Крейсера типа «Баян» Адмиралтейского завода

 

10 ноября 1904 года управляющий Морским министерством принял реше­ние о постройке в Санкт-Петербурге двух крейсеров «улучшенного типа «Баян». Наряд на строительство был выдан Ад­миралтейскому заводу 30 ноября. Новые корабли получили названия «Баян» и «Паллада» — в память о крейсерах, по­гибших в Порт-Артуре.

В июле 1905 года в связи с отказом от постройки третьего корабля типа «Ан­дрей Первозванный» и «принимая во внимание крайнюю необходимость не ос­тавлять Санкт-Петербургский порт без работ по новому судостроению» Морской министр вице-адмирал А.А.Бирилев при­казал «теперь же приступить к построй­ке еще одного крейсера этого типа». Однако уже 15 августа император Нико­лай II повелел вместо третьего крейсера типа «Баян» построить здесь броненос­ный крейсер по чертежам «Рюрика», за­казанного фирме «Виккерс» в Англии. Спустя некоторое время и от этого на­мерения также отказались.

Осенью 1905 года рассматривался вопрос об установке на крейсерах типа «Баян» вместо поршневых главных ма­шин английских паровых турбин Парсонса. Такая замена позволяла получить выигрыш в весе по 380 т на каждый ко­рабль, что могло быть использовано для существенного усиления артиллерийско­го вооружения. Но такое радикальное изменение проекта неизбежно увеличи­ло бы сроки постройки, и эта идея оста­лась нереализованной.

Работы в Новом Адмиралтействе на­чались в апреле, а на стапелях — в мае 1905 года. Сметная стоимость корпусов «Баяна» и «Паллады» составила 9409 137 и 9 927 348 руб. Контракт на изготовление главных машин и котлов был заключен с обществом Франко-Рус­ских заводов 10 августа по стоимости 3 035 000 руб. для каждого крейсера. Швартовые испытания планировалось провести весной 1908-го. Строителем «Паллады» назначили старшего судо­строителя корабельного инженера А.И.Мустафина, «Баяна» — младшего су­достроителя В.П.Лебедева. Начало и ход постройки задерживались из-за забас­товок как на заводах, строивших корпу­са и механизмы, так и на транспорте.

Строительство новых кораблей ве­лось по чертежам «улучшенного «Бая­на» — «Адмирала Макарова», присылае­мым из Ла-Сена. Казалось бы, это до­лжно было облегчить дело. Но загранич­ные чертежи сначала попадали в МТК, который, в свою очередь, отправлял их на заводы; последние, однако, вместо того чтобы немедленно и точно копиро­вать то, что им было доставлено уже пос­ле утверждения МТК, начинали переде­лывать чертежи, исправляя все, что им казалось неправильным... Так, вносились изменения в различные судовые устрой­ства, как, например, шлюпбалки, мачты, мостики, боевые рубки, вентиляцию, паровое отопление, рефрижерацию, водо­отливную систему и др. В результате как «Адмирал Макаров» имел отличия от го­ловного корабля, так и второй «Баян» и «Паллада» отличались от своих предшес­твенников.

В начале постройки по штату пред­усматривалось 21 офицер и 8 кондукто­ров. Впоследствии штат кондукторов был увеличен до 11, поэтому пришлось пе­репланировать жилые помещения, а так­же оборудовать канцелярию, не предус­мотренную первоначальным проектом. В офицерских каютах, кают-компании и рубках на верхней палубе внутреннее расположение и размещение мебели изменили с учетом пожеланий команди­ров и офицеров каждого корабля. Со­гласно предложениям флагманского док­тора Балтийского флота действительно­го статского советника Р.И.Гловецкого усовершенствовали общее расположе­ние лазаретов, аптек, приемной доктора и помещений фельдшеров. При коррек­тировании чертежей был пропущен от­дельный камбуз для кондукторов. Место для него нашли на верхней палубе меж­ду 36-м и 39-м шпангоутами (вместо кла­довой). На втором «Баяне» и «Палладе» упразднили битинги, установили допол­нительные кингстоны для пожарной и водоотливной магистралей, подвижные ростерные кильблоки, благодаря кото­рым перед погрузкой угля не требова­лось спускать на воду баркасы для до­ступа к верхним угольным горловинам. По настоянию председателя МТК А.Н.Крылова для выравнивания крена и откачивания воды крейсера получили два дополнительных переносных электрона­соса производительностью по 200 т/ч.

