Подводные лодки
Подводные лодки типа «Микка» — 6 ед.
«Пьетро Микка», «Луиджи Гальвани», «Лоренцо Марчелло», «Торичелли», «Анджело Эмо», «Лаззаро Мочениго».
842/1244 т, 63,3x6,2x4,2 м. Диз. -2, 2 ЭД. 2600-2900/1300- 1800 л.с.=11/10,9 уз., 60 т нефти. Эк. 40 чел. 1 — 76 мм/40, 1 — 76 мм/ 30 зен., 6 ТА 450 мм.
Самые большие подводные лодки итальянского флота. Заказаны верфи в Специи в 1914 г., но вследствие затянувшегося строительства спущены на воду только в 1917 — 1919 гг. и до окончания войны ни одна из субмарин не успела войти в строй. Ненадежные двигатели и плохая маневренность вызвали их капитальную модернизацию в 1923 г. В 1928— 1937 гг. все были исключены Из списков флота.
Подводные лодки типа «Прована» — 4 ед.
«Андреа Прована», «Агостино Барбариго», «Джакомо Нами», «Себастьян Веньеро».
762/924 т, 67x5,9x3,8 м. Диз. - 2, 2 ЭД. 2600/1400 л.с.=16/ 9,8 уз. Эк. 40 чел. 2-76 мм/40, 6 ТА 450 мм.
Строились фирмой «Фиат-Сан-Джорджо» в Специи. Заложены в октябре 1915 г., спущены на воду в 1917— 1918 гг., но вступили в строй после окончания боевых действий. Имели довольно прогрессивную конструкцию (в частности, аккумуляторные батареи впервые были расположены в четырех изолированных отсеках под главной палубой), отличались хорошей маневренностью, но глубина погружения ограничивалась величиной 50 м. «С.Веньеро» погибла 6.8.1925 в результате столкновения с пароходом, остальные списаны в 1928— 1935 гг.
Подводные лодки типа «Пачинотти» — 2 ед.
«Пачинотти», «Гульельмотти».
710/869 т, 65x6x4,1 м. Диз. -2,2 ЭД. 1100/ 900 л.с.=14/10,2 уз. Эк. 39 чел. 2 — 76 мм/ 30, 5 ТА 450 мм.
Построены фирмой «Фиат-Сан-Джорджо», спущены на воду в 1916 г. Единственные из итальянских субмарин, имевшие 3 носовых ТА. В целом очень похожи на «Балилью». «Гульельмотти» погибла во время своего первого боевого похода — 10.3.1917 ее по ошибке потопил британский шлюп «Сайкламен». «Пачинотти» исключена из списков флота в 1921 г.
Подводная лодка «Балилья» — 1 ед.
«Балилья» (4.8.1915 —погибла 14.7.1916)
728/875 т, 65x6x4,1 м. Диз. - 2, 2 ЭД. 1600/ 900 л.с.=14/9 уз. Эк. 38 чел. 2-76 мм/40, 4 ТА 450 мм.
Заказана в 1913 г. фирме «Фиат-Сан-Джорджо» Германией как U42. После вступления в войну реквизирована Италией. Лодка оказалась весьма удачной, но прослужила недолго: 14.7.1916 у о.Лисса ее потопили австрийские миноносцы 65F и 66F.
Подводные лодки типа «N» — 6 ед.
N1—N6
277/363 т, 45,8x4,2x3,1 м. Диз. - 2, 2 ЭД. 650/450 л.с.=12,5/7,6 уз. (N5, N6-750/450 л.с.=13,5/7,9 уз.), 9 - 10 т нефти. Эк. 23 чел. 1 - 76 мм зен., 2 ТА 450 мм.
Построены в 1917—1918 гг. фирмами «Ансальдо» и «Този». Представляли собой увеличенный и улучшенный «Наутилус». N5 и N6 имели повышенную мощность двигателей; они могли в надводном положении пройти 750 миль 12,5-узловым ходом и в подводном 17 миль 7,5-узловым ходом — вместо соответственно 508 и 15 миль у остальных. Принять участие в боевых действиях лодки не успели. В 1929 — 1935 гг. их сдали на слом.
