Эскадренные миноносцы
Лидеры эсминцев типа «Аквила» — 4 ед.
«Аквила» (Aquila) Пат 11.3.1914/26.7.1916/8.2.1917 - искл. 1939
«Спарвьеро» (Sparviero) Пат 29.1.1914/25.3.1917/15.7.1917 - искл. 1920
«Ниббио» (Nibbio) Пат 15.7.1914/30.1.1918/15.5.1918 - искл. 1920
«Фалько» (Falco) Пат 19.8.1916/16.8.1919/20.1.1920 - искл. 1939
1594/1733 т, 94,7x9,5x3,5 м. ПТ- 2, 5 ПК, 40 000 л.с.=34 уз. Эк. 146 чел. 3 — 152 мм/40, 4 — 76 мм/40, 2 пул., 4 ТА 450 мм.
Заказаны в 1913 г. Румынией, но реквизированы после вступления Италии в войну. Были одними из самых мощных эсминцев в мире. На испытаниях все превысили проектную скорость: «Аквила» показал 36,4 уз., «Фалько» — 35,2 уз., «Ниббио» — 37,4 уз., «Спарвьеро» — 38,04 уз. Первоначально предполагалось вооружить корабли 120-мм артиллерией, но нехватка легких крейсеров заставила установить на первые 3 корабля старые 152-мм пушки. Правда, те оказались слишком тяжелыми для эсминцев, и последний в серии, «Фалько», получил 120-мм/45 клб орудия (после войны аналогичным образом перевооружили и остальные). «Ниббио» и «Спарвьеро» 1.7.1920 были выкуплены Румынией и получили названия «Марасешти» и «Марашти». В 1944 г. они вошли в состав Советского ВМФ как «Легкий» и «Ловкий», в следующем году возвращены Румынии и сданы на слом в середине 50-х гг. «Аквила» и «Фалько» в октябре 1937 г. (официально 6.1.1939) переданы ВМС франкистской Испании и переименованы в «Мелилья» и «Сеута». Оба проданы на слом в 1948 г.
Лидеры эсминцев типа «Мирабелло»— 3 ед.
«Карло Мирабелло» (Carlo Mirabello) Ане 21.11.1914/21.12.1915/24.8.1916 - погиб 21.5.1941
«Карло Альберто Раккия»
(Carlo Alberto Racchia) Ане 10.12.1914/2.6.1916/21.12.1916 - погиб 21.7.1920
«Аугусто Риботи» (Augusto Riboty) Ане 27.2.1915/24.9.1916/5.5.1917 - искл. 1951
1784/1972 т, 103,75x9,7x3,6 м. ПТ - 2, 4 ПК, 46000 л.с.=35 уз., 182 т нефти. Эк. 169 чел. 8 — 102 мм/35 («Раккия» и «Риботи» 1 — 152 мм/40 и 7 - 102 мм/35), 2-76 мм/40 зен., 2 пул., 4 ТА 450 мм.
Самые большие лидеры итальянского флота. Нехватка легких крейсеров заставила установить на двух кораблях тяжелые 152-мм орудия (в 1917 г. таким образом перевооружили и «Мирабелло»), однако опыт оказался неудачным: шестидюймовки имели малую скорострельность и к тому же вызывали сильное сотрясение корпуса. В 1919 г. их сняли. Все три корабля активно участвовали в боевых действиях. «Раккия» в 1920 г. в составе сил Антанты находился на Черном море и погиб от подрыва на мине в районе Одессы. Остальные два неоднократно модернизировались и участвовали во 2-й мировой войне.
Лидеры эсминцев типа «Россарол» — 3 ед.
«Чезаре Россарол» (Cesare Rossarol) Ане 30.6.1913/15.8.1914/6.8.1915 - погиб 16.11.1918
«Джульельмо Пеле» (Guglielmo Рере) Ане 2.7.1913/17.9.1914/20.8.1915 - искл. 1938
«Алессандро Поэрио» (Alessandro Poerio) Ане 25.6.1913/4.8.1914/25.5.1915 - искл. 1938
1028/1216 т, 85x8x3,1 м. ПТ - 2, 3 ПК, 20 000 л.с.=31,5 уз., 200 т нефти. Эк. 129 чел. 6-102 мм/35, 4 ТА 450 мм.
