Подводные лодки

 

К началу 1-й мировой войны подводный флот Австро-Венгрии был более чем скромным: он состоял из 6 субмарин, 2 из которых (U1 и U2) находились в ремонте. Первый же боевой опыт показал важность ново­го вида оружия, и на верфях «двуединой» монархии с помощью Герма­нии развернулось серийное производство подлодок. Кроме того, в Полу по железной дороге было переброшено значительное количество не­мецких субмарин, которые действовали на Адриатике и Средиземном море с германскими экипажами, но по политическим мотивам несли флаг Австро-Венгрии (Италия, объявившая 23.5.1915 войну Австрии, более года формально оставалась нейтральной по отношению к Герма­нии). Почти все эти лодки получили следующие австрийские обозначе­ния (в скобках — прежние германские): U7 — U9 (UB7 — UB9), U18 (UC14), U19 (UC15), U24 (UC12), U25 (UC13), U26 (UB14), U33 - U35 (U33 - U35), U36 (U21, затем U47), U37 (U32), U38 (U38), U39 (U39), U42 - U47 (UB42 -UB47), U54 - U58 (UB128 - UB132), U60 (UC20), U62 (UC22), U63 (UC23, затем U63), U64 (U64), U65 (U65), U66 (UB66, затем UC66), U67 (UB67), U68 (UB68), U69 (UB69, затем UC69), U70 (UB70), U71 (UB71), U72 (U72), U73 (U73), U74 (UC34), U75 (UC35), U77 (UC37), U78 (UC38, затем UC116), U79 - U82 (UB48 - UB51), U83 (U63, затем последовательно UC23, UB52, UC120), U84 (UB53, затем U121), U88 (UC24), U89 (UC25), U90 (UC27), U91 (UC67), U92 (UC73), U93 (UC74), U94 - U96 (UC52 - UC54), U97 (UB105), U99 (UC103), U110 (UC108), U133 - U135 (UB133 - UB135), U146 (UB146), U147 (UB147). 1.10.1916 все они подняли германские флаги, и только U35, U38 и U39 сохранили австрийское «подданство». Кстати, для своей подводной флотилии немцы перевезли по железной дороге 2 миноносца (А51 и А82), служившие в качестве посыльных судов под германским флагом.

С 1913 г. на верфи «Германия» в Киле для Австро-Венгрии строи­лись 5 больших (791/933 т) подлодок U7 — U11, однако из-за начавшейся войны прибытие их на Адриатику через Гибралтар посчитали нереаль­ным, и они вошли в состав германского флота под номерами U66 — U70.

Сами австрийцы наряду с лицензионным строительством подлодок разработали ряд собственных проектов. Среди них следует упомянуть оригинальный (но так и оставшийся на бумаге) подводный транспорт для перевозки ценных грузов. Всего за годы войны в состав австро-венгер­ского флота вошла 21 подлодка. К моменту заключения перемирия на стапелях стояли еще 11 недостроенных кораблей. Среди них в 90-про­центной готовности находилась весьма совершенная U50 (840/1100 т, 2300/1200 л.с.=16,5/9 уз., 6 ТА, 2 — 100 мм) и в 70-процентной готовнос­ти - U48 (818/1184 т, 2400/1200 л.с.=16,25/8,5 уз., 6 ТА, 2-90 мм).

Результативность всех 27 чисто австро-венгерских субмарин оказа­лась достаточно высокой. Ими были потоплены 2 броненосных крейсе­ра, 5 эсминцев, 2 подводные лодки, уничтожены или захвачены 108 тор­говых судов общим тоннажем 196 тыс. т брутто. Еще ряд кораблей был поврежден (в том числе французский линкор «Жан Бар», английские крейсера «Дублин» и «Веймут», японский эсминец «Сакаки»).

 

Подводные лодки типа UBII —10 ед.

87.jpg

 1-я серия: U27 —U32, U40, U41; 2-я серия: U43, U47.

 

278/312 т (1-я серия), 272/305 т (2-я се­рия), 37,7x4,4x3,7 м. Диз. - 2/ЭД- 2, 300/ 280 л.с.=9/6 уз. Эк. 19 — 23 чел. 1 — 75 мм (1-я серия) или 1 — 88 мм (2-я серия), 2 ТА 450 мм (1-я серия) или 500 мм (2-я серия).

 

Лодки 1-й серии строились по герман­ской лицензии фирмами ДанФ и КНТ (с достройкой в Поле). Заказаны в 1916 г., вошли в строй в 1917-м (U41 - 19.2.1918).

U41 отличалась увеличенной на 0,8 м длиной и более мощными (400 л.с.) дизе­лями, первоначально предназначавшимися для U6. Лодки 2-й серии (бывшие UB43 и UB47) построены фирмой «Везер» в Бре­мене, вошли в состав германского флота в 1916 г., но затем перевезены по железной дороге в Полу и в июле 1917 г. вступили в строй ВМС Австро-Венгрии. Перевозка и сборка-разборка субмарин отрицательно повлияла на их боевые качества.