Подводные лодки типа «F» — 21 ед.
F1—F21
262/319 т, 45,6x4,2x3,1 м. Диз. -2, 2 ЭД. 670/500 л.с. = 12,5/8,2 уз., 12т нефти. Эк. 26 чел. 1 - 76 мм/30, 2 ТА 450 мм.
Самая многочисленная серия подлодок итальянской постройки, Проект разработан фирмой «Фиат-Сан-Джорджо». Первые 3 субмарины построены в 1913 — 1914 гг. для Бразилии, позже 3 были поставлены Португалии и еще 3 —Испании. Лодки для итальянского флота были заказаны в 1915 г. трем фирмам («Фиат-Сан-Джорджо», «Орландо» и «Одеро»); в 1916 — 1918 гг. их спустили на воду. Имели хорошую маневренность, дальность плавания в надводном положении составила 1600 миль (8,5 уз.), в подводном — 80 миль (4 уз.). F8 затонула 14.2.1917 в результате аварии во время испытаний, но была поднята и в сентябре того же года введена в строй. F14 погибла 6.8.1928 из-за столкновения с эсминцем «Дж.Миссори». Остальные списаны между 1919 и 1935 г.
Подводные лодки типа «Н» — 8 ед.
Н1 —Н8
361/441 т, 45,8x4,7x3,8. Диз. - 2, 2 ЭД. 480/600 л.с. = 12,6/11 уз., 16 т нефти. Эк. 22 чел. 4 ТА 450 мм.
Знаменитые лодки фирмы «Голланд», строились в США и собирались в Канаде в 1916 — 1917 гг. Аналогичны русским ПЛ типа АГ. Один из самых удачных проектов своего времени. Глубина погружения составляла 80 м, в то время как у лодок итальянской постройки она не превышала 50 м. Н5 потоплена 16.4. 1918 по ошибке в южной части Адриатического моря однотипной британской ПЛ Н1 (временно именовавшейся НВ1 — чтобы не путать «англичанок» с итальянскими субмаринами). Остальные служили до 30 — 40-х гг., 5 единиц участвовали во 2-й мировой войне, причем Н6 и Н8 погибли соответственно в 1943 и 1945 гг. Н1, Н2 и Н4 сданы на слом в 1947 г.
Подводный минный заградитель Х1 — 1 ед.
171/184 т, 33,6x3,1x2,7 м. Диз. -1, 1 ЭД. 90/175 л.с. = 6/4,5 уз. Эк. 16 чел. 1 - 76 мм/30 зен., 12 мин.
Бывшая немецкая субмарина UC12 (номинально считавшаяся австрийской U24), погибшая 16.3.1916 у Таранто в результате подрыва на собственной мине. Поднята и в марте 1917 г. после восстановительного ремонта введена в строй как Х1. В 1919 г. сдана на слом.
Подводные минные заградители типа Х2 — 2 ед.
Х2, Х3
403/468 т, 42,6x5,5x3,1 м. Диз. -2, 2 ЭД. 650/325 л.с. = 8,2/6,3 уз. Эк. 22 — 25 чел. 1 — 76 мм/30 зен., 2 ТА 450 мм, 18 мин.
Строились фирмой «Ансальдо», спущены на воду в 1917 г., вступили в строй после окончания боевых действий. Проект разработан на базе захваченной германской субмарины UC12. Мины хранились в 9 вертикальных шахтах, торпеды установлены в палубных аппаратах. Оказались тихоходными и отличались плохой маневренностью. Исключены из состава флота в 1940 г.
Подводные лодки типа «W» — 4 ед.
W1—W4
331/449 т, 52,4x4,7x2,7 м (W1, W2); 321/479 т, 45,7x5,4x2,8 м (W3, W4). Диз. - 2, 2 ЭД. 710 - 760/480 л.с. = 13/8,5 уз. Эк. 18 чел. 1 -76 мм (только на W1 и W2), 2 ТА 450 мм.
