Подводные лодки
К началу 1-й мировой войны подводный флот Австро-Венгрии был более чем скромным: он состоял из 6 субмарин, 2 из которых (U1 и U2) находились в ремонте. Первый же боевой опыт показал важность нового вида оружия, и на верфях «двуединой» монархии с помощью Германии развернулось серийное производство подлодок. Кроме того, в Полу по железной дороге было переброшено значительное количество немецких субмарин, которые действовали на Адриатике и Средиземном море с германскими экипажами, но по политическим мотивам несли флаг Австро-Венгрии (Италия, объявившая 23.5.1915 войну Австрии, более года формально оставалась нейтральной по отношению к Германии). Почти все эти лодки получили следующие австрийские обозначения (в скобках — прежние германские): U7 — U9 (UB7 — UB9), U18 (UC14), U19 (UC15), U24 (UC12), U25 (UC13), U26 (UB14), U33 - U35 (U33 - U35), U36 (U21, затем U47), U37 (U32), U38 (U38), U39 (U39), U42 - U47 (UB42 -UB47), U54 - U58 (UB128 - UB132), U60 (UC20), U62 (UC22), U63 (UC23, затем U63), U64 (U64), U65 (U65), U66 (UB66, затем UC66), U67 (UB67), U68 (UB68), U69 (UB69, затем UC69), U70 (UB70), U71 (UB71), U72 (U72), U73 (U73), U74 (UC34), U75 (UC35), U77 (UC37), U78 (UC38, затем UC116), U79 - U82 (UB48 - UB51), U83 (U63, затем последовательно UC23, UB52, UC120), U84 (UB53, затем U121), U88 (UC24), U89 (UC25), U90 (UC27), U91 (UC67), U92 (UC73), U93 (UC74), U94 - U96 (UC52 - UC54), U97 (UB105), U99 (UC103), U110 (UC108), U133 - U135 (UB133 - UB135), U146 (UB146), U147 (UB147). 1.10.1916 все они подняли германские флаги, и только U35, U38 и U39 сохранили австрийское «подданство». Кстати, для своей подводной флотилии немцы перевезли по железной дороге 2 миноносца (А51 и А82), служившие в качестве посыльных судов под германским флагом.
С 1913 г. на верфи «Германия» в Киле для Австро-Венгрии строились 5 больших (791/933 т) подлодок U7 — U11, однако из-за начавшейся войны прибытие их на Адриатику через Гибралтар посчитали нереальным, и они вошли в состав германского флота под номерами U66 — U70.
Сами австрийцы наряду с лицензионным строительством подлодок разработали ряд собственных проектов. Среди них следует упомянуть оригинальный (но так и оставшийся на бумаге) подводный транспорт для перевозки ценных грузов. Всего за годы войны в состав австро-венгерского флота вошла 21 подлодка. К моменту заключения перемирия на стапелях стояли еще 11 недостроенных кораблей. Среди них в 90-процентной готовности находилась весьма совершенная U50 (840/1100 т, 2300/1200 л.с.=16,5/9 уз., 6 ТА, 2 — 100 мм) и в 70-процентной готовности - U48 (818/1184 т, 2400/1200 л.с.=16,25/8,5 уз., 6 ТА, 2-90 мм).
Результативность всех 27 чисто австро-венгерских субмарин оказалась достаточно высокой. Ими были потоплены 2 броненосных крейсера, 5 эсминцев, 2 подводные лодки, уничтожены или захвачены 108 торговых судов общим тоннажем 196 тыс. т брутто. Еще ряд кораблей был поврежден (в том числе французский линкор «Жан Бар», английские крейсера «Дублин» и «Веймут», японский эсминец «Сакаки»).
Подводные лодки типа UBII —10 ед.
1-я серия: U27 —U32, U40, U41; 2-я серия: U43, U47.
278/312 т (1-я серия), 272/305 т (2-я серия), 37,7x4,4x3,7 м. Диз. - 2/ЭД- 2, 300/ 280 л.с.=9/6 уз. Эк. 19 — 23 чел. 1 — 75 мм (1-я серия) или 1 — 88 мм (2-я серия), 2 ТА 450 мм (1-я серия) или 500 мм (2-я серия).
Лодки 1-й серии строились по германской лицензии фирмами ДанФ и КНТ (с достройкой в Поле). Заказаны в 1916 г., вошли в строй в 1917-м (U41 - 19.2.1918).
U41 отличалась увеличенной на 0,8 м длиной и более мощными (400 л.с.) дизелями, первоначально предназначавшимися для U6. Лодки 2-й серии (бывшие UB43 и UB47) построены фирмой «Везер» в Бремене, вошли в состав германского флота в 1916 г., но затем перевезены по железной дороге в Полу и в июле 1917 г. вступили в строй ВМС Австро-Венгрии. Перевозка и сборка-разборка субмарин отрицательно повлияла на их боевые качества.
