Дунайская флотилия (К. und К. Donauflotille)
Мониторы типа «Сава» — 2 ед.
«Сава» (Sava) СТТ+Лц 1914/31.5.1915/ 15.9.1915
«Босна» (Bosna) СТТ+Лц 1914/1915/ 9.7.1915
580т, 62x10,3x1,3 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1750 л.с.=13,5 уз. Броня: борт 40 мм, палуба 25 мм, рубка 50 мм. Эк. 91 чел. 2—120 мм/45, 2 — 120 мм/10, 2 — 66 мм, 2 — 47 мм, 7 пул.
Наиболее мощные дунайские мониторы. «Босна» первоначально получила название в честь погибшего «Темеша», но после того как последний был поднят, ее переименовали (9.5.1917). После войны «Сава» передана Румынии (получила название «Буковина»), а «Босна» — Югославии («Вардар»). В 1944— 1951 гг. бывшая «Сава» входила в состав советской Дунайской флотилии под именем «Измаил».
Мониторы типа «Эннс» — 2 ед.
«Эннс» (Enns) СТТ+Лц 1912/9.1914/ 17.10.1914
«Инн» (Inn) ДанБ 1913/25.2.1915/ 11.4.1915
540 т, 57,9x10,3x1,3 м. ПМ — 2, 2 ПК, 1500 л.с.=13 уз. Броня: как на типе «Сава». Эк. 95 чел. 2- 120 мм/45, 3- 120 мм/10, 2-66 мм зен., 6 пул.
Участвовали в боевых действиях на Дунае. «Инн» 22.9.1917 подорвался на мине в 14 км от г.Браилова и в считанные минуты затонул. 28.11.1917 поднят, ремонтировался в Будапеште, но до окончания войны в строй не вошел. В 1920 г. передан Румынии, назван «Бессарабией». «Эннс» стал югославской «Дравой». Бывший «Инн» в 1944—1951 гг. находился в составе советской Дунайской флотилии под названием «Керчь».
Мониторы типа «Темеш» — 2 ед.
«Темеш» (Temes) ДанБ 1902/26.3.1904/10.11.1904
«Бодрог» (Bodrog) ДанБ 1903/12.4.1904/10.11.1904
442 т, 57,7x9,5x1,2 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1400 л.с.= 13 уз. Броня: борт 40 мм, палуба 25 мм, рубка 75 мм. Эк. 86 — 89 чел. 2—120 мм/35, 1 — 120 мм/10, 2 — 37 мм, 1 пул.
Первоначально вместо 66-мм пушки несли по две 37-мм. Активно участвовали в боях против Сербии. «Темеш» 23.10. -1914 подорвался на русской мине на р.Саве у о. Грабовец (погиб 31 человек). 27.6.1916 монитор подняли, отремонтировали в Будапеште и вновь ввели в строй 29.7.1917. Корпус корабля удлинили на 2,6 м. Водоизмещение при этом возросло до 470 т, бронирование рубки было уменьшено до 40 мм. Новый состав вооружения: 2—120 мм/35, 2 — 90 мм/45 и 4 пул. В 1920 г. «Темеш» передали Румынии (получил название «Ардеал»), «Бодрог» — Югославии («Сава»). «Ардеал» в 1944—1951 гг. входил в состав советской Дунайской флотилии под названием «Бердянск».
Мониторы типа «Кёрёш» — 2 ед.
«Кёрёш» (Кбгбз) ДанБ 1880/1892/1892
«Шамош» (Szamos) ДанБ 1891/25.8.1892/ 1893
448т, 54x9x1,2м. ПМ - 2, 2 ПК, 1200 л.с. = 10 уз. Броня: борт 50 мм, палуба 19 мм, рубка 75 мм («Шамош» — 50 мм). Эк. 84 чел. 2 — 120 мм/35, 2-66 мм, 2 пул.
Родоначальники целого семейства дунайских мониторов. Для своего времени очень удачные корабли, не имевшие аналогов в мире. В 1914— 1915гг. активно использовались в боевых действиях против Сербии. 23.4.1915 английские паровые катера с линкоров, доставленные на Саву, безуспешно атаковали «Кёрёш» (ошибочно сообщив о его потоплении). После окончания 1-й мировой войны «Кёрёш» передан Югославии (переименован в «Мораву») , а «Шамош» превращен в понтон.
Мониторы типа «Лейта» — 2 ед.
«Лейта» (Leitha), «Марош» (Maros)
315т, 50,6x8x1,1 м. ПМ - 2, 2 ПК, 700 л.с.= 8 уз. Броня: борт 44 мм, палуба 25 мм, рубка 50 мм. Эк. 59 чел. 1 — 120 мм/35, 2 — 47 мм, 1 пул.
