«Адмирал граф Шпее»: история службы

 

Последний и наиболее мощный из «карманных линкоров» имел самую не­долгую, но яркую карьеру. Он получил название в честь вице-адмирала графа Максимилиана фон Шпее, командовав­шего немецкой заморской крейсерской эскадрой в первую мировую войну, раз­громившего англичан в бою при Коронеле и погибшего 8 декабря 1914 года на борту броненосного крейсера «Шарнхорст» в сражении у Фолклендских ос­тровов. Его именем предполагалось на­звать заложенный в 1915 году линейный крейсер типа «Макензен», однако пора­жение Германии в 1918 году не дало пла­ну осуществиться. И вот 30 июня 1934 года дочь фон Шпее, графиня Губерта, разбила традиционную бутылку шампан­ского о борт спускаемого на воду кораб­ля, носящего имя ее отца. В память о победном бое адмирала у берегов Чили на башенноподобной надстройке появи­лась готическая надпись «КОРОНЕЛЬ».

Полтора года корабль достраивался на плаву, 5 декабря 1935 года начались за­водские испытания у стенки, а 6 января 1936 года «броненосец С» был принят на службу в кригсмарине. В командова­ние им вступил капитан цур зее Патциг. Последовали пробы в море, завершив­шиеся лишь к маю, когда «Адмирал граф Шпее» был окончательно введен в строй. На мерной миле в Нойкруге он развил 28,5 узла при водоизмещении 14 100 т и мощности 53 650 л.с. Кренгование пока­зало не вполне достаточную остойчи­вость: при полном запасе топлива метацентрическая высота составляла 0,67 м — наименьшее значение из всех единиц серии. Выявился ряд недоработок в ди­зельной установке, которые, впрочем, быстро ликвидировали. Подтвердилась неудачность расположения вспомога­тельного котла над броневой палубой и компоновки некоторых других элементов оборудования. По-прежнему сильной оставалась вибрация, а вот шум удалось побороть: в этом отношении «Шпее» оказался наиболее удачным из всех «кар­манных линкоров». Выяснилось, что для продолжительного хода свыше 18 узлов следует брать на борт дополнительный персонал механиков. Комиссия сделала еще несколько замечаний, однако вре­мени для их немедленной реализации не оставалось. Напряженная обстановка в мире и в Европе требовала как можно более быстрого подключения самой мощной и современной единицы флота, поэтому уже в ходе испытаний линкор совершил несколько учебных плаваний. «Шпее» сразу же была уготована высо­кая роль: 29 мая он стал флагманом криг­смарине на большом морском параде с участием Гитлера и других высших лиц третьего рейха.

Парад сменился буднями. С 20 мая проводились всесторонние испытания навигационного оборудования и электро­ники, а 6 июня «карманный линкор» вы­шел в первое дальнее плавание в Атлан­тику, к острову Санта-Круз. В течение 20-дневного похода продолжались учения и тестирование аппаратуры и устройств, в частности, артиллерии (формально «Шпее» числился в этом походе опытовым артиллерийским судном). По возвра­щении 26 июня в Вильгельмсхафен учеб­ные занятия продолжились. Осенью ко­рабль принимал участие в маневрах, од­нако вскоре перед ним встали более серьезные задачи. 16 декабря 1936 года на «Шпее» поднял флаг контр-адмирал фон Фишель, назначенный командующим немецким флотом в испанских водах.

Кригсмарине принял самое активное участие в гражданской войне в Испании. В соответствии с решениями междуна­родного «комитета по невмешательству» прибрежные воды Пиренейского полуос­трова поделили на зоны ответственнос­ти между его членами: Англией, Фран­цией, Германией и Италией, где ВМС этих стран должны были пресекать под­воз военных грузов обеим сторонам. Немцам достались участок от северной границы Португалии до Хихона, середи­на восточного (средиземноморского) по­бережья и африканский берег Гибралтар­ского пролива в испанском Марокко. В патрулировании принимали участие прак­тически все боеспособные корабли не­мецкого флота, но «карманным линко­рам» уделялась особая роль. В то время как прочие страны ограничились посыл­кой второстепенных боевых судов, те как бы представляли собой новую морскую мощь Германии. Там побывали «Дойчланд» и «Шеер»; затем настала очередь «Графа Шпее». Пройдя с 14 февраля 1937 года последние приготовления в Киле, 2 марта он взял курс на Бискай­ский залив. Двухмесячное плавание с посещением многих испанских портов за­вершилось в Киле 6 мая того же года. 15 мая наиболее современный немецкий корабль представлял Германию на рей­де в Спитхэде, где состоялся парад в честь британского короля Георга VI с участием боевых судов всех стран. По за­вершении Спитхэдской недели «Шпее» вернулся на родину. После пополнения запасов и краткого отдыха «Шпее» вновь вышел в Испанию 23 июня. На сей раз поход был кратким: 7 августа 1937 года линкор возвратился в Киль. Осенью того же года состоялись небольшие походы в северные воды — в Швецию (с 18 по 20 сентября) и Норвегию (1—2 ноября). Непродолжительным оказался и выход в теплые испанские воды в начале 1938 года. Покинув Киль 7 февраля, корабль возвратился уже 18-го. В тот же день на нем поднял флаг командующий «броне­носцами». Повышение статуса совпало с началом последнего большого отдыха: до лета «Адмирал граф Шпее» главным образом стоял в порту, совершая лишь короткие выходы в прибрежные воды. После зимней «спячки» (весьма услов­ной, поскольку учения в порту продол­жались) «карманный линкор» совершил еще один выход на Север, в норвежские фиорды (конец июня — начало июля 1938 года). 22 августа флагман участвовал в большом флотском параде, который при­нимали рейхсфюрер Гитлер и регент Вен­грии адмирал Хорти. В ходе этого мероп­риятия был спущен на воду тяжелый крей­сер «Принц Ойген». Осень «Шпее» про­вел в дальних походах, совершив два выхода в Атлантику (6 — 23 октября и 10 — 24 ноября), посетив испанский порт Виго, португальские порты и Танжер.

С января 1939 года корабль прошел свой первый плановый ремонт в Вильгельмсхафене, завершив его к марту. И вновь на нем развевался флаг команду­ющего флотом. Командование кригсмарине планировало большой зарубежный поход под руководством адмирала Бема, в котором должны были принять участие все 3 карманных линкора, крейсера «Лейпциг» и «Кельн», а также эсминцы и подводные лодки. С целью «показа флага» «Адмирал граф Шпее» несколь­ко дней простоял на рейде в Сеуте. Он только успел вернуться на родину и по­полнить запасы, как произошло очеред­ное обострение обстановки. В этот раз не обошлось—нападение Германии на Польшу вызвало цепную реакцию. Нача­лась мировая война.

К августу 1939 года «Адмирал граф Шпее» перестал быть самым мощным кораблем флота, однако его роль в возможных боевых действиях оставалась весьма существенной. План, разработан­ный в полной тайне руководством кригсмарине и одобренный лично Гитлером, предусматривал высылку в море «кар­манных линкоров» и судов снабжения задолго до начала атаки Польши. Их ог­ромная дальность и возможность попол­нять запасы позволяла оставаться в рай­онах ожидания в течение нескольких ме­сяцев с тем, чтобы в зависимости от раз­вития событий либо начать рейдерские действия, либо тихо и мирно вернуться домой. 5 августа 1939 года, почти за месяц до начала войны, судно снабже­ния «Альтмарк», предназначенное для работы в паре со «Шпее», вышло в Со­единенные Штаты, где оно должно было принять дизельное топливо и растворить­ся в океанских просторах до встречи с «карманным линкором», который, в свою очередь, 21-го числа покинул Вильгельмсхафен под командованием капитана цур зее Г.Лангсдорфа. 24 августа за ним пос­ледовал «Дойчланд», «работавший» вмес­те с танкером «Вестервальд». Оба систершипа стали передовым отрядом немецко­го флота в океане, поделив между собой Атлантику: «Адмирал граф Шпее» напра­вился в южную ее часть, а его напарник — на позицию к югу от Гренландии.

