Модернизации

 

Два первых корабля серии за время своей карьеры неоднократно модерни­зировались, причем в ряде случаев с за­метными изменениями внешнего вида и оборудования. Наиболее существенной перестройке за годы службы подвергся головной «Дойчланд». К его переделке пришлось приступить сразу после ввода в строй, поскольку некоторые виды во­оружения имели явно временный харак­тер. К 1930 году его 500-мм торпедные аппараты уступили место новым, 533-мм, прикрытым легкими броневыми щитами. В 1934 году корабль получил КДП 88-мм зенитной артиллерии и одновременно — спаренные 88-мм пушки вместо одинар­ных. В конце того же года в ходе плано­вого ремонта заменили вспомогательный паровой котел, а также переместили про­жектор на мачте. В ходе следующего зимнего ремонта с ноября 1935 года по январь 1936 года на «броненосце» поя­вилась катапульта и устройства для при­ема второго гидросамолета. Следующее переоборудование совпало с большим ремонтом во второй половине 1937 года после попадания испанских бомб. Основ­ные работы выполнялись внутри корпуса: подкреплялись основания дизелей и па­луба платформы в районе энергетической установки, что несколько ослабило общую вибрацию на больших ходах. Произошли, однако, и изменения во внешнем виде — прожекторы по бокам от трубы переста­вили с трубчатых подпор на более легкий мостик, проходивший по самому верху трубы, а для того, чтобы на нем мог нахо­диться персонал, саму трубу в 1938 году снабдили наклонным козырьком.

После неудачного рейда в Атлантике в конце 1939 года зенитное вооружение «Дойчланда» дополнили четырьмя 20-мм автоматами MG С/30. Более значитель­ное усиление ПВО было осуществлено при исправлении последствий торпедно­го попадания в апреле 1940 года, когда 88-мм зенитки уступили место 105-мм спаркам SKC/33. Тогда же бывший «Дой­чланд», а отныне «Лютцов» получил на­клонный «атлантический» нос, хотя и менее ярко выраженный, чем, например, на тяжелых крейсерах или больших лин­корах, а общая длина его корпуса увели­чилась тем самым примерно на 2 м. В середине войны (1942 год) козырек на трубе заменили на более высокий и боль­шой, а на крыше носовой башни появил­ся счетверенный 20-мм автомат армей­ского образца. Второй «фирлинг» уста­новили в том же или следующем году, одновременно заменив прожектор на мачте-надстройке на одиночный 20-мм автомат. Армейские четырехствольные установки просуществовали недолго; к 1944 году их сняли в ожидании анало­гичных флотских автоматов на стабили­зированных лафетах, которые, однако, попали на «Лютцов» не скоро. В послед­ний год войны зенитное вооружение не­однократно менялось и усиливалось. Если в марте 1944 года оно состояло из исходных восьми 37-мм и одиннадцати одиночных 20-мм автоматов, то уже с августа того же года началась постепен­ная замена пушек обоих типов на оди­ночные 40-мм «бофорсы» (Flak-28). Часть одиночных 20-миллиметровок уступила место спаренным установкам LM 44 того же калибра, в дополнение появилось три мощных «фирлинга» морской модели со стабилизацией в трех плоскостях. Общее число 20-мм стволов достигло 28: 3 счет­веренных, 6 спарок и 4 одиночных. Но и это вооружение не стало окончательным. В соответствии с программой единого перевооружения ПВО в 1945 году на «Лютцове» должно было быть десять 37-мм автоматов новой модели с высокими характеристиками, которыми предпо­лагалось заменить «бофорсы» и уцелев­шие 37-мм спарки, но, как и на большин­стве других уцелевших крупных кораб­лей кригсмарине, работы велись медлен­но и завершены не были.

По сравнению с головным кораблем серии «Шеер», более поздний и совер­шенный, менялся значительно меньше. Сколь-нибудь существенные модерниза­ции начались в 1936 году, хотя и до этого при ежегодных ремонтах производились работы, оставившие следы в виде изме­ненного рангоута и крана для подъема самолетов. Весной 1936 года для улуч­шения возможностей в ночном бою на нем оборудовали специальные платформы по бокам башенноподобной надстройки (на уровне командирского мостика), на кото­рых установили по 3-метровому специаль­ному дальномеру с большой светосилой для торпедной стрельбы в темноте. На других платформах, сбоку от трубы, поя­вились два 20-мм автомата.