28 октября 1907 года «Паллада» была спущена на воду, а внесение корректив продолжалось. 19 ноября главный кора­бельный инженер С.-Петербургского порта по новому судостроению генерал-майор Д.В.Скворцов представил в МТК проект устройства трех дополнительных сходных шахт (на «Адмирале Макарове» их было четыре). Проект одобрили и ис­полнили на обоих кораблях. На испыта­ниях «Адмирала Макарова» обнаружи­лось, что вести стрельбу из двух носо­вых 75-мм орудий невозможно, так как даже при небольшом волнении вода по­падала в порты и каналы стволов. 8 июля 1908 года Морской министр разрешил перенести эти орудия на верхнюю палу­бу, а порты заделать.

2 августа «Баян» спустили на воду. Как и на «Палладе», церемонию офици­альной закладки провели перед спуском. Ход работ на обоих кораблях значитель­но отставал от графика. Обеспокоенный этим обстоятельством командир «Палла­ды» капитан 1 ранга А.П.Угрюмое 23 сен­тября подал рапорт и записку. Он писал, что Франко-Русский завод, «набравши работ несоответственно своей работо­способности и рассчитывая, что казен­ное Адмиралтейство запоздает со спус­ком крейсера,., не торопится с работа­ми для «Паллады», а когда этот крейсер был спущен на воду... завод был захва­чен врасплох и не мог начать тогда же установку машин и котлов, как это тре­бовалось по контракту... В результате только теперь, к концу сентября 1908 г., машины собраны и будут пробоваться на швартовых... Казалось бы, что опозда­ние на полтора года механизмов должно было дать полную возможность закончить все остальные работы на крейсере... На самом же деле главные механизмы крей­сера теперь готовы, но зато общая го­товность в очень печальном состоянии и не заметно, чтобы Адмиралтейством при­нимались энергичные меры к изготовле­нию в кратчайший срок нового боевого судна для нашего флота».

Второй важной причиной срыва кон­трактных сроков стала задержка постав­ки брони. Так, Ижорский завод должен был выполнить свои обязательства в ап­реле 1907 года, но задержал заказ для первого крейсера до ноября 1907-го, а для второго — до весны 1908 года.

Положение дел беспокоило руковод­ство флотом. 24 февраля 1909 года на специальном заседании МТК рассматри­вался вопрос о мерах по ускорению го­товности брони. Морской министр при­казал, чтобы броню для «Паллады» из­готовили в первую очередь.

В это же время был составлен про­ект перевооружения кораблей. Еще 27 августа 1907 года старший офицер «Ба­яна» капитан-лейтенант Страховский подал рапорт, в котором писал, что «пос­ледняя война с достаточной ясностью показала полную бесполезность мелкой 75-мм артиллерии», и предлагал вместо 8 75-мм орудий в казематах установить 4 152-мм, а на верхней палубе над казе­матом поставить 8 120-мм. Командиры обоих крейсеров поддержали проект и добились того, что он обсуждался в МТК, МГШ и специальной комиссией из ин­спекторов всех отделов МТК, начальни­ков заводов, строителей, командиров и представителей МГШ. Комиссия пришла к выводу о необходимости перевооружения крейсеров по проекту Страховского (к тому времени-уже капитана 2 ран­га), считая, что 75-мм орудия — «беспо­лезная нагрузка названных кораблей», которые «уже во время войны признава­лись слабо вооруженными, через два же года они, не имея почти никакого боево­го значения, будут лишь служить обид­ным показателем нашего неумения ис­пользовать так дорого нам стоящий бое­вой опыт минувшей войны». По мнению комиссии надо было снять все 75-мм пушки и установить 4 152-мм и 6 120-мм орудий. Против высказался лишь началь­ник Адмиралтейского завода генерал-майор Чернышев.  14 апреля 1908 года он доложил в МТК свое отрицательное заключение, полагая, что «кроме увели­чения стоимости крейсера, увеличится на значительное время срок его изготовле­ния». По его расчетам переуглубление составит 104 см, поперечная метацентрическая высота снизится на 4,9 см. Завод предложил ограничиться установ­кой в каземате четырех 152-мм орудий, оставив на верхней палубе 10 75-мм. 30 мая контр-адмирал И.Ф.Бострем доло­жил вопрос Морскому министру вице-адмиралу С.А.Воеводскому, но послед­ний приказал оставить вооружение без изменений. 31 октября начальник МГШ контр-адмирал А.А.Эбергард вновь под­нял эту проблему, причем указывал, что перевооружение не задержит срок готов­ности кораблей. Воеводский заколебал­ся и сначала дал указание ГУКиС соста­вить смету, но передумал и приказал ус­корить работы по достройке, не меняя проекта.

