Линейные корабли

 

Официально к началу 1-й мировой войны Австро-Венгрия име­ла 12 линкоров и еще один («Сент-Иштван») находился в построй­ке. Однако корабли типа «Габсбург» и «Эрцгерцог Карл» по мер­кам ведущих морских держав никак не соответствовали рангу ли­нейных и являлись скорее броненосными крейсерами. Четыре заказанных в 1914 г. дредноута водоизмещением в 24 500 т типа «Эрзац Монарх» (или улучшенный «Тегетгоф»), вооруженные де­сятью 350-мм орудиями, так и не были заложены. Четыре изготов­ленных для них орудия главного калибра использовались на сухо­путном фронте.

 

Линкоры типа «Вирибус Унитис» — 4 ед.

68.jpg

 «Вирибус Унитис» (Viribus Unitis)   СТТ       24.7.1910/24.6.1911/5.12.1912   - погиб 1.11.1918

«Тегетгоф» (Tegetthoff)                     СТТ       24.9.1910/21.3.1912/21.7.1913   - сл. 1924

«Принц Ойген» (Prinz Eugen)          СТТ       6.1.1912/30.11.1912/17.7.1914   - затоплен 28.6.1922

«Сент-Иштван» (Szent Istvan)         ДанФ     29.1.1912/17.1.1914/13.12.1915 - погиб 10.6.1918

 

20 014/21 595 т, 152,2x27,3x8,9 м. ПТ-4, 12 ПК, 25 000 л.с.=20 уз., 2000 т уг. Броня: пояс 280 — 150 мм, башни 280 — 60 мм, казе­маты 180 мм, палуба 48 — 30 мм, рубка до 280 мм. Эк. 1046 чел. 12-305 мм/45, 12-150 мм/50, 18-66 мм/50, 4 ТА 533 мм.

 

Единственные дредноуты австро-венгерского флота и пер­вые в мире линкоры с артиллерией ГК, расположенной в трехорудийных башнях. «Сент-Иштван» строился на принадлежав­шей венгерскому капиталу верфи в Фиуме, комплектовался вен­герскими фирмами, имел двухвальную паротурбинную установ­ку и отличался меньшей надежностью механизмов. На испыта­ниях наибольшую скорость показал «Тегетгоф» — 20,98 уз. Даль­ность плавания 10-узловым ходом составляла 4200 миль. В ходе войны 6 66-мм пушек были заменены зенитками такого же калибра.

Главный недостаток этих достаточно хорошо сбалансирован­ных кораблей — слабая ПТЗ. По этой причине два линкора погибли: «Сент-Иштван» был торпедирован итальянским ТКА MAS15, а «Вирибус Уни­тис» подорван в Поле итальянскими боевыми пловцами. После войны «Тегетгоф» передали Италии (в строй не вводился), а «Принц Ойген» — Франции (использовался как плавучая мишень и потоплен на маневрах).

 

Линкоры типа «Радецкий» — 3 ед.

69.jpg

  «Радецкий» (Radetzky)                                                                     CTT 26.11.1907/3.7.1909/15.1.1911 - сл. 1920

«Эрцгерцог Франц Фердинанд» (Erzherzog Franz Ferdinand)       CTT 12.9.1907/30.9.1908/5.6.1910   - сл. 1926

«Зриньи» (Zrinyi)                                                                              CTT 20.1.1909/12.4.1910/15.9.1911 - сл. 1920

 

14 500/15 846 т, 138,8x24,6x8,1 м. ПМ - 2, 12 ПК, 20 000 л.с.=20,5 уз., 750/1350 т уг. Броня: пояс 230— 100 мм, башни ГК 250 — 60 мм, башни СК 200 — 50 мм, казематы 120 мм, палуба 48 мм, рубка до 250 мм. Эк. 890 чел. 4 — 305 мм/45, 8 — 240 мм/45, 20—100 мм/50, 6 — 66 мм, 3 ТА 450 мм.

 

Один из самых удачных в мире проектов броненосцев додредноутной эпохи. Хотя по своей концепции к началу войны эти ко­рабли уже устарели, хорошая защита и мощное вооружение дела­ли их серьезными противниками даже для первых итальянских дредноутов. В 1915 г. две 66-мм пушки заменены на зенитки тако­го же калибра. После войны все три линкора переданы Италии, где были разобраны на металл.

 

Линкоры типа «Эрцгерцог Карл» — 3 ед.

70.jpg

 «Эрцгерцог Карл» (Erzherzog Karl)                                                 CTT       24.7.1902/4.10.1903/17.6.1906  - сл. 1921

«Эрцгерцог Фридрих» (Erzherzog Friedrich)                                   CTT       4.10.1902/30.4.1905/31.1.1907  - сл. 1921

«Эрцгерцог Фердинанд Макс» (Erzherzog  Ferdinand   Max)        CTT        9.3.1904/21.5.1905/21.12.1907 - сл. 1921

 

10 640 т полн., 126,2x21,8x7,5 м. ПМ - 2, 18 ПК, 18 000 л.с.=20,5 уз., 550/1315 туг. Броня: пояс до 210 мм, башни до 240 мм, казе­маты 150 мм, траверзы 200 мм, палуба 55 мм, рубка до 220 мм. Эк. 769 чел. 4-240 мм/40, 12-190 мм/42, 12-66 мм/45, 8-47 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Быстроходные корабли со скорострельной артиллерией от­носительно небольшого калибра. Развитие типа «Габсбург». Но­вые 190-мм пушки установлены в полностью электрифицирован­ных башнях. Первые из капитальных кораблей австрийского фло­та, вся «начинка» которых, включая артиллерию и броню, изготовлена на отечественных заводах. После окончания боевых дей­ствий «Эрцгерцог Фердинанд Макс» был передан Англии, осталь­ные два —Франции. «Эрцгерцог Карл» сел на мель у Бизерты и там же был разобран на металл, а оба его систершипа продали на слом в Италию.

 

Линкоры типа «Габсбург» — 3 ед.

71.jpg

 «Габсбург» (Habsburg)        CTT      13.3.1899/9.9.1900/31.12.1902-сл.1921

«Арпад» (Arpad)                  CTT       10.6.1899/11.9.1901/15.6.1903-СЛ.1921

«Бабенберг» (Babenberg)    CTT      19.1.1901/4.10.1902/24.5.1904-ел.1921

 

8250 т полн., 114,6x19,9x7,4 м. ПМ - 2, 16 ПК, 15 000 л.с.=19,6 уз., 500/840 т уг. Броня: пояс 220 — 180 мм, башни до 210 мм, казематы до 135 мм, палуба 66 — 40 мм, рубка до 200 мм. Эк. 630 чел. 3-240 мм/40, 12-150 мм/40, 10-66 мм/45, 6-47 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Самые маленькие линкоры в мире; фактически — броненос­ные крейсера. Отличались хорошей скоростью хода («Габсбург» на испытаниях развил 19,98 узла). Дальность плавания 10-узло-вым ходом —3600 миль. «Габсбург» и «Арпад» в 1911 — 1912 гг. модернизированы, с них снята часть надстроек, что позволило уменьшить водоизмещение по сравнению с проектным. «Бабенберг» сохранил свой первоначальный вид и водоизмещение (8823 т). В конце войны переклассифицированы: «Арпад» и «Габсбург» стали учебными кораблями (соответственно с сентября 1917 и февраля 1918), а «Бабенберг» — плавказармой (с января 1918). В 1920 г. переданы Англии, но сразу же были проданы на слом в Италию.