«Шпее» везло — ему удалось пройти незамеченным сначала к берегам Нор­вегии, а затем и в Атлантику южнее Ис­ландии. Он стал единственным немец­ким рейдером, прошедшим этим путем, который впоследствии столь тщательно прикрывали англичане (их патрульные крейсера заняли позиции только 6 сен­тября). Плохая погода помогла немцам пройти незамеченными до самого рай­она ожидания. Корабль не спешил, и к 1 сентября, дню начала мировой войны, на­ходился в 1000 милях к северу от островов Зеленого Мыса. В этот день он встретился с «Альтмарком», причем команди­ра ждал неприятный сюрприз: ярко выкрашенный в желтый и черный цвет большой танкер за­метил и опознал своего «хозяина» по характерной башне-надстрой­ке задолго до того, как был обна­ружен сам! «Шпее» передал на «Альтмарк» военную команду, лег­кое вооружение и два 20-мм ору­дия, сдав заодно легковоспламе­няющиеся грузы и приняв полный запас топлива.

Почти весь первый месяц войны про­шел для «Шпее» и «Альтмарка» в молча­нии — в полном смысле этого слова. «Карманный линкор» двигался малым ходом к экватору, уклоняясь от любого дыма на горизонте и оставаясь необна­руженным. Лангсдорф не получил ника­ких распоряжений из Берлина, а пользо­ваться своими радиостанциями ему было запрещено. Гитлер все еще надеялся разойтись с «владычицей морей» миром и не хотел раздражать ее началом крей­серской войны, одновременно не желая отзывать занявший удачную позицию и до сих пор скрывавшийся рейдер. При­ходилось довольствоваться перехвачен­ными радиограммами, из которых по­лезными оказались разве что сведения о присутствии у бразильских берегов лег­кого крейсера «Аякс». 10 сентября «Шпее» пересек экватор; экипаж устро­ил соответствующее представление, впрочем, весьма скромное, поскольку часть команды все время находилась на боевых постах. Лангсдорф решил перей­ти в Южную Атлантику, на условную ли­нию Ла-Манш — устье Ла-Платы, где можно было рассчитывать на хороший «улов» при наименьшем риске. Для мас­кировки на корабле установили выше носовой башни вторую, из фанеры и па­русины, превратив его таким образом в подобие линейного корабля типа «Шарнхорст». Несмотря на примитивность де­корации, эта мера впоследствии позво­лила несколько раз обмануть неискушен­ных торговых моряков.

Наконец 25 сентября последовал дол­гожданный приказ о начале операций. Лангсдорф избрал первым районом дей­ствий северо-восток Бразилии около порта Ресифи. 27 сентября он отпустил «Альтмарк», а спустя 3 дня ему подвер­нулась первая жертва. Правда, первый блин чуть было не вышел комом: обнаруженный британский пароход «Клемент» (5051 per.т) пустился наутек, радируя об атаке. Когда же его удалось остановить, выяснилось, что транспорт совершал ка­ботажный рейс из Пернамбуко в Баию с маловажным грузом. Попытка потопить его превратилась в настоящий фарс: не­смотря на открытые кингстоны и зало­женные немцами заряды, «Клемент» упорно не желал тонуть. Пришлось вы­пустить в него 2 торпеды, и обе прошли мимо! В конце концов заработали 150-мм пушки и пароход отправился на дно. Лангсдорф проявил себя истинным джентльменом, связавшись с радиостан­цией «Каста Луэго» в Пернамбуко и со­общив координаты английских шлюпок, хотя тем самым обнаруживал свое мес­тоположение. Капитан и старший меха­ник «Клемента» заняли место узников в импровизированной «камере» на борту «Шпее», став первыми, недалеко не пос­ледними ее обитателями. Впрочем, в тот же день немцы остановили греческий пароход «Папаленос» и после досмотра передали на него пленников. Так желание во всем следовать правилам «мягкой» крейсерской войны привело к быстрой идентификации рейдера, поскольку ан­глийские моряки немедленно сообщили о случившемся. Единственное, что удалось сделать Лангсдорфу для дезинформации, — это вывесить фальшивую доску с названием «Адмирал Шеер», в результате чего союзники долгое время, вплоть до Ла-Пла­ты, как бы «поменяли местами» оба «кар­манных линкора». Выгода от такой мисти­фикации была более чем сомнительной. Реакция последовала очень быстро. Для операций против рейдеров (в сере­дине октября союзники узнали, что в оке­ане действуют два немецких «броненос­ца») было выделено 8 тактических бое­вых групп, в состав которых номинально вошли 3 линейных крейсера — англий­ский «Ринаун», французские «Дюнкерк» и «Страсбург», авианосцы «Арк Ройял», «Гермес» и «Беарн», 9 тяжелых и 5 лег­ких крейсеров, не считая десятков дру­гих боевых единиц (вплоть до линкоров), охранявших трансатлантические конвои. Однако фактически против «Шеера» опе­рировало не так много кораблей. В Юж­ной Атлантике находились 3 британских соединения: крейсерская эскадра под ко­мандованием коммодора Хэрвуда (группа «G»), прикрывавшая южноамериканские воды (тяжелые крейсера «Эксетер» и «Камберленд»), группа «Н», базировавша­яся на Кейптаун (тяжелые крейсера «Сассекс» и «Шропшир»), группа «К» под ко­мандованием контр-адмирала Уэллса, наиболее сильная из всех (линейный крей­сер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял»).

Вторую жертву «карманный линкор» нашел на линии Кейптаун — Фритаун 5 октября. Британский пароход «Ньютон Бич» (4651 рег.т), перевозивший 7200 т маиса, едва успел дать сигнал об атаке, как призовая партия захватила его. Здесь немцев ждала ценная добыча: из достав­шихся документов удалось составить достаточно полное впечатление о систе­ме радиопереговоров с торговыми суда­ми и даже получить в исправном виде стандартную английскую рацию, снятую с судна и установленную в рубке «Графа Шпее». Ценный трофей было жалко то­пить, и «Ньютон Бич» под управлением немецких моряков сопровождал рейдер.

Спустя 2 дня последовал новый ус­пех. Еще один «британец» — пароход «Эшли» (4222 per.т), перевозивший в Англию сахар-сырец, отправился на дно, а его команда перебралась на «Ньютон Бич» — правда, ненадолго. Теперь Лан­гсдорф находился на пересечении ожив­ленных морских путей и не желал ско­вывать свои действия захваченным тран­спортом. «Ньютон Бич» последовал за «Эшли», а команды обоих судов оказа­лись в гораздо менее комфортных усло­виях на борту рейдера.

Между тем пленники имели шанс пой­ти на дно вместе со своей «плавучей тюрьмой». Сигнал с «Ньютон Бич» был принят торговым судном и ретранслиро­ван на крейсер «Камберленд». Если бы командир крейсера мог предположить, что сигнал не достигнет мощной радиостанции но Фритауне — координацион­ном центре охоты за рейдерами в Юж­ной Атлантике, он, конечно же, нарушил бы предписанное радиомолчание. Судь­ба «Шпее» и «Альтмарка» могла стать не­завидной, поскольку во Фритаун следо­вала мощная группа «К» контр-адмира­ла Уэллса. Вероятность обнаружения немецких судов с воздуха в условиях хо­рошей погоды была высокой, а «Ринаун» и «Камберленд» могли бы легко справиться с «карманным линкором».