Построены в Будапеште, вошли в строй в 1871 — 1872 гг., реконструированы и перевооружены в 1893— 1894 гг. В 1915 г. вновь перевооружены: «Лейта» получила 1 — 120 мм/35, 1—66 мм/45, 1 — 66 мм/18, 3 пул. «Марош»— 1 — 120 мм/35, 3 — 66 мм/18, 3 пул. «Марош» в 1920 г. сдан на слом, «Лейта» превращена в понтон.
Бронекатера типа «Вельс» — 4 ед.
«Вельс» («I»), «Барш» («т»), «Компо» («п»), «Виза» («о»)
133 т, 44x6x1 м. ПТ-2, 2 ПК, 1200л.с.=15 уз. Броня: борт 8 мм, палуба 6 мм, рубка 10 мм. Эк. 40 чел. 4 — 66 мм/26, 4 пул.
Построены заводом ДанБ в 1915 — 1916 гг. под литерными обозначениями, сразу по вступлении в строй получили имена собственные. Первые речные суда с паротурбинной ЭУ. На испытаниях развили скорость 18,5 уз. В 1918 г. на Черном море использовались как тральщики. После окончания войны «Вельс» и «Виза» стали венгерскими «Сегетом» и «Кечкеметом», остальные два остались в Австрии под прежними названиями, но в 1927 — 1929 гг. проданы Венгрии («Компо» переименован в «Дьер», «Барш» — в «Байя»).
Бронекатера типа «Штёр» — 2 + 1 ед.
«Штер» («р»), «Лахс» («д»), «г»
140т, 45,5x6x1 м. ПТ-2, 2 ПК, 1400л.с.=16 уз. Броня: борт 10 мм, палуба 6 мм. Эк. 42 чел. 2-75 мм/30, 6 пул.
Оригинальные речные патрульные корабли с паротурбинной ЭУ. Заложены на заводе ДанБ в 1916 — 1917 гг. под обозначениями «р», «д» и «г»; первые два вошли встрой в августе 1918 г., третий не достроен. По существу представляли собой увеличенный вариант катеров типа «Вельс» с новыми пушками, способными вести огонь по воздушным целям. После войны «Лахс» достался Венгрии (назывался «Комаром», затем «Дебрецен»), «Штер» - Австрии, но в 1927 г. тоже продан Венгрии (получил название «Сорпон»).
Бронекатера типа «Мука» — 2 ед.
«Фогаш» («i»), «Чука» («к»)
60 т, 36x4,6x0,9 м. ПМ-2, 2 ПК, 800 л.с.=12 уз. Броня: до 5 мм. Эк. 27 чел. 1 — 66 мм/30, 2 пул.
Построены в Будапеште в 1915— 1916гг., в 1916 г. получили имена собственные. После окончания войны «Фогаш» сначала находился в Австрии, а в 1927 г. был продан Венгрии и переименован в «Гедело». «Чука» в 1920 г. стала венгерским «Сефок», но в 1929-м ее поменяли на австрийский «Барш». В Австрии «Чука» получила название «Бираго».
Бронекатера типа «f» — 3 ед.
«f», «g», «h».
15т, 18,3x2,7x0,8 м. Бенз. - 3, 350 л.с.=22 уз. Броня до 5 мм. Эк. 7 чел. 2 пул.
Всего в 1907— 1910 гг. построено 4 единицы («е» и «f» — фирмой Яр, «g» и «h»— ДанБ), но головной катер списан в 1913 г. Бронекатер «g» затоплен экипажем у Панчовы 9.9.1914, два оставшихся активно участвовали в боевых действиях. В 1916 г. «f» и «h» переименованы соответственно в «Штер» и «Лахс», в 1917 г. — в РМ-1 и РМ-2. В том же году перевезены на Адриатику и перевооружены (один пулемет заменен на 37-мм автоматическую пушку). Их дальнейшая судьба неизвестна.
Бронекатера типа «b» —3 ед.
«b», «c», «d».
39 т, 30x4,3x0,7 м. Бенз. - 2, 600 л.с.=14 уз. Броня до 5 мм. Эк. 12 чел. 2 пул.
Головной «Ь» построен фирмой ДанБ в 1906 г., отличался несколько меньшими размерами (36,5 т, 28x4,4x0,7 м) и типом ЭУ (бенз. — 4, 400 л.с.). Остальные два построены на верфи в г. Лустенау в 1909 г. 23.8.1915 «Ь» исключен из списков флотилии, 15.5.1915 «с» потоплен сербской артиллерией у Белграда, 9.9.1914 «d» затоплен экипажем на р.Саве у Панчовы.
Вспомогательная канонерская лодка «Балатон» — 1 ед.
230т, 54x14,2x1,1 м. ПМ, 450 л.с.=10,2уз. Эк. 14 чел. 2 — 66 мм, 2 — 47 мм, 2 пул.
Бывший речной буксир, переоборудован и введен в строй 23.2.1915. Наиболее мощный из мобилизованных пароходов, защищен противопульной броней. В 1916 г. переоборудован в минный заградитель (30 мин), 28.12.1917 разоружен.