18 650 и.л.с. Средняя скорость на испытаниях — 21,8 узла, максимальная — 22,3 узла. Расход угля оказался ниже контрактного — 0,9 кг/и.л.с./ч вместо допустимого 1,15. 23 мая испытывалась артиллерия, а 1 июля после контрольного выхода в море был подписан приемный акт. Однако из-за незавершенности ряда работ полной боеготовности «Баян» достиг лишь к началу навигации 1912 года и был включен в состав бригады крейсеров Балтийского флота.