Тем не менее, 9 октября «Шпее» едва не лишился своего судна снабжения. В районе западнее островов Зеленого Мыса самолет с авианосца «Арк Ройял» заме­тил лежащий в дрейфе большой танкер. На запрос о принадлежности с него был получен ответ о том, что это американ­ский транспорт «Делмар». Адмирал Уэллс засомневался. Однако, имея в своем рас­поряжении лишь линейный крейсер «Ринаун» и «Арк Ройял», он мог выбрать для досмотра подозрительного судна либо 30 000-тонный гигант, либо еще менее подходящий авианосец, что в любом слу­чае означало сотни тонн сожженной нефти и риск отвлечься от других задач ради ско­рее всего бесполезной проверки. Так «Альтмарку», выдававшему себя за «Дел­мар», удалось чудом ускользнуть, после чего он отправился на юг, в более пус­тынные районы. Если бы англичанам уда­лось потопить его, рейдерство «Шпее» могло прекратиться гораздо раньше.

В результате вместо успеха к англи­чанам пришла очередная неприятность. 10 октября «карманный линкор» остано­вил крупный транспорт «Хантсмэн» (8196 per.т), перевозивший различные пищевые грузы, в том числе полторы тысячи тонн чая. Для его экипажа, составлявше­го 84 человека, на борту рейдера не ока­залось достаточно места, и приз при­шлось оставить на плаву. Однако, чтобы спутать неприятелю карты, Лангсдорф приказал передать с захваченного на «Ньютон Бич» радиопередатчика сооб­щение о там, что он атакован подводной лодкой: это объясняло его исчезновение, не выдавая при этом присутствие над­водного корабля. «Шпее» двинулся на юг, навстречу счастливо избежавшему гибе­ли «Альтмарку». 14 октября на судно снабжения перегрузили пленных и захва­ченные на «Хантсмэне» продукты. Следующие 4 дня «броненосец» и танкер следовали рядом. Лангсдорф выжидал, анализируя перехваченные и частично дешифрованные радиограммы, сообщав­шие о наличии в океане двух немецких линкоров и о мерах предосторожности для судов при сближении с неизвестны­ми боевыми кораблями. Радиообмен дал командиру «Шпее» и его офицерам не­мало полезной информации — в частнос­ти, подсказал перекрасить свой самолет в цвета английского камуфляжа.

22 октября бортовой «арадо» обнару­жил крупный транспорт и вывел на него рейдер. После предупредительных залпов попытки радировать с судна об атаке пре­рвались, и призовая партия высадилась на новехонький «Тривэниэн» (8835 per.т), перевозивший цинковую руду из Австра­лии в Англию. Но радист сделал свое дело: через некоторое время служба радиопе­рехвата («B-Dienst») сообщила, что о захвате уже знают в британской базе в Саймонстауне. Сигнал о бедствии принял так­же транспорт «Лэнстивен Касл», находив­шийся поблизости от места действия.

Второй раз Лангсдорф вывел свой ко­рабль из-под удара. Взяв курс на запад и дав полный ход, «Шпее» затем резко повернул на юго-восток. Командир впер­вые рискнул связаться со штабом в Гер­мании, предупредив, что собирается за­вершить крейсерство в январе 1940 года.

Индийский океан, в который теперь направлялся «Граф Шпее», также пред­ставлял собой тучное поле для рейдерства. Все следовавшие через него тор­говые пути пролегали либо к Суэцкому каналу, либо огибали мыс Доброй На­дежды. Лангсдорф избрал зону южнее ос­трова Мадагаскар, поскольку не хотел та­щить за собой «Альтмарк», подвергая его риску быть обнаруженным у южной око­нечности Африки. Удобная позиция в юго-восточном углу Индийского океана оставляла возможность для быстрого воз­врата в Атлантику и одновременно вызы­вала бы сильную головную боль у «влады­чицы морей», заставив ее расширить зону поиска на целый океан!

28 октября «Альтмарк» был отпущен, а 4 ноября «Шпее», по-прежнему никем не замеченный, обогнул мыс Доброй Надежды. Первая неделя крейсерства на новом месте оказалась бесплодной: оке­ан оставался пустынным. Погода стала портиться, что привело к событию, имев­шему важнейшие последствия. 9 ноября гидросамолет «Арадо-196», сослужив­ший рейдеру хорошую службу, потерпел аварию и надолго вышел из строя. «Карманный линкор» два раза пересек южный вход в Мозамбикский пролив, подойдя к самому побе­режью Африки — и все безуспешно. Только 14 ноября он остановил не­большой, но новый теп­лоход «Африка Шелл», следовавший в балласте и ставший единственной жертвой рейдера в Ин­дийском океане. Правда, сам факт пребывания там немецкого рейдера про­должал сказываться на судоходстве (прежде все­го британском) в течение еще долгого времени.

20 ноября «Шпее» обогнул южную оконеч­ность Африки в обратном направлении. Плохая погода и безрезультатное крей­серство в опасных водах сильно измота­ли экипаж, поэтому возвращение в тро­пические широты и встреча с «Альтмарком», состоявшаяся 26 ноября, стали приятными событиями. Рейдер пополнил запас топлива и продовольствия, полу­чив возможность находиться в море аж до конца февраля 1940 года. Правда, после трехмесячного плавания в тропи­ках днище требовало очистки, а дизели — профилактического ремонта. Пришлось заняться поочередной переборкой дви­гателей, на что ушло несколько дней. По окончании работ Лангсдорф после дол­гих раздумий решил вернуться в «счас­тливый» район между Фритауном и Рио-де-Жанейро, где пересекались морские пути, ведущие к Кейптауну из США и Ев­ропы. Авиамеханикам наконец-таки уда­лось кое-как наладить работу мотора ко­рабельного «арадо», и рейдер вновь об­рел «глаза», но, как оказалось, ненадолго.

Поначалу дела пошли неплохо. 2 де­кабря «Шпее» остановил большой тур­боход «Дорик Стар» (10 086 per.т), сле­довавший из Новой Зеландии с грузом зерна, шерсти и замороженного мяса. Приз оказался очень ценным, однако Лангсдорф отдал приказ немедленно его затопить, ограничившись добычей из 19 слитков серебра. На то имелись веские причины: только что починенный самолет радировал, что попытался совершить вынужденную посадку и повредил левый поплавок. Осознавая важность «арадо» для дальнейших действий, командир пос­пешил на помощь, выпустив в «Дорик Стар» торпеду и произведя несколько зал­пов. Самолет удалось спасти, но англи­чане могли получить ценные сведения о нахождении рейдера, перехватив сигнал об атаке с транспорта и переговоры меж­ду кораблем и гидросамолетом. Требо­валось сменить район действия. «Шпее» повернул на юго-запад и на следующий день пустил ко дну очередной англий­ский пароход —7983-тонный «Тайроа», везший из Австралии мороженое мясо и шерсть. Таким образом, Британия поте­ряла 2 судна в одном районе в течение суток. Понимая, что сюда устремятся «охотники», Лангсдорф решил еще раз сменить зону действия. Он избрал устье Ла-Платы, поскольку Буэнос-Айрес посе­щали до 60 английских судов в месяц. 6 декабря «Граф Шпее» последний раз встретился с «Альтмарком», вновь попол­нив запас дизельного топлива и прови­анта и сдав на него команду «Дорик Стар». Как бы предчувствуя возможный бой, командир провел артиллерийско-дальномерные учения, используя в качес­тве цели свое же судно снабжения. Стар­ший артиллерист, фрегаттен-капитан Ашер, остался недовольным их резуль­татом, поскольку за три с лишним меся­ца вынужденного безделья персонал сис­темы управления огнем главного калиб­ра заметно дисквалифицировался. На следующий день «Альтмарк» навсегда расстался со своим «хозяином», увозя в трюме около четырехсот плененных мо­ряков с потопленных торговых судов.