Бывшие английские, построены в 1914 — 1916 гг. фирмой «Армстронг» и в августе 1916 г. куплены Италией. Считались неудачными из-за плохой маневренности и ненадежности дизелей. Тем не менее активно действовали на Адриатике (особенно W3 и W4). W4 погибла в августе 1917 г. — предположительно в результате подрыва на мине. Остальные списаны в 1919 г.
Подводные лодки типа «S» — 3 ед.
S1 —S3
265/324 т, 45,1x4,4x3,2 м. Диз. - 2, 2 ЭД. 650/400 л.с. = 13/8,5 уз. Эк. 18 чел. 1 — 76 мм, 2 ТА 450 мм.
Бывшие английские, построены в 1914—1915 гг. фирмой «Скотт» по итальянскому проекту, разработанному на базе чертежей ПЛ «Аргонаута». 25.10.1915 куплены Италией. В 1919 г. все сданы на слом.
Подводная лодка «Аргонаута» — 1 ед.
255/306 т, 45,1x4,2x3 м. Диз. -2, 2 ЭД. 600/400 л.с. = 13,5/8,8 уз. Эк. 24 чел. 2 ТА 450 мм.
Заказана Россией как «Святой Георгий» в 1912 г. Проект разработан на базе «Медузы». Спущена на воду на верфи «Фиат-Сан-Джорджо» в Специи 5.7.1914, однако после начала 1-й мировой войны Италия выкупила ее и в феврале 1915 г. ввела в строй под названием «Аргонаута». (Позже для Российского флота была построена другая подлодка, также названная «Св. Георгий».) Субмарина имела двухкорпусную конструкцию, глубину погружения 40 м и в надводном положении могла пройти 1500 миль 9-узловым ходом. Во время войны «Аргонауту» довооружили 76-мм орудием. В 1928 г. исключена из списков флота.
Подводные лодки типа «Пуллино» — 2 ед.
«Джачинто Пуллино», «Галилео Феррарис».
345/405 т, 42,2x4,1x3,7м. Диз. -2,2 ЭД. 1460/520 л.с.= 14/9 уз. Эк. 21 чел. 1 -57 мм, 1 — 37 мм, 6 ТА 450 мм.
Построены в Специи по проекту В.Каваллини, спущены на воду в 1913 г. Имели двухкорпусную конструкцию. Вооружение для своего времени было необычайно мощным. ТА располагались парами: 2 в носу, 2 в корме и 2 наружных — на палубе. «Дж.Пуллино» 31.7. 1917 села на камни у о.Галиола, была захвачена австрийцами, но на следующий день затонула при буксировке в Полу. «Г.Феррарис» 28.11.1917 также оказалась выброшенной на камни во время шторма (к счастью, у итальянского берега). Хотя ее спасли, но повреждения корпуса были столь серьезными, что подлодку не восстанавливали и в 1919'г. сдали на слом.
Подводные лодки типа «Наутилус» — 2 ед.
«Наутилус», «Нереиде».
225/320 т, 40,9x4,3x2,8 м. Диз. -2, 2 ЭД. 600/320 л.с.= 13,2/8 уз. Эк. 19 чел. 2 ТА 450 мм.
Строились в Венеции по проекту К.Бернардиса, спущены на воду в 1913 г. Корпус субмарин по своим обводам напоминал миноносец. «Нереиде» торпедирована на Адриатике 5.8.1915 австрийской ПЛ U5. «Наутилус» сдан на слом в 1919 г.
Подводные лодки типа «Медуза» — 8 ед.
«Медуза», «Велелла», «Арго», «Физалия», «Сальпа», «Жантина», «Жалея», «Цея».
250/305 т, 45,1x4,2x3 м. Диз. - 2, 2 ЭД. 650/ 300 л.с.= 12/8 уз. Эк. 21 - 22 чел. 2 ТА 450 мм.