U30 погибла по неизвестной причине весной 1917 г. (вероятно, подорвалась на мине в районе Отрантского барража примерно 1.4.1917). U31 25.10.1917 затонула в Фиуме в результате аварии, но через два дня поднята и восстановлена. Все сданы на слом в 1920 г.
Подводные лодки типа «Хавманден» — 4 ед.
U20 —U23
173/210 т, 38,8x4x2,8 м. Диз. - 1/ЭД- 1', 450/300 л.с.=12/9 уз. Эк.18 чел. 1 - 66 мм, 1 пул., 2 ТА 450 мм.
В 1911 — 1913 гг. верфь Уайтхеда в Фиуме построила для ВМС Дании 3 ПЛ типа «Хавманден». 27.3.1915 практически по тем же чертежам были заказаны 4 лодки для австрийского флота. Строительство велось по кооперации сразу несколькими заводами — венгерским UBAG, австрийским машиностроительным в Линце; сборка осуществлялась в Фиуме и Поле. Из-за многочисленных трудностей и нестыковок в работе подлодки флот принял официально только во второй половине 1917 г. По некоторым источникам, фактическая мощность электродвигателей у них составляла всего 160 л.с., а скорость подводного хода не превышала 7 — 7,3 уз.
Боевое применение лодок оказалось весьма ограниченным. U20 погибла 6.7.1918 (торпедирована итальянской ПЛ F12), U23 потоплена 21.2.1918 итальянским миноносцем «Аироне». Остальные две сданы на слом в 1920 г.
Подводная лодка типа «Брюмер» — 1 ед.
U14 (бывшая «Кюри»)
425/554 т, 52,2x5,2x3,2 м. Диз. - 2/ЭД- 2, 840/660 л.с.=12,2/9 уз. Эк. 28 чел. 1 - 88 мм, 7 ТА 450 мм.
Бывшая французская подлодка «Кюри» (типа «Брюмер», 1912 г.), запутавшаяся в сетях на подходе к Поле 20.12.1914 и потопленная артиллерийским огнем. Поднята в феврале 1915 г. и введена в строй под обозначением U14. С марта 1916 г. по февраль 1917-го модернизирована и перевооружена (новые ТТХ приведены выше). Вместо 37-мм пушки установлена 88-мм немецкая, ТА (1 носовой трубчатый и 6 бортовых системы Джевецкого) переделаны под калибр 450 мм (вместо 533 мм). В 1918 г. два ТА Джевецкого заменены кормовыми трубчатыми. Трофейная субмарина оказалась наиболее совершенной подлодкой австрийского флота, хотя ее скорость под водой, по некоторым данным, не превышала 7 уз. Она лидирует по тоннажу потопленных торговых судов. В 1919 г. U14 возвращена Франции, где служила под старым названием до 1928 г.
Подводные лодки типа UBI — 5 ед.
U10, U11, U15, U16, U17
127/141 т, 27,9x5,2x2,7 м. Диз. - 1/ЭД- 1, 60/120 л.с.=6,5/5 уз. Эк. 16-17 чел. 2 ТА 450 мм, 1 пул.
Построены в Германии в 1914— 1915 гг. U10 (бывшая UB1) и U11 (бывшая UB15) приняты в Поле австрийцами в июне — июле 1915 г.; поначалу они выходили в море со смешанными немецко-австрийскими экипажами. Последние 3 лодки строились фирмой «Везер» в Бремене специально для флота «двуединой» монархии. В ходе войны на них были установлены пушки: сначала 37-мм, затем 47-мм, а на U11 — даже 66-мм.
Активно использовались в боевых операциях. U10 27.6.1915 потопила итальянский миноносец 5PN, U11 10.6.1915 — итальянскую ПЛ «Медуза». U16, отражая атаку на конвой, 17.10.1916 потопила итальянский эсминец «Нембо», но при этом погибла сама (по одной версии, от взрыва под водой хранившихся на палубе «Нембо» глубинных бомб, по другой — в результате столкновения с австрийским транспортом «Борминда»). U10 9.7.1918 подорвалась на мине, и, хотя ее отбуксировали в Триест, до конца войны она так и не была восстановлена. Все лодки в 1920 г. пошли на слом.
Подводные лодки типа «Голланд» — 3 ед.
U5, U6, U12
236/273 т, 32,1x4,2x4,9 м. Бенз.-2/ЭД-2, 400-220 л.с.=10,1/8 уз. Эк. 19 чел. 2 ТА 450 мм.
Строились на заводе Уайтхеда в Фиуме по американской лицензии. Первые две собирались из готовых секций и вошли в строй в 1910 г. Третья лодка (первоначально имевшая обозначение SS-3) построена в 1910— 1911 гг. за счет средств фирмы, предлагалась по очереди Перу, Португалии, Голландии, Бразилии и Болгарии, но в конце концов вошла в строй австро-венгерского флота под номером U12.