Утром танкер скрылся за горизонтом, а к вечеру впередсмотрящие заметили пароход «Стреоншэл», груженный пше­ницей. После снятия команды приз был потоплен. Командир и офицеры «Шпее» с интересом разбирали свежие газеты, в одной из которых обнаружили исключительно ценную для себя ин­формацию — фотографию тяже­лого крейсера «Камберленд» в камуфляже. Лангсдорф решил покрасить свой корабль в том же стиле и установить дополнитель­ные «трубы», подделываясь под «британца». Он предполагал вый­ти к устью Ла-Платы, затем по­вернуть на север, к Рио-де-Жа­нейро, и после потопления воз­можных жертв направиться на восток, не скрываясь от нейтраль­ных судов, чтобы имитировать уход в Индийский океан. На самом деле он предполагал двигаться на север Атлантики и закончить крей­серство, вернувшись в Германию. Но планы остались планами. «Шпее» ожидала иная судьба.

Обратимся теперь к дей­ствиям другой стороны. Крейсе­ра Хэрвуда безуспешно патру­лировали свой район до 27 ок­тября, когда «Эксетер» отпра­вился в Порт-Стэнли (Фолкленд­ские о-ва) для профилактичес­кого ремонта. На смену ему при­шел входивший в состав ВМС Навой Зеландии легкий крейсер «Аякс», однотипный с «Ахилле­сом». Условия службы отряда были, пожалуй, наиболее тяже­лыми среди всех поисковых групп, поскольку ему приходи­лось действовать в нейтральных водах, строго придерживаясь международного морского пра­ва, запрещавшего использовать порты третьих стран в качестве баз, в частности, для заправки. Из британских баз в районе имелся лишь совершенно необорудован­ный Порт-Стэнли, да и тот на удалении более чем 1000 миль от основных морских путей, и крейсерам часто приходилось при­нимать топливо в море. Трехмесячный по­иск не дал никаких результатов.

Следование за противником по сиг­налам атакованных судов оказалось явно неудачным приемом, поскольку вряд ли немцы стали бы ожидать противника, оставаясь в том же районе. Необходимо было предугадать следующий ход коман­дира рейдера. Коммодор Хэрвуд сделал такую попытку. Получив сообщение о потоплении «Дорик Стар», он предположил, что враг метнется от африканского побе­режья океана к южноамериканскому, попы­тавшись ударить по узлам морских путей в районе Буэнос-Айрес — Монтевидео или Рио-де-Жанейро. Парировать такой выпад можно было только сосредоточив силы.

9 декабря «Эксетер» был спешно ото­зван из базы. В семь утра 12 декабря все три крейсера Хэрвуда соединились в на­значенном месте недалеко от уругвай­ского побережья. Коммодор передал сиг­налом свой план, состоявший в том, что при появлении «карманного линкора» днем силы должны разделиться на 1-й дивизион («Аякс» и «Ахиллес») и «Эксе­тер» для обстрела противника с обоих бор­тов, а в ночное время все 3 корабля долж­ны атаковать вместе, в разомкнутом строю. Он потребовал от командиров на­стойчивости в сближении на дистанцию эффективного огня 6-дюймовок. Еще в свою бытность преподавателем на курсах высших офицеров флота в Гринвиче в 1936 году Хэрвуд предлагал именно этот метод борьбы крейсеров против «карманников». Вечером 12-го отряд несколько раз отре­петировал запланированные маневры.

В это время «Шпее» следовал 20-уз-ловым ходом практически в ту же точку. 11 декабря его «арадо» вновь потерпел аварию — на этот раз самолет восстанов­лению не подлежал. Так в критический момент «карманный линкор» лишился возможности вести авиаразведку, что сыг­рало, может быть, роковую роль в после­дующих событиях. Командир решил разместить вместо самолета фаль­шивую трубу; работы предполага­лось начать утром 13 декабря. В 6.00 планировался поворот на курс 335° и поиск торговых судов. Однако в 5.52 наблюдатели до­ложили о том, что прямо впере­ди по курсу видны верхушки мачт. Еще не опознав цели, Лангсдорф приказал дать полный ход. Пере­вод дизелей на максимальное число оборотов всегда вызывал дикий шум и выброс из трубы столба выхлопных газов, сравни­мого по виду с султаном дыма от какого-нибудь угольного крейсе­ра. Теперь и англичане обнару­жили своего противника...

Сражение при Ла-Плате 13 декабря 1939 года — первый классический бой второй миро­вой войны и один из немногих чисто артиллерийских боев крупных надводных кораблей — в общем-то хорошо известно. О нем снят художественный фильм, написано немало книг. Однако некоторые из них освещают со­бытия весьма односторонне, тенденциозно, а порой и не вполне достоверно. В частнос­ти, в недавно вышедшем в Санкт-Петербурге переводе книги А.Дивайна «По следам «карманных линкоров» приво­дится яркое описание сражения, сделанное еще в годы войны, местами просто фантастическое. На деле все об­стоит не так просто. Казалось бы, бой, происходивший при отличной видимос­ти, в результате которого все участники остались на плаву, не должен иметь «темных пятен». Но после затопления «Шпее» большинство документов ока­зались уничтожены, так что впослед­ствии германским офицерам пришлось восстанавливать картину боя по памяти, а некоторые моменты навсегда канули в Лету вместе с его командиром. С англий­ской стороны Харвудом был составлен подробный, но весьма общий отчет, со­державший в основном выводы, а не опи­сание. Огромную работу провел в 60-е годы бывший британский консул в Мон­тевидео Юджин Миллингтон-Дрейк, лич­но и письменно опросивший многих учас­тников с обеих сторон. Тем не менее, ин­формация о ходе боя остается во многом противоречивой: достаточно лишь срав­нить прокладку курсов, приводимую раз­личными немецкими и английскими ис­точниками. Попытаемся дать по возмож­ности полную картину, в основном отра­жающую участие в этом сражении герман­ского «карманного линкора», отмечая спорные места и устоявшиеся легенды.

Первая из них относится ко времени обнаружения противниками друг друга. Обычно считается, что англичане заме­тили «броненосец» намного позже, чем он их. На деле разница скорее всего со­ставляла одну-две минуты. Наблюдате­ли на крейсерах увидели столб дыма на горизонте и сообщили о нем, но для утомленных многодневным крейсерст­вом офицеров сообщение не вызвало особой тревоги. Несмотря на ожидание возможной встречи с рейдером в рай­оне Ла-Платы, они полагали, что на го­ризонте появилось очередное торговое судно. Крейсера (в порядке: «Аякс», «Ахиллес» и «Эксетер») продолжали сле­довать крупным зигзагом на скорости 14 узлов, держа генеральный курс 60°. Сто­яла почти идеальная погода — спокойное море, безоблачное небо; видимость была практически неограниченной.