Значительные работы по машинной установке проводились летом 1939 года (переборка дизелей) и с февраля по июль 1940 года (укрепление оснований и пе­рестройка моторных отделений). В ре­зультате сильно изменился внешний об­лик корабля. Место многогранной башен­ноподобной надстройки заняла трубча­тая мачта по типу «Дойчланда», однако с совершенно другим расположением мос­тиков и платформ, буквально облепив­ших ее со всех сторон. Корпус получил «атлантический» форштевень — наклон­ный и вздернутый, что уменьшило заливаемость носовой части, выявившуюся в ходе крейсерства. В то же время было установлено размагничивающее устрой­ство и наклонный козырек на трубе, от­водивший газы от мостиков и постов уп­равления огнем в корму. Линкор изба­вился от неудачных устройств — в час­тности, от посадочного тента для приема гидросамолетов и успокоителей качки, помещения которых приспособили для дополнительных топливных цистерн и кладовок. Изменилось и вооружение: 88-мм орудия уступили место 105-миллиметровкам SKC/33, исчезли 20-мм ав­томаты с платформ по бокам от трубы, а вместо них появились два четырехствольных «фирлинга» армейского об­разца (без стабилизации), один из кото­рых разместился на крыше носовой баш­ни, а второй — сразу за кормовой, за из­ломом полубака. В 1941 году заварили иллюминаторы в носовой части и добавили стеллажи для еще 2 запасных торпед.

В середине 1942 года последовали дополнительные изменения: козырек на трубе увеличили в размерах, сняли один из прожекторов, переместив парный с ним на платформу у трубы по диамет­ральной плоскости, а на их первоначаль­ное место на трубе вновь «посадили» две 20-мм одностволки, снятые двумя года­ми раньше. Далее, по мере усиления уг­розы с воздуха, на «Шеере», как и на «Лютцове», начался бурный рост числа зенитных автоматов, достигший вскоре 25 стволов. К лету 1944 года помимо исходных 8 37-миллиметровок здесь имелось 4 «фирлинга» и 9 одиночных 20-мм автоматов. Затем началась замена части 37-мм спарок на одноствольные 40-мм «бофорсы». По плану единого пе­ревооружения «карманный линкор» дол­жен был иметь в 1945 году 4 40-мм, столько же 37-мм и 42 20-мм ствола, однако реально весь объем работ так и не удалось осуществить.

Недолго проживший «Шпее» практи­чески не модернизировали, ограничив­шись в 1938 году снятием прожекторов с платформ по бокам башенноподобной надстройки. По иронии судьбы послед­ний «карманный линкор» должен был стать объектом самой обширной пере­стройки по сравнению со своими со­братьями. Несколько совещаний в тече­ние 1937 года с участием высших чинов флота и специалистов по кораблестрое­нию привели к выводу о необходимости существенных изменений прежде всего в форме корпуса. Мореходность остава­лась больным местом всех германских боевых судов; одновременно с ростом мореходных качеств увеличивались и требования к ним. Адмиралы и инжене­ры пришли к согласию по следующим вопросам: корабли должны получить бо­лее высокий «атлантический» форште­вень с плавным понижением линии бор­та вплоть до передней башни, а корму следует уширить. Расплатой за увеличе­ние нагрузки могла служить замена башенноподобной надстройки на трубчатую мачту, использование успокоительных цистерн Фрама для хранения топлива, удаление посадочных тентов, перемеще­ние прожекторов и, наконец, изменение состава вооружения. Все перечисленные меры были так или иначе испробованы впоследствии с достаточно хорошим ре­зультатом, кроме последней. Команду­ющий линейными силами адмирал Карле категорически не желал соглашаться с уменьшением числа 150-мм орудий вдвое, тем более что выигрыш в весе оказывался незначительным. Тогда всплыл первоначальный вариант «карманного линкора» с универсальной вспо­могательной артиллерией. Место восьми 150-мм и шести 105-мм пушек должны были занять четырнадцать 127-мм в спа­ренных установках, из которых по три располагались бы по бортам, а еще одна — в диаметральной плоскости, вместо возвышенной зенитной установ­ки. Это давало бы 8 орудий на борт для стрельбы как по морским, так и по воз­душным целям, практически уравнивая немецкие броненосцы с американскими тяжелыми кораблями — признанными лидерами в отношении ПВО. Кроме того, единый калибр позволял высвободить почти 100 человек и дополнительные объемы в погребах для патронов к авто­матам, а также забронировать подачи универсальных установок.

Проекты модернизации по корпусу рассматривались почти 12 месяцев, и в результате наиболее предпочтительным оказался самый смелый из них, предус­матривавший не только изменение фор­мы носа, но и увеличение ширины и дли­ны корабля. В сущности не такая уж зна­чительная добавка веса в 500 т позволя­ла одновременно увеличить остойчи­вость, мореходность и скорость на це­лых 2 узла! Из этих несколько ошелом­ляющих расчетов следует, насколько не­выгодными были формы и размеры, дик­товавшиеся жесткими рамками ограни­чения водоизмещения. Общий рост на­грузки предполагался примерно в 750 т, из которых 200 т приходилось на новое оборудование и добавочную противоосколочную защиту. Напряженная между­народная обстановка не позволила реа­лизовать этот интересный замысел, а начавшаяся мировая война окончатель­но похоронила его.