В ходе войны неоднократно модернизировались. В 1914— 1915 гг. на всех трех установлено по одной 37-мм пушке; на U5 в июле 1915 г. это орудие заменили на 47-мм, а в 1917-м-75-мм. На U12 в 1915 г. установили два дополнительных наружных ТА, а бензиновые двигатели заменили дизельными.
Субмарины данного типа, несмотря на весьма скромные характеристики и однокорпусную конструкцию, оказались одними из самых результативных. U5 27.5.1915 потопила французский броненосный крейсер «Леон Гамбетта», 5.8.1915 — итальянскую ПЛ «Нереиде», 29.8.1915 — греческий транспорт «Кефалония» (1034 брт), 8.6.1916 — итальянский вспомогательный крейсер «Принчипе Умберто» (7919 брт), причем на последнем погибло 1750 человек. U6 18.3.1916 торпедировала французский эсминец «Реноден». Два месяца спустя, 13.5.1916 она запуталась в противолодочных сетях в районе Отранто и была затоплена экипажем (по другим источникам добита британскими вооруженными траулерами). U12 21.12.1914 повредила двумя торпедами французский линкор «Жан Бар», позже захватила три черногорские шхуны. 12.8.1916 лодка погибла, подорвавшись на итальянской мине при попытке проникнуть в гавань Венеции. Оставшаяся U5 сдана на слом в 1920 г.
Подводные лодки типа «Германия» — 2 ед.
U3, U4
237/296 т, 43,2x3,7x2,8 м. Диз. - 2/ЭД- 2, 600/340 л.с.=12/8,5 уз. Эк. 21 чел. 2 ТА 450 мм.
Эти двухкорпусные лодки построены на верфи «Германия» в Киле в 1907— 1909 гг. Весьма совершенные для своего времени субмарины, хотя поначалу они плохо держали глубину, из-за чего потребовалась переделка горизонтальных рулей. В апреле 1915 г. установлено по одному 37-мм орудию на рубке и по 4 наружных ТА (типа системы Джевецкого). В 1917 г. на U4 дополнительно смонтировали одну 66-м пушку, наружные ТА сняли.
U3 после неудачной атаки 12.8.1915 протаранена итальянским вспомогательным крейсером «Читта ди Катанья», получила повреждения, ушла на глубину, но на следующий день, вынужденно всплыв, была уничтожена французским эсминцем «Биссон». U4 активно использовалась в боевых действиях; на ее счету — потопленные итальянский броненосный крейсер «Джузеппе Гарибальди» (18.7.1915), итальянский пароход «Италия» (1305 брт, 30.5.1917), французские «Жан Бар» (475 брт, 2.2.1916), «Эдуарде Корбьер» (475 брт, 19.6.1917) и «Бертильд» (1500 брт, 12.7.1917), английский «Инверберби» (4390 брт, 14.8.1916) и греческий «Кефира» (411 брт, 19.6.1917), несколько шхун, а также поврежденный торпедой английский легкий крейсер «Дублин» (9.6.1915). Лодка сдана на слом в 1920 г.
Подводные лодки типа «Лэйк» — 2 ед.
U1, U2
230/270 т, 30,5x3,4x3,2 м. Бенз. - 2/ЭД-2, 720/200 л.с.=10,3/6 уз. Эк. 17 чел. 3 ТА 450 мм.
Построены морским арсеналом в Поле по проекту американского конструктора Саймона Лэйка в 1907—1909 гг. Испытания выявили множество недостатков, и лодки вошли в строй только в 1911 г. К началу 1-й мировой войны находились в ремонте (бензиновые двигатели были заменены на дизели общей мощностью 640 л.с.). Считались устаревшими и служили преимущественно учебными кораблями. В 1920 г. сданы на слом.
Сверхмалые подводные лодки — 2 ед.
В 1913 г. конструкторы фирмы Уайтхеда по заказу одного из немецких научно-исследовательских институтов разработали проект экспериментальной мини-субмарины (44/50 т, 12,2x2,7x2,2 м, ЭД — 1, 30 л.с.=7/4 уз., эк. 3 чел.). В августе 1914 г. ее спустили на воду в Фиуме, и вскоре она вошла в состав австро-венгерского флота под названием «Лолико». Однако испытания оказались неудачными. Предлагалось в дополнение к электромоторам поставить бензиновый двигатель в 60 л.с. и вооружить лодку двумя ТА, что требовало ее полной перестройки и увеличения надводного водоизмещения до 60 т. Вступление в войну Италии внесло свои коррективы: «Лолико» планировали переоборудовать специально для использования на озере Гарда. Но все эти планы остались на бумаге, мини-субмарина была брошена, и судьба ее неизвестна.
В 1918 г. у австрийцев появилась еще одна сверхмалая подлодка—бывшая русская № 3 (типа «Голланд-27»), захваченная 12.3.1918 в Рени. Она была поставлена на ремонт на румынской верфи в Турну-Северине, где и простояла до конца войны, а затем ее сдали на слом.