Между тем на «Шпее», сближавшем­ся с англичанами с общей скоростью 50 км/ч, быстро опознали в одном из трех появившихся на горизонте судов «Эксе­тер». Два легких крейсера были приня­ты за эсминцы (здесь сыграли свою роль их невысокие надстройки). Лангсдорф имел на размышления считанные мину­ты. Наличие эсминцев могло, по его мне­нию, означать лишь одно — присутствие вблизи конвоя. Поскольку срок рейдерства явно подходил к концу, а его «бронено­сец» имел полный боекомплект и запас топлива, командир «Шпее» счел возмож­ным вступить в бой, рассчитывая легко разделаться с единственным крейсером, уклониться от торпедной атаки и в случае удачи обеспечить себе обильную добычу. Другое соображение состояло в том, что от трех преследователей, имевших боль­шую скорость, можно избавиться един­ственным способом: решительно атаковав их до того, как те наберут ход.

Прошло 18 минут с момента обнару­жения, когда сигнальщики разобрались, что предстоит иметь дело не только с «Эксетером», но и двумя легкими крей­серами. Противники сблизились настоль­ко, что в бинокль были видны сигналы, поднимавшиеся на мачтах англичан. На «Шпее» поняли, что они обнаружены.

В ряде источников критикуется реше­ние Лангсдорфа столь решительно сбли­зиться с противником, вместо того что­бы использовать преимущество в даль­ности и точности своих тяжелых орудий. В морском бою почти всегда можно най­ти объект для критики в действиях лю­бой стороны; чтобы понять действия ко­мандира «Шпее», достаточно вспомнить, что он собирался именно внезапно ата­ковать, а заметив разделение кораблей неприятеля — как можно скорее уничто­жить сильнейший из них. Для этого тре­бовалось сблизиться: на дальних дистан­циях расход снарядов мог оказаться слишком велик, а результата же не уда­лось бы достигнуть достаточно быстро. Набравшие ход 30-узловые крейсера могли преследовать «броненосец» сколь угодно долго, «ведя» его до прихода дол­жного подкрепления. Реальная скорость «Графа Шпее» в это время, по данным его главного механика, не превышала 25 узлов, в основном из-за обросшего за время рейдерства днища. Кроме того, следовало помнить об опасности при попадании 8-дюймовых снарядов в па­лубную броню с больших расстояний. Так что в решительности Лангсдорфа следу­ет видеть не горячность бывшего торпед­ного офицера (в 30-е годы он командо­вал миноносцами), а скорее трезвый рас­чет. Аналогичным образом, неоднократ­но восхваляемая смелость Хэрвуда, раз­делившего свои силы для атаки с обоих бортов, могла легко обернуться траге­дией, что едва и не произошло.

«Шпее» в 6.18 открыл огонь полубро­небойными снарядами из орудий глав­ного калибра с дистанции свыше 90 кбт по только что отделившемуся «Эксете­ру». Противник сделал то же самое чуть позже: «Эксетер» ответил в 6.20, стреляя внача­ле из передних башен, к кото­рым через 2,5 минуты присо­единилась кормовая. «Аякс» дал залп в 6.21, а спустя 2 ми­нуты к нему присоединился «Ахиллес». Дистанция до раз­делившихся и следовавших уступом («Ахиллес» чуть сзади и ближе к врагу) легких крей­серов также составляла около 90 кбт. С 6.25 между ними была установлена устойчивая радио­связь, и оба корабля вскоре вели общую централизованную стрельбу. «Шпее» в ответ ввел в дело 150-мм пушки левого борта. Огонь немцев со сторо­ны выглядел неторопливым; по мнению английских наблюда­телей, они дожидались паде­ния предыдущего залпа и толь­ко после этого выпускали сле­дующий, причем стреляли все­го одной башней. Немцы опро­вергают этот факт, утверждая, что использовали традицион­ную для них «лесенку», то есть давали следующий залп, не ожидая падения предыдущего, с некоторым отклонением по дальности. Поскольку «карман­ные линкоры» имели только 6 орудий ГК, при пристрелке главный артиллерист «Шпее» фрегаттен-капитан Пауль Ашер чередовал стрельбу из обеих башен, давая трехорудийные залпы, пе­реходя после накрытия на полные 6-орудийные. Со стороны это могло выглядеть как «неуверенная стрельба с раздельным управлением из разных башен по разным целям» (из донесения Хэрвуда). В то же время англичане утверждают, что рассе­яние и по дальности, и по направлению было очень незначительным.

Перед германскими артиллерийски­ми офицерами стоял непростой вопрос выбора типа боезапаса. Использование бронебойных или полубронебойных сна­рядов с замедлением могло дать реша­ющий успех при удачном попадании в машины или погреба слабо бронирован­ного противника, зато донные взрывате­ли вряд ли могли взводиться тонкой об­шивкой или надстройками, и многие по­падания оставались бы почти бесполез­ными. Ашер избрал другой путь: после первых залпов по «Эксетеру» полубро­небойными гранатами с замедлением он перешел на фугасные с головным взры­вателем мгновенного действия. Теперь взрывался любой снаряд, зато глубоко расположенные в корпусе жизненные части крейсеров оставались в относи­тельной безопасности. Ашер рассчиты­вал на мощное осколочное действие 300-кг гранат (как мы увидим, не зря). Впос­ледствии выбор типа боеприпасов неод­нократно критиковался самими немцами. Они считали, что при использовании бронепробивающих снарядов «Эксетер» был бы пущен на дно. С этим можно поспо­рить, рассмотрев конкретные попадания. В ходе боя на «Шпее» неоднократно ме­няли тип используемых боеприпасов; англичане даже отмечают, что в одном залпе использовались снаряды разных типов, что маловероятно. (Возможно, при перемене цели «достреливались» снаря­ды какого-либо типа, скопившиеся в пе­регрузочном отделении одной из башен.)

Англичане в течение всего боя ис­пользовали только бронепробивающие снаряды с замедлением типа СРВС (Common Pointed, Ballistic Cap — полубро­небойный, с легким наконечником для улучшения баллистики), за исключением нескольких фугасных (НЕ). Если для 8-дюймового калибра в таком выборе был определенный смысл (что подтвердило одно из попаданий), то в случае 6-дюй-мовок гораздо лучше было бы использо­вать 51 -кг фугасные снаряды без замед­ления. Большинство снарядов, без зна­чительного ущерба прошедших через объемистую «башню» и надстройки в середине корпуса, вызвали бы пожары, выход из строя практически неброниро­ванных 150-мм и 105-мм орудий и, глав­ное, многочисленных кабелей связи. Как будет отмечено, даже небольшое сотря­сение от невзрывавшихся снарядов при­водило к достаточно неприятным послед­ствиям; в случае полноценного взрыва ситуация для немцев могла быть куда хуже. Разгадка нерационального поведе­ния англичан лежит в том, что в начале войны они практически не имели в со­ставе боезапаса крейсеров фугасных снарядов мгновенного действия, что ока­залось на руку рейдеру.

