Миноносцы
Миноносцы типа PN — 71+8 ед.
1-серия: 1PN —12PN, 130S —24OS, 25AS —32AS, 33PN — 38PN, 39RM;
2-я серия: 40PN — 45PN, 46OS — 510S, 52AS — 57AS, 58OL —63OL, 64PN —69PN, 70СР —73СР, 70OLT —75OLT.
120/140 т (1-я серия), 130/155 - 168 т (2-я серия), 42,5x4,6x1,4- 1,55 м. ПМ - 2, 2 ПК, 3200 л.с.=27 уз., 15,5 т нефти (1-я серия), 23 т нефти (2-я серия). Эк. 30 чел. 1 — 57 мм (1-я серия) или 2 — 76 мм/40 (2-я серия), 2 ТА 450 мм.
Строились в 1910 — 1918 гг. фирмами «Паттисон» (PN), «Одеро» (OS), «Ансальдо» (AS), «Орландо» (OL и OLT), «Кантьери Навали Риунити» в Палермо (СР) и верфью в Специи (RM). Несколько единиц вошли в строй уже после окончания 1-й мировой войны, а 70СР — 73СР и 70OLT — 73OLT остались недостроенными. В целом считались весьма удачными (применительно к театру военных действий на Адриатике) кораблями. 31AS, 32AS, 74OLT и 75OLT вместо паровых машин оснащались турбинами мощностью по 3500 л.с., но оказались более дорогими и менее надежными. Экспериментальный миноносец 39RM имел комбинированную трехвальную ЭУ (2 паровые машины и 1 турбина) мощностью 2700 л.с. Его полное водоизмещение составило 158 т, а последних кораблей серии OLT—195 т. Артиллерийское вооружение миноносцев 1-й серии в годы войны усиливалось до одной — двух 76-мм пушек и одного пулемета. Большинство оснащено минными рельсами под 8—10 мин. В ходе боевых действий погибло 3 единицы: 5PN (потоплен 27.6.1915 немецкой ПЛ UB1), 17OS (затонул 3.7.1915 от взрыва собственной мины) и 36PN (10.11.1918 подорвался на минном заграждении). Остальные исключены из списков флота в 1923 — 1934 гг. (750LT-B 1937 г.).
Миноносец «Габбиано» — 1 ед.
«Габбиано» (9.4.1907)
162/174 т, 49,6x5,9x1,7 м. ПМ - 2, 2 ПК, 2200 л.с.=22 уз., 30 т нефти. Эк. 32 чел. 2 — 47 мм, 3 ТА 356 мм.
Построен верфью в Специи с использованием еще исправных машин и вооружения списанных миноносцев 11 OS и 111S (фирмы «Шихау», 1888 г.). Задумывался как головной в серии, но испытания показали неудовлетворительные результаты: корабль оказался тихоходным и слабо вооруженным. В дальнейшем от утилизации старых механизмов отказались, и «Габбиано» остался в единственном числе. В 1921 г. был списан.
Миноносцы типа «Орионе» — 4 ед.
«Орионе» (29.3.1906), «Орса» (5.5.1906), «Олимпия» (17.7.1906), «Орфео» (23.4.1907).
221 т, 52,6x6x1,5 м. ПМ - 2, 2 ПК, 3000 л.с.=25 уз., 45 т уг. Эк. 38 чел. 3 — 47 мм, 3 ТА 450 мм.
Строились фирмой «Одеро». Спроектированы на базе миноносца «Пегасо», но отличались компоновкой и конструкцией корпуса. Оказались маломореходными и в годы 1-й мировой войны могли развивать скорость не более 20 узлов. В 1915 — 1918 гг. перевооружены: 2 — 76 мм/30 зен., 1 пул., 2 ТА. Сданы на слом в 1920— 1923 гг.
Миноносцы типа «Пегасо» —18 ед.
1-я серия: «Пегасо», «Персео», «Прочионе», «Палладе»; 2-я серия: «Чиньо», «Кассиопея», «Каллиопе», «Клио», «Канопо», «Калипсо», «Климене», «Чентауро», «Альчионе», «Аироне», «Альбатрос», «Ардеа», «Арпиа», «Асторе».
150/200 т, 50,4x5,3x1,7 м. ПМ - 2, 2 ПК, 3000 л.с.=25 уз. 40 т уг. Эк. 42 чел. 3 — 47 мм, 3 ТА 450 мм.
Строились в 1904— 1909 гг. по английскому проекту фирмами «Паттисон» и «Одеро» (последние 6 ед.). Удачные корабли с хорошей для их размеров мореходностью. «Калипсо» и «Климене» были оснащены нефтяными паровыми котлами; в 1908 — 1913 гг. на нефтяное отопление переведены миноносцы 1-й серии, а также «Альчионе», «Аироне» и «Ардеа». К концу 1-й мировой войны все перевооружены (2 — 76 мм, 1 пул., 2 ТА 450 мм), «Кассиопея», «Климене», «Альчионе» и «Арпиа» в 1915 — 1917 гг. переоборудованы в быстроходные тральщики. «Персео» погиб 6.2.1917 в результате столкновения с систершипом «Асторе», «Арпиа» затонул 17.1.1918 от удара о затонувшее судно, позже поднят и 25.7.1918 вновь введен в строй. «Чентауро» 5.11.1921 разбился на камнях у побережья Турции, остальные сданы на слом в 1923 — 1927 гг.
Миноносцы типа «Сирио» — 6 ед.
«Сирио», «Саджиттарио», «Спика», «Скорпионе», «Серпенте», «Саффо».
207 т полн., 51,4x6x1,7 м. ПМ - 2, 2 ПК, 3000 л.с.=25,5 уз., 40/62 т уг. Эк. 38 чел. 3-47 мм, 3 ТА 450 мм.
Построены в 1904 — 1906 гг. германской фирмой «Шихау». В 1917 —1918 гг. перевооружены: 47-мм пушки заменены двумя 76-мм зенитками. «Скорпионе» погиб 15.5.1917 в результате столкновения с французской канонерской лодкой «Сюрвелант». «Саффо» 2.4.1920 разбился на камнях у побережья Турции, остальные исключены из состава флота в 1923 г.
Миноносец «Пелликано» — 1 ед.
156/184 т, 48,7x5,7x1,55 м. ПМ - 2, 3 ПК, 2700 л.с.=21 уз., 38 т уг. Эк. 30 чел. 2 — 37 мм, 2 ТА 356 мм.
Первый мореходный миноносец итальянского флота. Построен фирмой «Одеро» в 1896 — 1900 гг. ЭУ оказалась неудачной, и проектная скорость (25,7 уз.) так и не была достигнута. С 1912 г. служил учебным судном, в 1920 г. списан.
Миноносец «Кондоре» — 1 ед.
138 т полн., 48x5,6x1,4 м. ПМ - 2, 3 ПК, 2370 л.с.=26 уз. Эк. 31 чел. 2-37 мм, 2 ТА 356 мм.
Быстроходный, но легко вооруженный корабль. Построен фирмой «Ансальдо» в 1898 — 1900 гг. Перед 1-й мировой войной котлы переведены на нефтяное отопление. В 1915—1918 гг. использовался в качестве эскортного противолодочного корабля. В 1920 г. продан на слом.
Кроме того, в октябре 1917 г. в состав итальянского флота вошел миноносец «Франческо Ризмондо» — бывший австро-венгерский Тв11. Сначала он служил эскортным судном, затем до 1925 г. обслуживал маяки, после чего сдан на слом. Его ТТХ см. в разделе «Австро-Венгрия».