Боевые катера

 

Торпедные катера типа «D» —14 ед.

56.jpg

 1-я серия: MAS397 — MAS400; 2-я серия: MAS401 — MAS410.

 

30 т, 21,2x4,2x1,2 м (1-я серия), 22x4x1,2 м (2-я серия). Бенз. — 3 (2-я серия бенз. — 4) + 2 ЭД, 1600 л.с.=28 уз. Эк. 10-12 чел. 1 — 76 мм/40, 1 пул., 4 ТА 450 мм (1-я се­рия) или 2 пул., 2 ТА 450 мм (2-я серия).

 

Строились фирмами «Бальетто» и СВАН в 1918 — 1919 гг. Помимо бензиновых моторов оснащались аккумуляторами и электродвига­телями мощностью в 10 л.с. для бесшумного подкрадывания со скоростью 4 узла. Предпо­лагалось, что катера этого типа разовьют мак­симальную скорость в 33 уз., но на практике они оказались значительно тихоходнее. В бое­вых действиях не участвовали. MAS397 — MAS400 неоднократно модернизировались и служили до конца 30-х гг., остальные списаны в 1928-м. На базе катеров этого типа уже пос­ле 1-й мировой войны (в 1919 — 1922 гг.) пос­троены усовершенствованные и более легкие MAS411 - MAS422.

 

Патрульные катера типа «В» — 46 ед.

57.jpg

 1-я серия: MAS115 —MAS139;

2-я серия: MAS233 — MAS252, MAS318.

 

19т, 18x3,2x1,2м. Бенз.-2, 500 л.с.=21 -23 уз. Эк. 12 чел. 1 — 76 мм/30 (2-я серия 1 -76 мм/40), 1 пул., 20 ГБ.

 

Спроектированы фирмой СВАН, строи­лись в 1918 — 1919 гг. на верфях в Вене­ции (1-я серия) и Палермо (2-я серия). Эк­спериментальный MAS318 был заказан фирме «Бальетто» как прогулочный катер, но в 1916— 1917 гг. переоборудован в патрульный для ВМС (он отличался размерениями и меньшей скоростью хода — 20 уз.). Катера 2-й серии оборудовались шумопе­ленгаторами и использовались как проти­володочные. MAS125 сгорел 9.8.1918 близ Чивитавеккьи, MAS240 погиб по той же при­чине 28.10.1918 у берегов Сардинии. MAS135 затонул 22.4.1919 в результате столкновения, остальные сданы на слом в 1921 -1929 гг.

 

Противолодочные катера типа «С» —156+9 ед.

58.jpg

1-я серия: MAS63 — MAS90, MAS103 — MAS114, MAS253 — MAS302, MAS377 — MAS396;

2-я серия: MAS303 —MAS317, MAS327 — MAS376.

 

43,8 т (1-я серия), 44,6 т (2-я серия), 24,4x3,7x1,2— 1,3 м. Бенз. 2, 460 л.с.=17- 19 уз. Эк. 15 чел. 1 -76 мм/40, 1 пул., 10 ГБ.

 

Один из самых массовых боевых катеров периода 1-й миро­вой войны. Спроектированы фирмой ELCO, строились в 1917 — 1919 гг. в США (1-я серия) и Италии (2-я серия). Из Америки пе­ревозились на борту пароходов. (MAS89 в октябре 1917 г. был смыт с палубы парохода «Мэн», так и не попав в состав итальянского флота.) Большинство были оснащены шумопеленгаторами. Отли­чались хорошей дальностью плавания — около 700 миль полным ходом. MAS79 погиб 4.7.1918 в результате столкновения с мино­носцем 22OS, MAS104 сгорел 8.5.1918. MAS253 и MAS254 затоп­лены после пожара в Чивитавеккьи 3.6.1918, но позже подняты и восстановлены. MAS264, как и MAS89, также не достиг Италии: он затонул вместе с пароходом «Наполи», погибшим 4.7.1918 в ре­зультате столкновения. MAS297 стал единственным катером, по­гибшим по боевой причине, но уже после войны — 25.3.1919 он подорвался на мине. Из катеров, заложенных на итальянских вер­фях, MAS335 — MAS338, MAS340, MAS342 остались недостроен­ными, a MAS339, MAS341 и MAS343 вошли в строй в 1920 г. как рыболовные суда. Большинство катеров исключено из списков флота в 20-е гг. MAS268, MAS273, MAS348 - MAS351 и MAS373 в 1921 г. проданы Румынии, где служили до 1932 г.

 

Торпедные и патрульные катера типа «А» —150 ед.