Стрельба обеих сторон поначалу ока­залась весьма точной. Как обычно, нем­цы пристрелялись первыми. Третий залп 11-дюймовок накрыл «Эксетер». Ос­колки одного из снарядов буквально вы­косили прислугу торпедного аппарата правого борта, изрешетили стоящий на катапульте самолет и весь борт и над­стройки, от ватерлинии до верха дымо­вых труб. Перебитыми оказались цепи сигнализации о готовности орудий, так что старшему артиллеристу пришлось вести огонь вслепую, не зная, могут ли все его пушки дать залп. Заодно оскол­ки разбили прожекторы и вызвали пожар. (Вообще осколочное действие 300-кг снарядов оказалось очень сильным, и в дальнейшем некоторые недолеты нано­сили крейсерам не меньшие поврежде­ния, чем прямые попадания.) Снаряд с замедлением из следующего залпа про­шел через носовую часть корпуса крей­сера без взрыва, не нанеся существен­ных повреждений. Относительно без­обидным было и еще одно попадание в полубак. Но через пару минут последо­вал роковой для англичан удар. 280-мм фугасный снаряд сдетонировал в момент попадания в возвышенную 8-дюймовую башню. К этому моменту башня «В» сде­лала только 8 залпов. От страшного со­трясения башня вышла из строя до кон­ца боя, пострадал и ее персонал. Веер осколков накрыл всю главную надстрой­ку. Последствия были ужасными: все находившиеся на мостике офицеры, кро­ме командира, кэптена Белла, были уби­ты или тяжело ранены. Переговорные трубы и кабели, ведущие от директора и дальномеров к вычислительному центру, оказались перебитыми. Крейсер лишил­ся навигационных средств и не слушал­ся руля, рыскнув вправо и выйдя из угла обстрела оставшейся носовой башни. К счастью, командир быстро овладел си­туацией и перенес управление на запас­ной пункт в корме, который, однако, у экономных англичан представлял собой открытый мостик без сколь-нибудь су­щественного оборудования. Корабль по­терял только треть артиллерии, но его реальная боевая мощь упала в гораздо большей степени. В частности, «Эксетер» не успел даже выпустить в воздух свой гидросамолет, который мог бы помочь в корректировке огня, а передача приказов в рулевое отделение и машину осущес­твлялась голосом через цепочку матросов! В данном случае 280-мм орудия «карман­ного линкора» полностью подтвердили свою эффективность против крейсеров.

Правда, ответный огонь с «Эксете­ра» также произвел сильное впечатле­ние на офицеров «Шпее», охарактери­зовавших его как «быстрый и точный». Один 8-дюймовый снаряд пробил на­сквозь башенноподобную надстройку и вышел, не взорвавшись. Зато другой, попавший несколько позже, своим действием удивил немцев. Пронизав верх 100-мм пояса, он пробил также 40-мм продольную переборку и ударился о броневую палубу, сделав в ней вмятину «размерами с таз для умывания», а за­тем взорвался. Осколки повредили ка­бели и вызвали пожар, охвативший хра­нилище сухого химического средства для тушения огня. Люди, боровшиеся с пламенем, получили тяжелые ожоги и отравления. (На стоянке в Монтевидео немцы даже призвали уругвайских вра­чей, поскольку предполагали или дела­ли вид, что предполагали, будто англи­чане использовали химические снаря­ды.) Если бы 203-мм снаряд попал мет­ром ниже, он разорвался бы прямо в моторном отделении, и последствия для «Графа Шпее» могли оказаться еще бо­лее тяжелыми. К сожалению для бри­танцев, этот успех «Эксетера» стал пос­ледним. Огонь поврежденного крейсе­ра становился все менее и менее дей­ственным. Прямых попаданий с него больше не было в течение всего боя.

Зато мало-помалу стал сказываться огонь с легких крейсеров. Несколько по­лубронебойных снарядов попали в башенноподобную надстройку, и, хотя большинство их не взорвалось, опреде­ленный эффект был достигнут. Капитан «Шпее» Лангсдорф, невозмутимо сжи­мавший трубку в углу рта, командовал своим кораблем на манер Того или Битти с открытого мостика. В отличие от адмиралов прошлого он поплатился за излишнюю храбрость. Два небольших осколка поразили капитана в плечо и кисть, а взрывная волна отбросила его на пол мостика с такой силой, что он по­терял сознание, и старший офицер был вынужден на время принять командова­ние. Хотя раны оказались незначитель­ными, по мнению находившихся все вре­мя рядом с командиром офицеров, кон­тузия повлияла на его дальнейшее по­ведение. Лангсдорф потерял железную уверенность в победе, часто отдавал приказания об изменении курса, что от­рицательно влияло на собственную стрельбу, и принимал «недостаточно аг­рессивные решения».

Насколько это верно, судить спустя почти 60 лет трудно, однако примерно в то же время (с 6.22 до 6.24) «Граф Шпее» начал поворот влево, разворачиваясь правым бортом к обходившим его с носа легким крейсерам, уже набравшим ход в 25 узлов. Вообще-то маневрирование «карманного линкора» в начальный пе­риод боя является предметом наиболь­ших расхождений в описаниях. В соот­ветствии с грубой схемой, набросанной немецкими офицерами по памяти после затопления их судна, корабль очень плав­но повернул на 90° влево в течение 10 минут и пошел курсом на норд. В начале поворота (около 6.25, то есть сразу пос­ле попадания в башню «В» «Эксетера») он перенес огонь ГК на легкие крейсера (дистанция около 85 кбт). Очевидцы с «карманного линкора» и немецкие штаб­ные офицеры, в том числе адмирал Кранке, настоятельно утверждают, что он не делал в это время никаких резких манев­ров. На английской схеме изображены два поворота: один в промежутке с 6.22 до 6.25 на 90° влево, затем второй, поч­ти на столько же — на другой борт (за­вершен к 6.28). Хэрвуд отмечает, что огонь ГК «Шпее» в это время разделил­ся: кормовая башня стреляла по «Эксе­теру», а носовая — по створившимся лег­ким крейсерам, что отрицается артилле­ристами «броненосца», утверждающими, что 280-мм пушки всегда вели центра­лизованный огонь по одной цели. Совре­менные немецкие источники показыва­ют еще более глубокий поворот; в книге Коопа и Шмольке он изображен в виде восьмерки, то есть на какое-то время корабль якобы ложился на противопо­ложный курс. В любом случае англий­ская схема (вообще более подробная) очень плохо согласуется с курсовыми углами: из нее следует, что с момента открытия огня и до поворота в 6.22 «Шпее» мог стрелять по «Эксетеру» толь­ко из носовой башни, что не соответству­ет фактам. Успешная стрельба немцев в 6.20 — 6.25 вряд ли может свидетель­ствовать в пользу каких-либо значитель­ных разворотов в это время. Кажущееся разделение огня ГК скорее всего объяс­няется чередованием залпов башен для пристрелки по новой цели.

Около 6.31 «Граф Шпее» быстро дал 3 накрытия по «Аяксу». Англичане примени­ли индивидуальное маневрирование, ме­няя курс каждый раз в направлении паде­ния предыдущего залпа противника. Ме­тод «охоты за залпами» давал хорошие результаты на больших дистанциях при высокой скорости уклонения, поскольку за 30 с полета снаряда цель могла уйти в сто­рону на 2 — 3 кбт, и «правильная» коррек­ция огня приводила к промаху.

1-й дивизион Хэрвуда и «карманный линкор» быстро сближались: к 6.33 их разделяла дистанция в 65 кбт. В это же время Лангсдорф, в прошлом торпедный офицер, решил, что настала пора пред­принять меры против торпед, которые противник мог выпустить на сходящихся курсах. (Действительно, в 6.31 «Эксетер» произ­вел трехторпедный залп из аппарата правого бор­та, который вследствие маневра уклонения даже не был замечен немца­ми.) Кроме того, не сле­довало слишком сбли­жаться с 6-дюймовыми крейсерами, скорострельные пушки ко­торых могли нанести на малых дистан­циях существенный урон. В 6.34 коман­дир «броненосца» отдал приказ развер­нуться влево. По германским сведени­ям, поврежденный «Эксетер» полностью скрылся за дымовой завесой, из кото­рой не появлялся примерно до 6.40. В результате поворота «Шпее» лег на при­мерно параллельный с ним курс (NW) и сам прикрылся завесой, которая не ме­шала ведению собственного огня. Здесь следует еще одно трудноразрешимое расхождение. В 6.40 снаряд главного ка­либра разорвался с недолетом у борта «Ахиллеса». Вновь осколки достигли мос­тика и КДП. Четыре человека убило и еще троих ранило, включая артиллерийского офицера. Однако почти в тот же момент два 280-мм снаряда поразили «Эксетер», и вновь — с тяжелыми последствиями. Один из них вывел из строя оставшуюся носовую башню, а второй, попавший в по­мещение старших унтер-офицеров, раз­рушил радиорубку, убив пятерых радис­тов, прошел в корпусе корабля 18 м и взорвался у правого переднего 102-мм орудия, выведя из строя всю прислугу. Тут же загорелись патроны в кранцах первых выстрелов. Остается неясным, как мог «Шпее», только что закончивший поворот, столь быстро и удачно пристреляться по обеим целям, весьма удаленным друг от друга. Вероятно, регистрация времени на английских отрядах не была точной.