U30 погибла по неизвестной причине вес­ной 1917 г. (вероятно, подорвалась на мине в районе Отрантского барража примерно 1.4.1917). U31 25.10.1917 затонула в Фиуме в результате аварии, но через два дня поднята и восстановлена. Все сданы на слом в 1920 г.

 

Подводные лодки типа «Хавманден» — 4 ед.

88.jpg

 U20 —U23

 

173/210 т, 38,8x4x2,8 м. Диз. - 1/ЭД- 1', 450/300 л.с.=12/9 уз. Эк.18 чел. 1 - 66 мм, 1 пул., 2 ТА 450 мм.

 

В 1911 — 1913 гг. верфь Уайтхеда в Фиуме построила для ВМС Дании 3 ПЛ типа «Хавманден». 27.3.1915 практически по тем же чертежам были заказаны 4 лод­ки для австрийского флота. Строительство велось по кооперации сразу несколькими заводами — венгерским UBAG, австрийским машиностроительным в Линце; сборка осу­ществлялась в Фиуме и Поле. Из-за многочисленных трудностей и нестыковок в ра­боте подлодки флот принял официально только во второй половине 1917 г. По не­которым источникам, фактическая мощ­ность электродвигателей у них составляла всего 160 л.с., а скорость подводного хода не превышала 7 — 7,3 уз.

Боевое применение лодок оказалось весьма ограниченным. U20 погибла 6.7.1918 (торпедирована итальянской ПЛ F12), U23 потоплена 21.2.1918 итальянским минонос­цем «Аироне». Остальные две сданы на слом в 1920 г.

 

Подводная лодка типа «Брюмер» — 1 ед.

89.jpg

 U14 (бывшая «Кюри»)

 

425/554 т, 52,2x5,2x3,2 м. Диз. - 2/ЭД- 2, 840/660 л.с.=12,2/9 уз. Эк. 28 чел. 1 - 88 мм, 7 ТА 450 мм.

 

Бывшая французская подлодка «Кюри» (типа «Брюмер», 1912 г.), запутавшаяся в се­тях на подходе к Поле 20.12.1914 и потоп­ленная артиллерийским огнем. Поднята в феврале 1915 г. и введена в строй под обоз­начением U14. С марта 1916 г. по февраль 1917-го модернизирована и перевооруже­на (новые ТТХ приведены выше). Вместо 37-мм пушки установлена 88-мм немецкая, ТА (1 носовой трубчатый и 6 бортовых системы Джевецкого) переделаны под калибр 450 мм (вместо 533 мм). В 1918 г. два ТА Дже­вецкого заменены кормовыми трубчатыми. Трофейная субмарина оказалась наибо­лее совершенной подлодкой австрийского флота, хотя ее скорость под водой, по неко­торым данным, не превышала 7 уз. Она лиди­рует по тоннажу потопленных торговых судов. В 1919 г. U14 возвращена Франции, где слу­жила под старым названием до 1928 г.

 

Подводные лодки типа UBI — 5 ед.

90.jpg

 U10, U11, U15, U16, U17

 

127/141 т, 27,9x5,2x2,7 м. Диз. - 1/ЭД- 1, 60/120 л.с.=6,5/5 уз. Эк. 16-17 чел. 2 ТА 450 мм, 1 пул.

 

Построены в Германии в 1914— 1915 гг. U10 (бывшая UB1) и U11 (бывшая UB15) при­няты в Поле австрийцами в июне — июле 1915 г.; поначалу они выходили в море со смешан­ными немецко-австрийскими экипажами. Пос­ледние 3 лодки строились фирмой «Везер» в Бремене специально для флота «двуединой» монархии. В ходе войны на них были установ­лены пушки: сначала 37-мм, затем 47-мм, а на U11 — даже 66-мм.

Активно использовались в боевых опе­рациях. U10 27.6.1915 потопила итальянский миноносец 5PN, U11 10.6.1915 — италь­янскую ПЛ «Медуза». U16, отражая атаку на конвой, 17.10.1916 потопила итальянский эсминец «Нембо», но при этом погибла сама (по одной версии, от взрыва под во­дой хранившихся на палубе «Нембо» глу­бинных бомб, по другой — в результате столкновения с австрийским транспортом «Борминда»). U10 9.7.1918 подорвалась на мине, и, хотя ее отбуксировали в Триест, до конца войны она так и не была восста­новлена. Все лодки в 1920 г. пошли на слом.

 

Подводные лодки типа «Голланд» — 3 ед.

91.jpg

 U5, U6, U12

 

236/273 т, 32,1x4,2x4,9 м. Бенз.-2/ЭД-2, 400-220 л.с.=10,1/8 уз. Эк. 19 чел. 2 ТА 450 мм.

 

Строились на заводе Уайтхеда в Фиуме по американской лицензии. Первые две со­бирались из готовых секций и вошли в строй в 1910 г. Третья лодка (первоначаль­но имевшая обозначение SS-3) построена в 1910— 1911 гг. за счет средств фирмы, предлагалась по очереди Перу, Португалии, Голландии, Бразилии и Болгарии, но в кон­це концов вошла в строй австро-венгерско­го флота под номером U12.