Строились по проекту Ч.Лауренти разными фирмами в 1911 — 1913 гг. Первые итальянские ПЛ с дизельными двигателями. Максимальная глубина погружения — 40 м. Обладали хорошей маневренностью. Активно использовались в ходе 1-й мировой войны. Две погибли на Адриатике: «Медуза» 10.6.1915 торпедирована германской субмариной UB15 (условно считавшейся австрийской U11) и «Жалея» 17.8.1915 подорвалась на мине. «Цея» 26.11.1917 во время шторма выброшена на берег у Римини, но позже восстановлена и возвращена в строй. «Арго» в декабре 1917 г. начали переоборудовать в штурмовую ПЛ прорыва оборонительных сооружений Полы, но работы остались неоконченными. В 1918 г. все оставшиеся лодки продали на слом.
Подводная лодка «Атропо» — 1 ед.
231/320 т, 44,5x4,4x2,7 м. Диз. -2, 2 ЭД. 700/200 л.с.= 14,7/8 уз. Эк. 14 чел. 2 ТА 450 мм.
Построена по заказу Италии немецкой фирмой «Германиа-верфт» в Киле, спущена на воду 22.3.1912. Корпус имел острые обводы (наподобие миноносца). Дальность плавания в надводном положении 15,5-узловой скоростью составляла 1300 миль, в подводном 8-узловой скоростью — 40 миль. Глубина погружения — 50 м. Прибыла в Италию в 1913 г. В годы войны входила в состав 1-го дивизиона подводных лодок Морских сил Венеции, в Северной Адриатике потопила австрийский пароход «Албанией» (1122 брт.). Исключена из списков флота в 1919 г.
Подводная лодка «Фока» — 1 ед.
185/280 т, 42,5x4,2x2,6 м. Бенз. - 2, 2 ЭД. 600/160 л.с.= 13/6 уз. Эк. 17 чел. 2 ТА 450 мм.
Построена фирмой «Фиат-Сан-Джорджо», спущена на воду 8.9.1908. Первоначально была трехвальной, но после взрыва паров бензина 26.4.1909 реконструирована, средний гребной винт демонтирован. Принимала участие в боевых действиях на Адриатике. В 1918 г. сдана на слом.
Подводные лодки типа «Глауко» — 5 ед.
«Глауко», «Сквало», «Нарвало», «Отария», «Трикеко».
160/240 т, 36,8x4,3x2,6 м. Бенз. - 2, 2 ЭД. 600/170 л.с. =13/6 уз. Эк. 15 чел. 2 ТА 450 мм.
Первые серийные подлодки итальянского флота. Построены верфью в Венеции по проекту Ч.Лауренти в 1905 — 1909 гг. Несколько отличались друг от друга (в частности, головная «Глауко» имела 3 ТА). В годы 1-й мировой войны служили в системе обороны в Бриндизи и Венеции. «Глауко» списана в 1916 г., остальные —в 1918 г.
Подводная лодка «Дельфино» — 1 ед.
102/113 т, 24,6x2,8x2,7 м. Бенз. -1,1 ЭД. 130/65 л.с. = 6,5 уз. Эк. 11 чел. 1 ТА 450 мм.
Экспериментальная подлодка, построенная в Специи в 1892 — 1896 гг. как чисто электрическая, капитально перестроена в 1902— 1904 гг. К началу 1-й мировой войны совершенно устарела, но входила в состав 4-го дивизиона ПЛ Морских сил Венеции. В 1918 г. сдана на слом.
Сверхмалые подводные лодки — 9 ед.
1-я серия: А1 —А6; 2-я серия: В1 — В3.
31/37 т, 13,5x2,2x2,3 м (1-я серия), 40/46 т, 15,1x2,3x2,5 м. Бенз. -1,1 ЭД., 85/50 л.с. (2-я серия). 6,8/5 уз. Эк. 4 — 5 чел. 2 ТА 450 мм.
Построены по проекту Э.Феррати в 1915 — 1916 гг. Лодки 1-й серии были чисто электрическими, 2-й — бензино-электрическими. На первых торпеды размещались в наружных решетках ТА, на вторых — во внутренних трубчатых. Оказались малоэффективными и исключены из состава флота в 1918 — 1919 гг. В4 — В6 остались недостроенными.