Однако совершенствование устрой­ства кораблей продолжалось. 14 мая 1908 года МТК санкционировал установ­ку наблюдательных постов на мачтах на высоте 100 футов (30,5 м) над уровнем воды. (Морской министр вице-адмирал И.М.Диков одобрил доклад Морского Генерального штаба о необходимости для придания «одновидности» кораблям флота иметь по две мачты, одинаково расположенные относительно дымовых труб с наблюдательными постами на вы­соте 100 футов над ватерлинией. Поэто­му второй «Баян» и «Паллада» получили сразу по две мачты, а «Адмирал Мака­ров» плавал с одной до первого ремон­та.) Затем была выполнена предложен­ная командирами переделка мачт: ниж­ние реи помещены под наблюдательные посты на мачтах, чтобы при спуске и подъеме стеньг реи оставались на мес­тах. В офицерских помещениях по при­казанию Морского министра оборудова­ли ружейные погреба. Вместо паровых катеров крейсера получили по два мо­торных. Были установлены и дополни­тельные телефоны, радиостанции систе­мы «Телефункен» акционерного общест­ва «Симменс и Гальске».

В октябре на «Палладе» прошли швартовые испытания механизмов, но из-за большого объема незавершенных работ крейсер еще почти год стоял у стенки завода.

В 1909 году предпринимались энер­гичные меры для подготовки корабля к плаванию, но только 14 сентября «Паллада» начала кампанию и затем перешла в Кронштадт, где простояла зиму в Воен­ной гавани. За это время удалось выпол­нить сложную переделку баллера руля.

1 июня 1910 года состоялись офици­альные испытания на полный ход. Сред­няя скорость во время восьмичасового пробега составила 21 узел, частота вра­щения главных машин — до 125 об/мин. Наибольшая скорость, которую удалось достигнуть, равнялась 22,3 узла при лег­ком попутном ветре и течении.

На 23 июля после разборки и осмот­ра механизмов назначили контрольный выход, а 9 октября прошли успешные испытания стрельбой минных аппаратов. С 23 по 30 октября «Паллада» соверши­ла практическое плавание по маршруту Кронштадт - Ревель - Гельсингфорс - Ревель - Кронштадт. На ту же осень пла­нировалось заграничное плавание, но из-за незавершенности ряда работ и испы­таний пришлось зимовать в России. При­емный акт был подписан только 2 фев­раля следующего года. Многочисленные изменения в проекте привели к сущес­твенной перегрузке и дифференту на нос. Переуглубление в полном грузу до­стигало 0,9 м, так что катер крейсера не мог пройти под откинутым выстрелом. 14 февраля совет командиров кораблей постановил поднять выстрелы на такую высоту, на какую позволяют углы обстре­ла орудий.

На «Баяне» швартовые испытания состоялись 4 марта 1909 года, но к хо­довым корабль оказался готов только через полтора года. 20 октября 1910 года он вышел на официальное приемное восьмичасовое испытание на полный ход, которое приемная комиссия досроч­но прекратила из-за нагревания мотылевых подшипников. Провести испытания 28 октября помешала плохая погода, а затем их и вовсе отложили до следую­щего года. Зиму 1910/11  года «Баян» простоял в Средней гавани Кронштадта. С началом навигации испытания были продолжены. 17 мая состоялась офици­альная восьмичасовая проба на полный ход от Толбухина маяка до о.Гогланд и обратно. Крейсер при водоизмещении 8350 т оказался перегружен на 550 т, имел переуглубление 33,4 см. Рабочее давление пара в котлах поддерживалось 20 кг/см2. Левая машина развила при 125,6 об/мин 9187 л.с., а правая при 123,37 об/мин - 8920. Общая мощность составила 18 107 и.л.с., а с учетом 3%, необходимых на работу вспомогательных механизмов, - 18 650 и.л.с. Средняя ско­рость на испытаниях — 21,8 узла, макси­мальная — 22,3 узла. Расход угля оказал­ся ниже контрактного — 0,9 кг/и.л.с./ч вместо допустимого 1,15. 23 мая испы­тывалась артиллерия, а 1  июля после контрольного выхода в море был подпи­сан приемный акт. Однако из-за незавер­шенности ряда работ полной боеготовности «Баян» достиг лишь к началу на­вигации 1912 года и был включен в со­став бригады крейсеров Балтийского флота.