Первые представители класса лидеров, официально в итальянском флоте именовались «легкими разведчиками». Предполагалось, что они будут нести по 8 ТА, но в ходе строительства торпедное вооружение уменьшили в пользу артиллерии. В 1918 г. 102-мм пушки заменены на новые с длиной ствола в 45 клб. В 1916 г. на «Дж. Пепе» установили две 76-мм зенитки, в следующем году их сняли и все три корабля вооружили двумя 40-мм автоматами «Виккерс». «Россарол» погиб в северной Адриатике от подрыва на мине, остальные два в июне 1938 г. переданы ВМС франкистов и служили в Испании под названиями «Теруэль» и «Уэска» до 1947 — 1949 гг.
Эсминцы типа «Сиртори» —12 ед.
1-я серия: «Джузеппе Сиртори» (24.11.1916), «Джованни Ачерби» (14.2.1917), «Винченцо Джордано Орсини» (23.4.1917), «Франческо Стокко» (5.6.1917);
2-я серия: «Джузеппе Ла Маса» (6.9.1917), «Джачинто Карими» (7.11.1917), «Бенедетто Кайроли» (28.12.1917-погиб 10.4.1918), «Анжело Бассини» (28.3.1918), «Никола Фабрици» (8.7.1918), «Джакомо Медичи» (6.9.1918), «Джузеппе Ла Фарина» (12.3.1919), «Агостино Бертани» (6.6.1919).
790/850 т, 73,5x7,3x2,8 м. ПТ - 2, 4 ПК, 15 500 л.с.=30 уз. Эк. 78 -84 чел. 6 — 102 мм/35, 2 — 40 мм авт. (2-я серия: 4—102 мм/45, 2 — 76 мм/40 зен.), 2 пул., 4 ТА.
Строились фирмой «Одеро», последние корабли серии вошли в строй после окончания войны. Созданы на базе эсминца «Розолино Пило», отличались усиленным артиллерийским вооружением и двухтрубными торпедными аппаратами вместо однотрубных. На испытаниях показали скорость до 33,5 уз., дальность плавания экономическим 14-уз. ходом составила около 2 тыс. миль. «Б.Кайроли» погиб в Ионическом море в результате столкновения с систершипом «Дж. Карини». Остальные в 1929 г. переклассифицированы в миноносцы, неоднократно перевооружались, участвовали во 2-й мировой войне. В 1941 — 1943 гг. 9 кораблей погибли, последние два — «Дж. Карини» и «Н.Фабрици» — сданы на слом в 1957-1958 гг.
Эсминцы типа «Пило» — 8 ед.
«Розолино Пило» (24.3.1915), «Ипполито Ниево» (24.7.1915), «Джузеппе Чезаре Абба» (25.5.1915), «Антонио Мосто» (20.5.1915), «Франческо Нулло» (24.7.1915), «Пиладе Бронцетти» (26.10.1915), «Симоне Шиаффино» (11.9.1915), «Джузеппе Миссори» (20.12.1915).
770/850 т, 73x7,3x2,7 м. ПТ-2, 4 ПК, 16 000 л.с.=30 уз., 150 т нефти. Эк. 70 — 78 чел. 4 — 76 мм/40, 2 — 76 мм/40 зен., 4 ТА 450 мм.
Строились на верфи «Одеро», «А.Мосто» и «Ф. Нулло» — фирмой «Паттисон». Созданы на базе «Индомито», отличались составом вооружения, увеличенным запасом топлива и более экономичными турбинами. В 1929 г. переклассифицированы в миноносцы, все (кроме списанного в 1938 г. «И. Ниево») участвовали во 2-й мировой войне. «Ф. Нулло», «С. Шиаффино», «П. Бронцетти» (переименованный в «Джузеппе Децца») и «Дж. Миссори» погибли в 1940— 1945 гг., остальные 3 сданы на слом в 1954— 1958 гг.