Заметив поворот «Шпее» в 6.37 на северо-запад, Хэрвуд сразу отдал при­каз лечь на тот же курс, хотя маневр вре­менно выводил из действия половину его артиллерии, расположенную в кормовых башнях. В те же минуты с флагманского крейсера стартовал гидросамолет «Си Фокс» для корректировки артогня. К несчастью для англичан, его радиостанцию с раннего утра настроили на частоту, со­ответствующую радиопереговорам при разведке. Для корректировки специаль­но применялась другая частота, на кото­рой радисты «Аякса» и «Ахиллеса» тщет­но ждали сообщений от корректировщи­ка. Поломка радиостанции на «Ахилле­се» заставила вести раздельное управ­ление огнем, причем, когда «Аякс» уста­новил, наконец, связь с самолетом, он воспринял постоянные сигналы о недо­летах на свой счет, хотя они относились к «глухому» «Ахиллесу». Результатом стал чуть ли не двадцатиминутный «провал» в эффективности огня кораблей Хэрвуда.

Между тем поврежденный «Эксетер» в 6.40 резко повернул вправо, лег на вос­точный курс и в 6.42 выпустил 3 торпеды из аппарата левого борта, так же как и в первый раз, с прицеливанием «на гла­зок». Тут же в крейсер попал еще один снаряд, и он развернулся влево на 180°. Одним из результатов германского огня стал полный выход из строя всех нави­гационных инструментов и приборов, так что эффективность огня оставалась близкой к нулю. Однако стрельба, управляв­шаяся старшим артиллеристом сначала с прожекторной площадки, а затем — пря­мо с крыши башни, продолжалась еще полчаса; из двух орудий было выпущено 177 снарядов, почти 90 на ствол. Лишь около 7.30, когда проникавшая через ос­колочные пробоины в борту и перебитые шланги пожарных магистралей вода за­мкнула электропитание привода кормовой башни, кэптен Белл приказал покинуть поле битвы. «Эксетер» находился в тяже­лом положении: метровый дифферент на нос заставил сбросить скорость до 17 уз­лов, хотя турбины и котлы оставались це­лыми. Крейсеру предстояло пройти бо­лее 1000 миль до Фолклендов, ориенти­руясь по единственному сохранившему­ся компасу из спасательной шлюпки. Так или иначе, его участие в бою окончилось в 7.40, хотя на деле он практически не мог угрожать «Шпее» еще часом раньше. После того как «Эксетер» скрылся в дыму, легкие крейсера Хэрвуда остались вдвоем против «карманного линкора», который вел теперь по ним стрельбу обо­ими калибрами. Довершив широкий раз­ворот на восток около 6.52, «Ахиллес» и «Аякс» теперь следовали прямо за «Шпее», развив скорость 31 узел и пос­тепенно догоняя противника. Огонь обе­их сторон с дистанции 85 — 90 кбт стал малоэффективным, отчасти из-за того, что стреляла лишь половина орудий (но­совые башни у англичан и кормовая — у «карманного линкора»). В 6.55 Хэрвуд приказал повернуть на 30° влево, вводя в действие всю артиллерию. Спустя 2 минуты снаряды англичан накрыли про­тивника. Лангсдорф применил тот же прием «охоты за залпами», ежеминутно меняя курс на 15°— 20°, а около 7.00 пос­тавил дымзавесу. Вскоре после 7.10 с юга вновь показался «Эксетер», на ко­торый пришлось перенести огонь глав­ного калибра. Постоянные переносы при­цела и маневры не могли не сказаться на результатах стрельбы: за 40 минут боя, с 6.45 до 7.25 ни один из немецких снарядов не достиг попаданий. Между тем 6-дюймовые снаряды легких крей­серов начали наносить «Графу Шпее» су­щественный урон. Один из них пробил тон­кий 10-мм корпус 150-мм установки № 3 правого борта, уничтожив почти всю при­слугу и выведя из строя орудие. Выпущен­ный в горячке боя с «Ахиллеса» учебный снаряд (болванка без разрывного заряда) попал в район излома полубака, убил дво­их матросов, пронзил насквозь несколько кают и застрял в помещении унтер-офи­церов. Несколько попаданий пришлось в башенноподобную надстройку. Один из снарядов взорвался под верхним постом управления огнем, убив двух моряков и смертельно ранив лейтенанта Григата, единственного германского офицера, по­гибшего в бою при Ла-Плате. Буквально чудом уцелела проводка, и «Шпее» уда­лось избежать судьбы «Эксетера». Еще один снаряд походя снес правый дально­мер на мостике, разбросал боезапас 37-мм установки и взорвался прямо на гиро­скопе приборов управления огнем зенитной артиллерии. Вышла из строя слабо брони­рованная подача носовой группы 150-мм пушек, окончательно сведя их стрельбу на нет. Однако наиболее серьезные послед­ствия имело прекращение связи с дирек­тором и дальномерным постом на носовой надстройке. По воспоминаниям ст. лейте­нанта Разенака, приказ о переносе огня на другой легкий крейсер просто не достиг персонала дальномера, который продолжал выдавать дистанцию до «Аякса». Естествен­но, все данные для корректировки огня ока­зывались неверными. «Шпее» попал в ту же ситуацию, что и «Аякс» с «Ахиллесом», когда у тех произошло рассогласование связи с самолетом-корректировщиком.

Заметив снижение эффективности неприятельского огня, Хэрвуд в 7.10 по­вернул влево, опять ограничив углы об­стрела носовыми башнями. По англий­ским данным, «Шпее» дважды на протя­жении 8 минут ставил дымзавесы и не­прерывно маневрировал. В 7.22 дистан­ция по дальномеру «Аякса» составила всего 54 кбт. 1-й дивизион чуть отвер­нул вправо, поскольку 11-дюймовые зал­пы стали накрывать крейсера (после 7.16 в непосредственной близости от флагмана упало не менее 9 снарядов). А в 7.25 последовала расплата за сме­лость: 280-мм снаряд пробил барбет воз­вышенной кормовой башни «Аякса», пол­ностью выведя ее из строя, и ударился в следующий барбет, заклинив и его. Ко­рабль лишился кормовой группы артил­лерии, в дополнение отказала одна из подач в башне «В» (возвышенная носо­вая). «Аякс» остался с 3 боеспособными орудиями, и командующий отрядом при­казал отвернуть на 4 румба к северу. В 7.31 с самолета поступило донесение о следах торпед спереди по курсу. Дей­ствительно, «Шпее» находился в отличной ситуации для использования своих торпедных аппаратов, удобно располо­женных в корме, однако, по немецким данным, успел выпустить только одну торпеду, поскольку в этот момент (7.17) Лангсдорф заложил крутой «вираж» вле­во, уклоняясь от мифического торпедно­го залпа англичан. На деле «Аякс» вы­пустил 4 торпеды из левого аппарата только в 7.27. Избегая торпед (или един­ственной торпеды?), оба крейсера раз­вернулись влево почти на 90° в проме­жутке с 7.32 до 7.34.

