Легкие и бронепалубные крейсера
Легкие крейсера типа «Нино Биксио» — 2 ед.
«Нино Биксио» (Nino Bixio) Каст 15.2.1911/30.12.1911/5.5.1914 - искл. 1929
«Марсала» (Marsala) Каст 5.2.1911/24.3.1912/4.8.1914 - искл. 1927
3575/4141 т, 140,3x13x4,1 м. ПТ-3, 14 ПК, 22500 л.с.=27 уз. 450/ 800 т уг.+нефть. Броня: палуба 38 мм, рубка 100 мм. Эк. 296 чел. 6-120 мм/50, 6-76 мм/50, 2 ТА 450 мм.
Быстроходные разведчики, оснащенные паровыми турбинами, но лишенные бортового броневого пояса, из-за чего фактически являлись бронепалубными крейсерами. По сравнению со своим предшественником — «Куарто» — были крупнее, но развивали меньшую скорость (на испытаниях «Марсала» показал 27,66 уз., «Биксио» — 26,82 уз.). В 1915— 1916 гг. на «Марсале» 12 паровых котлов переделаны в чисто нефтяные. Активно участвовали в боевых действиях на Адриатике. Сданы на слом в конце 20-х гг. из-за сильного износа механизмов.
Легкий крейсер «Куарто» — 1 ед.
«Куарто» (Quarto) Вен 14.11.1909/19.8.1911/31.3.1913 - искл. 1939
3271/3442 т, 131,6x12,8x4,1 м. ПТ - 4, 10 ПК, 25 000 л.с.=28 уз. Броня: палуба 38 мм, рубка 100 мм. Эк. 247 чел. 6— 120 мм/50, 6-76 мм/50, 2 ТА 450 мм.
Лучший легкий (фактически бронепалубный, так как он не имел бортовой брони) крейсер итальянского флота. На испытаниях развил мощность 29 215 л.с. и скорость 28,61 уз. Из 10 паровых котлов корабля 8 были чисто нефтяными и 2 — со смешанным угольно-нефтяным отоплением. Активно участвовал в боевых действиях на Адриатике, неоднократно вступал в бой с легкими силами австро-венгерского флота. «Куарто» отличался хорошим качеством механизмов и до конца своей долгой службы мог развивать ход до 28 узлов.
Бронепалубный крейсер «Либия» — 1 ед.
«Либия» (Libia) Ане 1907/11.11.1912/25.3.1913 - искл. 1937
3760/4466 т, 111,8x14,5x5,5 м. ПМ - 2, 16 ПК, 11 500 л.с.=22,5 уз. Броня: палуба до 100 мм, орудийные щиты 76 мм, рубка 100 мм. Эк. 314 чел. 2-152 мм/50, 8-120 мм/45, 8 - 47 мм, 6 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Крейсер устаревшего английского проекта, строился по заказу Турции как «Драма», но после начала итало-турецкой войны 1911 г. реквизирован и переименован в «Либию». Паровые котлы имели только угольное отопление. По своим элементам был близок к турецким крейсерам «Гамидие» и «Меджидие». Во время 1-й мировой войны дополнительно установлены 3 76-мм зенитки.
Бронепалубные крейсера типа «Кампания» — 2 ед.
«Кампания» (Campania) Каст 9.8.1913/23.7.1914/18.4.1917 - искл. 1937
«Базиликата» (Basilicata) Каст 9.8.1913/23.7.1914/1.8.1917 - погиб 13.8.1919
2483/3187 т, 83x12,7x5 м. ПМ - 2, 4 ПК, 5000 л.с.=15,5 уз. Броня: палуба 25 мм, рубка 50 мм. Эк. 204 чел. 6 — 152 мм/40, 2 — 76 мм/40, 3 — 76 мм/40 зен., 2 — 47 мм, 2 пул.
Так называемые «колониальные» крейсера — слабые корабли, предназначавшиеся для службы в качестве стационеров. Могли использоваться и как учебные суда (имели кубрики для 100 кадетов). Проект разработан на базе устаревшей «Калабрии». Боевая ценность этих крейсеров была ничтожной. «Кампанию» в 1921 г. переклассифицировали в канонерскую лодку. «Базиликата» затонула недалеко от Порт-Саида в результате взрыва парового котла. В 1920 г. поднята, но в строй не вводилась и была сдана на слом.
Бронепалубный крейсер «Калабрия» — 1 ед.
«Калабрия» (Calabria) Спец 2.1892/20.9.1894/12.7.1897 - искл. 1924
2453/2660 т, 81x12,7x5,05 м. ПМ - 2, 4 ПК, 4260 л.с. = 16 уз. Броня: палуба 50 мм, рубка 50 мм. Эк. 214 чел. 6—120 мм/40, 6 — 57 мм/40, 2 — 37 мм, 1 пул., 2 ТА 450 мм.
Спроектирован специально для колониальной службы. Подводная часть корпуса обшита деревом и покрыта медью. Первоначально нес 4 152-мм и 4 120-мм орудия, но в 1914 г. перевооружен. В 1921 г. переклассифицирован в канонерскую лодку.
Бронепалубные крейсера типа «Ломбардия» — 5 ед.
«Ломбардия» (Lombardia) Каст 19.11.1888/12.7.1890/16.2.1893 - искл.1920
«Этрурия» (Elruria) Орл 1.4.1889/23.4.1891/11.7.1894 - погиб13.8.1918
«Лигурия» (Liguria) Ане 1.7.1889/8.6.1893/1.12.1894 - искл. 1921
«Эльба» (Elba) Каст 22.9.1890/12.8.1893/27.2.1896 - искл. 1920
«Пулья» (Puglia) Tap 10.1893/22.9.1898/26.5.1901 - искл. 1923
2250-2650/2500-3110 т, 88,2x12,1 -12,7x5,4-5,5 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6800-7500 л.с.=17,5- 19,5 уз. Броня: палуба 50 мм, рубка 50 мм. Эк. 213 - 278 чел. 2-152 мм/40, 8-120 мм/40, 8 - 57 мм, 8 -37 мм, 2 пул., 2 ТА 450 мм.
Крейсера, изначально считавшиеся неудачными из-за малой скорости и окончательно устаревшие к началу 1-й мировой войны. Построено 6 единиц, но головная «Умбрия» в 1911 г. продана Гаити, переименована в «Ферриер», по пути в Америку затонула из-за неопытности нового экипажа. Все несколько различались по своим характеристикам и неоднократно перевооружались. К 1915 г. 152-мм пушки были сняты, и на крейсерах осталось по 6 120-мм орудий (на «Лигурии» — 8). «Эльба» с июня 1914 г, служила плавбазой гидросамолетов, «Ломбардия» с 1908 г. — плавбазой подводных лодок. «Лигурия» и «Пулья» в 1916 — 1917 гг. переоборудованы в минные заградители. «Этрурия» погибла в Ливорно в результате взрыва баржи с боеприпасами.
Старые бронепалубные крейсера — 3 ед.
Из крейсеров постройки 1880-х гг. до 1-й мировой войны дожили 3 единицы: «Пьемонте» (1888 г., 2597 т, 20 уз.), «Этна» (1885 г., 3700 т, 17 уз.) и «Джованни Бозан» (1883 г., 3277 т, 17 уз.). Из них только первый числился некоторое время в ранге крейсеров; остальные служили соответственно в качестве базы подводных лодок в Бриндизи и штабного корабля в Таранто. В 1920— 1921 гг. все сданы на слом.