Эсминец «Аудаче» (II) — 1 ед.
«Аудаче» (Яр, 27.9.1916)
922/1170 т, 87,5x8,3x2,5 м. ПТ-2, 3 ПК, 22 000 л.с.=30 уз., 250 т нефти. Эк. 118 чел. 7—102 мм/35, 2 —40 мм авт., 2 пул., 4 ТА 450 мм.
Заказан Японией в 1912 г. в Англии как «Кавакадзе» (вместе с однотипным «Уракадзе»), но 3.7.1916 передан итальянцам. Сначала получил название «Интрепидо», 25.9.1916 переименован в «Аудаче». Для своего времени весьма передовой проект с чисто нефтяным отоплением котлов, дизелями для крейсерского хода (последние, правда, так и не были установлены) и спаренными торпедными аппаратами. На испытаниях эсминец развил скорость 34,5 уз.; дальность плавания 15-узловым ходом составила 2180 миль. В 1929 г. корабль переклассифицировали в миноносец, в 1943 г. попал в руки немцев. Погиб 1.11.1944 на Адриатике в бою с английскими эскортными эсминцами.
Эсминцы типа «Аудаче» (I) — 2 ед.
«Аудаче» (4.5.1913 - погиб 30.8.1916), «Анимозо» (13.7.1913)
780/840 т, 75,5x7,5x2,6 м. ПТ-2, 4 ПК, 16 000 л.с.=30 уз., 100 т нефти. Эк. 70 - 79 чел. 1-120 мм/40, 4-76 мм/40, 2 ТА 450 мм.
Строились фирмой «Орландо». Проект разработан на базе «Индомито», но под швейцарские турбины «Эшер-Висс» вместо лицензионных системы Парсонса. В целом ЭУ оказалась неэкономичной, и дальность плавания 14-узловым ходом составила всего 950 миль. «Аудаче» погиб в Ионическом море в результате столкновения с грузовым судном; позже его имя присвоили новому эсминцу, полученному из Англии. «Анимозо» 29.7.1921 сильно пострадал от взрыва котла, не восстанавливался и в 1923 г. был сдан на слом.
Эсминцы типа «Индомито» — 8 ед.
«Индомито» (10.5.1912), «Интрепидо» (7.8.1912 -- погиб 4.12.1915), «Иррекуэто» (12.12.1912), «Импавидо» (22.3.1913), «Импетуоэо» (23.7.1913 — погиб 10.7.1916), «Инсидиозо» (30.9.1913), «Ардито» (20.10.1912), «Арденте» (15.12.1912).
672/770 т, 73x7,3x2,4 м. ПТ-2, 4 ПК, 16000л.с.=30уз., 100/128 т нефти. Эк. 70-79 чел. 1-120 мм/40, 4-76 мм/40, 2 ТА 450 мм.
Первые итальянские полноценные эсминцы, оснащенные паровыми турбинами и котлами с чисто нефтяным отоплением. Строились фирмой «Паттисон», последние два — «Орландо». На испытаниях развили скорость в 33 — 35,5 уз., дальность плавания 14-узловым ходом составляла 1200 миль. В 1914—1915 гг. однотрубные ТА заменены двухтрубными, я также оборудованы минными рельсами. Активно использовались в боевых действиях на Адриатике.
«Интрепидо» погиб от подрыва на мине, выставленной немецкой ПЛ UC14. «Импетуозо» торпедирован австрийской субмариной U17. Остальные в 1918 — 1919 гг. перевооружены, в 1929 г. переклассифицированы в миноносцы, в 30-е гг. исключены из боевого состава. Во время 2-й мировой войны «Инсидиозо», превращенный в судно-мишень для ПЛ, вновь был восстановлен как миноносец немцами. 5.11.1944 его потопила американская авиация.