В ходе войны неоднократно модерни­зировались. В 1914— 1915 гг. на всех трех установлено по одной 37-мм пушке; на U5 в июле 1915 г. это орудие заменили на 47-мм, а в 1917-м-75-мм. На U12 в 1915 г. установили два дополнительных наружных ТА, а бензиновые двигатели заменили ди­зельными.

Субмарины данного типа, несмотря на весьма скромные характеристики и однокорпусную конструкцию, оказались одними из самых результативных. U5 27.5.1915 по­топила французский броненосный крейсер «Леон Гамбетта», 5.8.1915 — итальянскую ПЛ «Нереиде», 29.8.1915 — греческий тран­спорт «Кефалония» (1034 брт), 8.6.1916 — итальянский вспомогательный крейсер «Принчипе Умберто» (7919 брт), причем на последнем погибло 1750 человек. U6 18.3.1916 торпедировала французский эс­минец «Реноден». Два месяца спустя, 13.5.1916 она запуталась в противолодоч­ных сетях в районе Отранто и была затоп­лена экипажем (по другим источникам до­бита британскими вооруженными траулера­ми). U12 21.12.1914 повредила двумя тор­педами французский линкор «Жан Бар», позже захватила три черногорские шхуны. 12.8.1916 лодка погибла, подорвавшись на итальянской мине при попытке проникнуть в гавань Венеции. Оставшаяся U5 сдана на слом в 1920 г.

 

Подводные лодки типа «Германия» — 2 ед.

92.jpg

 U3, U4

 

237/296 т, 43,2x3,7x2,8 м. Диз. - 2/ЭД- 2, 600/340 л.с.=12/8,5 уз. Эк. 21 чел. 2 ТА 450 мм.

 

Эти двухкорпусные лодки построены на верфи «Германия» в Киле в 1907— 1909 гг. Весьма совершенные для своего времени субмарины, хотя поначалу они плохо дер­жали глубину, из-за чего потребовалась переделка горизонтальных рулей. В апре­ле 1915 г. установлено по одному 37-мм орудию на рубке и по 4 наружных ТА (типа системы Джевецкого). В 1917 г. на U4 до­полнительно смонтировали одну 66-м пуш­ку, наружные ТА сняли.

U3 после неудачной атаки 12.8.1915 протаранена итальянским вспомогательным крейсером «Читта ди Катанья», получила повреждения, ушла на глубину, но на следующий день, вынужденно всплыв, была уничтожена французским эсминцем «Биссон». U4 активно использовалась в боевых действиях; на ее счету — потопленные итальянский броненосный крейсер «Джузеппе Гарибальди» (18.7.1915), итальян­ский пароход «Италия» (1305 брт, 30.5.1917), французские «Жан Бар» (475 брт, 2.2.1916), «Эдуарде Корбьер» (475 брт, 19.6.1917) и «Бертильд» (1500 брт, 12.7.1917), англий­ский «Инверберби» (4390 брт, 14.8.1916) и греческий «Кефира» (411 брт, 19.6.1917), несколько шхун, а также поврежденный тор­педой английский легкий крейсер «Дублин» (9.6.1915). Лодка сдана на слом в 1920 г.

 

Подводные лодки типа «Лэйк» — 2 ед.

93.jpg

U1, U2

 

230/270 т, 30,5x3,4x3,2 м. Бенз. - 2/ЭД-2, 720/200 л.с.=10,3/6 уз. Эк. 17 чел. 3 ТА 450 мм.

 

Построены морским арсеналом в Поле по проекту американ­ского конструктора Саймона Лэйка в 1907—1909 гг. Испытания выявили множество недостатков, и лодки вошли в строй только в 1911 г. К началу 1-й мировой войны находились в ремонте (бензи­новые двигатели были заменены на дизели общей мощностью 640 л.с.). Считались устаревшими и служили преимущественно учеб­ными кораблями. В 1920 г. сданы на слом.

 

Сверхмалые подводные лодки — 2 ед.

 

В 1913 г. конструкторы фирмы Уайтхеда по заказу одного из немецких научно-исследовательских институтов разработали про­ект экспериментальной мини-субмарины (44/50 т, 12,2x2,7x2,2 м, ЭД — 1, 30 л.с.=7/4 уз., эк. 3 чел.). В августе 1914 г. ее спустили на воду в Фиуме, и вскоре она вошла в состав австро-венгерского флота под названием «Лолико». Однако испытания оказались не­удачными. Предлагалось в дополнение к электромоторам поста­вить бензиновый двигатель в 60 л.с. и вооружить лодку двумя ТА, что требовало ее полной перестройки и увеличения надводного водоизмещения до 60 т. Вступление в войну Италии внесло свои коррективы: «Лолико» планировали переоборудовать специально для использования на озере Гарда. Но все эти планы остались на бумаге, мини-субмарина была брошена, и судьба ее неизвестна.

В 1918 г. у австрийцев появилась еще одна сверхмалая под­лодка—бывшая русская № 3 (типа «Голланд-27»), захваченная 12.3.1918 в Рени. Она была поставлена на ремонт на румын­ской верфи в Турну-Северине, где и простояла до конца войны, а затем ее сдали на слом.