59.jpg

 1-я серия: MASS MAS22; 2-я серия: MAS23 —MAS52; 3-я серия: MAS53 — MAS62; 4-я серия: MAS91 — MAS102; 5-я серия: MAS140 — MAS202; 6-я серия: MAS203 — MAS232; 7-я серия: MAS319 —MAS321; 8-я серия: MAS325, MAS326.

 

16 т (1-я серия), 11,5 — 14 т (остальные), 16x2,6x1,2-1,3 м. Бенз.-2, 400-500 л.с.=20 —25 уз. (7-я серия — 700 л.с.=28 уз.). Эк. 8 чел. 1—47 мм (5, 6, 8-я серии — 1 — 57 мм), 1 пул., 4 — 6 ГБ или 1 — 2 пул. и 2 ТА 450 мм.

 

Так называемые «12-тонные» катера, спроектированные инженером А.Бизио (фирма СВАН) и строившиеся на разных заводах в 1916— 1918 гг. Катера отличались друг от друга составом вооружения и дви­гателями. Некоторые (1, 4 и 6-я серии) до­полнительно оснащались двумя электро­двигателями мощностью по 5 л.с. для бес­шумного хода. Самые быстроходные кате­ра (7-я серия) вошли в строй только в 1919 г.; однотипные MAS322 и MAS323 остались недостроенными, а заказанный экспери­ментальный MAS324 вообще не заклады­вался. Активно действовали в годы войны. Особенно отличились MAS9, потопивший 9.12.1917 австрийский броненосец «Вин», и MAS15, пустивший ко дну 10.7.1918 дред­ноут «Сент-Иштван». 13 катеров погибли: MAS3 (20.11.1917 затонул в шторм), MAS7 (4.11.1916, столкновение), MAS10 (17.3.1918, пожар), MAS14 (5.2.1918, стол­кновение), MAS16 (18.12.1917, погиб в бою), MAS18 (17.9.1918, авария, позже поднят), MAS25 (2.5.1917, пожар), MAS28 (27.12.1916, пожар), MAS33 (2.12.1917, авария, позже поднят), MAS49 (28.2.1917, авария), MAS140 (3.8.1918, пожар), MAS144 (17.4.1918, пожар), MAS166 (12.11.1918, столкновение). 8 единиц про­даны другим странам: MAS220 и MAS221 -в 1920 г. Финляндии, MAS226 и MAS227-B 1921 г. Китаю, MAS231 и MAS232-B 1921 г. Швеции, MAS100 и MAS223 — в 1937 г. Испании (франкистам). Из остальных большинство сдано на слом в 20-е гг. MAS15 и MAS96 сохраня­ются по сей день как музейные экспона­ты. Третий музейный катер, MAS94, сго­рел в 1946 г. в Специи.

 

Торпедные катера типа MAS1 — 2 ед.

60.jpg

 MAS1, MAS2.

 

12,5 т, 16x2,6x1 м. Бенз.-2+2 ЭД., 450 л.с.=23 уз. Эк. 8 чел. 3 пул., 2 ТА 450 мм.

 

Построены фирмой СВАН по проекту А.Бизио в 1915 г. Стали прототипами боль­шой серии «12-тонных» катеров типа «А».

Впервые оснащены электродвигателями для бесшумного хода общей мощностью 10 л.с., способными сообщать катеру скорость в 4 уз. В декабре 1916 г. оба переоборудо­ваны в катера-заградители: ТА сняты, один пулемет заменен на 47-мм орудие, могли принять по 4 мины. MAS1 затонул 25.4.1917 в результате столкновения с MAS9. MAS2 пошел ко дну 29.10.1917 во время шторма. Позже оба катера были подняты, восстанов­лены и служили до 1922 г.

 

Торпедные катера типа «Грилло» — 4 ед.

61.jpg

 «Грилло», «Кавалетта», «Пульче», «Локуста».

 

8 т, 16x3,1x0,7 м. 2 ЭД, 10 л.с.=4 уз. Эк. 4 чел. 2 ТА 450 мм.

 

Оригинальные электрические диверси­онные катера, оснащенные гусеницами для преодоления боковых заграждений. Предназначались для ночных атак вражеских кораблей на якорных стоянках. Построены фирмой СВАН по проекту А.Бизио в 1918 г. «Кавалетта» и «Пульче» погибли 13.4.1918 при попытке проникнуть в гавань Полы. «Грилло» затоплен там же 14.5.1918, поз­же поднят австрийцами (те даже пыта­лись скопировать его). «Локуста» списа­на в 1921 г.