Эсминцы типа «Солдати» —11 ед.
«Берсальере» (2.10.1906), «Гранатьере» (27.10.1906), «Артильере» (18.1.1907), «Ланчиере» (28.2.1907), «Кораццьере» (11.12.1909), «Карабиньере» (12.10.1909), «Гарибальдино» (12.2.1910-погиб 16.7.1918), «Альпино» (27.11.1909), «Фучильере» (21.8.1909), «Поитиере» (3.1.1910), «Аскаре» (6.12.1912).
395/415 т, 65,1x6,1x2,1 м. ПМ - 2, 3 ПК, 6000 л.с.=28,5 уз., 80 туг. или 65 т нефти. Эк. 55 чел. 3 — 76 мм/40, 3 ТА 450 мм.
Последняя серия преемников английских «истребителей», по существу являлись большими миноносцами. Все построены на верфи «Ансальдо». «Аскаро» был заказан Китаем как «Цзин-По», но уже на стапеле передан итальянским ВМС. Он имел паровые котлы со смешанным отоплением (один нефтяной и два угольных) и, соответственно, другой запас топлива (50 т угля + 34 т нефти). «Гарибальдино» погиб в результате столкновения с английским эсминцем «Синьет», остальные в 1921 г. переклассифицированы в миноносцы, а в 1923 — 1932 гг. сданы на слом.
Эсминцы типа «Нембо» — 6 ед.
«Нембо» (18.5.1901 - погиб 17.10.1916), «Турбине» (21.11.1901 - погиб 24.5.1915), «Аквилоне» (16.10.1902), «Бореа» (12.12.1902 - погиб 15.5.1917), «Зеффиро» (14.5.1904), «Эсперо» (9.7.1904).
325/380 т, 64x5,9x2,3 м. ПМ - 2, 3 ПК, 5200 л.с.=30 уз. Эк. 55 чел. 4 — 76 мм/40, 2 ТА 450 мм.
Построены фирмой «Паттисон» по английскому проекту. В 1908— 1912 гг. модернизированы (котлы переведены с угольного отопления на нефтяное) и стали трехтрубными. Тогда же перевооружены (до того несли по 5 57-мм пушек и 4 ТА); в ходе войны добавлены минные рельсы под 10 — 16 мин. «Нембо» торпедирован австрийской ПЛ U16 (последняя также погибла — вероятно, от взрыва глубинных бомб этого же эсминца). «Турбине» и «Бореа» потоплены австро-венгерскими эсминцами. Остальные исключены из состава флота в 1923- 1924 гг.
Эсминцы типа «Лампо» — 5 ед.
«Лампо» (7.10.1899), «Дардо» (7.2.1900), «Страле» (19.5.1900), «Еуро» (27.8.1900), «Остро» (9.2.1901).
320/354 т, 62x6,5x2,6 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с.=30 уз., 75 туг. Эк. 59 чел. 1 — 76 мм/40, 5 — 57 мм, 2 ТА 450 мм.
Построены в Германии фирмой «Шихау». Всего в серии было 6 единиц, но «Фречча» разбился на камнях 12.10.1911 у побережья Ливии. «Страле» и «Остро» имели облегченное артиллерийское вооружение (6 — 57 мм). В ходе войны оснащены минными рельсами. Сданы на слом в 1920 — 1924 гг.
Эсминец «Фульмине» — 1 ед.
«Фульмине» (4.12.1898)
293/337 т, 62,2x6,4x2,3 м. ПМ - 2, 4 ПК, 4800 л.с.=23 уз., 60 т уг. Эк.48 чел. 1 — 76 мм/40, 3 — 57 мм, 2 ТА 450 мм.
Построен фирмой «Одеро». Первый эсминец («истребитель») итальянского флота. Оказался неудачным: проектная скорость в 26,5 уз. не была достигнута. В 1901 г. перевооружен (ранее нес 5 57-мм пушек и 3 ТА). В 1921 г. сдан на слом.