«Граф Шпее» в это время совершал очередной маневр уклонения. По свиде­тельствам очевидцев, одна из торпед прошла буквально в нескольких метрах от борта. (Это событие относится при­мерно к 7.15, когда, по английским дан­ным, ни одна из торпед еще не покинула аппарата. Чтобы «прибыть» к данному времени с дистанции 70 — 85 кбт, они должны были быть выпущены примерно около 7.00 — прямо в корму «немцу». Маловероятно, чтобы англичане атакова­ли из столь безнадежной позиции. Ско­рее очевидцы стали жертвой «оптичес­кого обмана», часто случающегося в ходе напряженного боя.) В 7.28 «карманный линкор» поставил, по английским дан­ным, дымзавесу и сделал очередной зиг­заг диаметром примерно 10—12 кбт, за чем последовала еще одна завеса и по­ворот на ост. В результате шедшие го­раздо более спрямленным курсом крей­сера в 7.34 сблизились на минимальное расстояние в бою — 40 кбт, находясь пря­мо за кормой «Шпее». Однако путаница с целями для главного калибра заверши­лась, и огонь «броненосца» вновь стал точным. В 7.34 осколки от близкого раз­рыва снесли верхушку мачты «Аякса» со всеми антеннами. Хэрвуд почувствовал, что «запахло жареным». На мостик пос­тупали неутешительные сведения: в дей­ствии только 3 орудия, причем и для них осталось не более 20% боезапаса. Хотя «Ахиллес» находился в гораздо более боеспособном состоянии, командующий не мог не думать о том, что миновало всего лишь 1 час 20 минут с начала боя, что сейчас — только раннее утро, против­ник «показал корму» и в течение ближай­ших 20 минут будет неуязвим для тор­пед, которых, кстати, осталось не так уж много. В этих условиях трудно рассчи­тывать на нанесение тяжелых поврежде­ний «броненосцу», сохранившему хоро­ший ход и способность точно стрелять. В 7.42 Хэрвуд приказал поставить дым-завесу и лечь на западный курс.

Но и Лангсдорф не проявил склоннос­ти к продолжению боя. Полученные им донесения с боевых постов также не от­личались оптимизмом. Расход боезапа­са приближался к 70%, вода проникала внутрь корпуса через пробоины от трех снарядов и множества осколков, ход при­шлось уменьшить до 22 узлов. «Шпее» продолжал следовать восточным курсом, и под прикрытием английской дымовой завесы противники быстро расходились. Наблюдатель с британского самолета впоследствии вспоминал, что с воздуха картина выглядела несколько фантасти­чески: как будто по команде, три кораб­ля развернулись и побежали друг от дру­га в разные стороны!

Хэрвуд быстро понял, что неприятель не будет его преследовать, и в 7.54 развернулся и направился вслед за ним. Он приказал «Ахиллесу» занять позицию с кормы «Шпее» в правой четверти, а «Аяксу» — в левой. «Карманный линкор» те­перь шел под конвоем легких крейсеров, державшихся, впрочем, на значительном удалении. Неосторожная попытка «Ахил­леса» сблизиться до 10 миль около 10.00 дала возможность «Шпее» дать 3 залпа, последний из которых лег всего в 50 м от борта преследователя. Крейсер был вынужден резко отвернуть.

В это время капитан цур зее Ганс Лангсдорф принимал, наверное, самое трудное в жизни решение, и оно оказа­лось роковым для него и его судна. Вы­бор был невелик: поскольку на хвосте плотно «повисли» англичане, следовало либо дождаться темноты и попытаться оторваться от них, либо уйти в нейтраль­ный порт, исправить повреждения и, про­рвав блокаду, скрыться в океанских про­сторах. В прошлом торпедный специа­лист, командир «Шпее» явно не хотел ночного боя. Хотя «карманный линкор» имел радиолокатор, сектор его действия ограничивался носовыми углами; к тому же нельзя было с уверенностью сказать, что противник не имеет такого же при­бора. Артиллерийский огонь на малых дистанциях мог оказаться эффективным с обеих сторон. «Шпее» имел шанс потопить одного из противников буквально парой залпов, но, вместе с тем, мог по­лучить шквал 6-дюймовых снарядов, пос­ле чего благополучное возвращение до­мой становилось крайне проблематич­ным. Возможность скрыться в темноте уравновешивалась вероятностью полу­чить с нескольких кабельтовых вражес­кую торпеду, что также окончательно ре­шало судьбу рейдера. Ночной бой — всегда в известной мере лотерея, кото­рой Лангсдорф хотел избежать.

Оставался нейтральный порт. По тем же резонам его следовало достичь до наступ­ления темноты, так что бразильская столи­ца Рио-де-Жанейро отпадала. Предпочти­тельнее был Буэнос-Айрес. Немецкое вли­яние в аргентинской столице оставалось сильным, и «карманный линкор» мог рас­считывать на благоприятный прием.

Однако командир рейдера вместо Буэнос-Айреса выбрал столицу Уругвая Монтевидео. Окончательные причины его решения навсегда останутся тайной, пос­кольку Лангсдорф не комментировал свой приказ. Против аргентинской сто­лицы имелись определенные аргументы.

Главный из них — необходимость позд­ним вечером проследовать узким и не­глубоким фарватером, рискуя попасть в критический момент под английские тор­педы или засорить фильтры насосов, окончательно выведя корабль из строя.

А после ремонта «Шпее» пришлось бы долго выбираться тем же путем, что поз­волило бы британцам как следует под­готовиться к встрече. Более открытый Монтевидео с этой точки зрения казал­ся безопаснее. Время от времени обме­ниваясь с англичанами безрезультатны­ми залпами, германский корабль вскоре после полуночи бросил якорь на рейде уругвайской столицы.

С чисто технической стороны бой при Ла-Плате можно считать победой «кар­манного линкора». Попавшие в него два 203-мм и восемнадцать 152-мм снаря­дов не причинили ему фатальных пов­реждений. Главная артиллерия «Шпее» осталась полностью боеспособной: не­смотря на три прямых 6-дюймовых по­падания в башни, солидное бронирова­ние оказалось настолько надежным, что они даже временно не прекращали стрельбы. Сильнее пострадала легкая артиллерия: одно 150-мм орудие пол­ностью вышло из строя, а подъемники подачи боезапаса к другим были повреж­дены. Из трех 105-мм установок в дей­ствии осталась только одна. Имелись также незначительные затопления через пробоины в обшивке в носовой части, однако корабль не имел ни крена, ни дифферента, а его энергетика находи­лась в полном порядке. Из почти 1200 человек команды 1 офицер и 35 рядовых были убиты, и еще 58 получили раны и отравления, в большинстве своем лег­кие. В общем, недалеки от истины были те критики Лангсдорфа, которые утвер­ждали, что тот повел корабль в Монте­видео только потому, что английский сна­ряд уничтожил печь для выпечки хлеба.

Англичане пострадали гораздо силь­нее. «Эксетер» полностью вышел из строя, потеряв только убитыми 5 офице­ров и 56 матросов. Еще 11 человек по­гибли на легких крейсерах. Артиллерий­ская мощь отряда Хэрвуда к концу сра­жения снизилась более чем вдвое, к тому же на наиболее боеспособном «Ахилле­се» осталось только 360 снарядов. Тор­пед же у англичан оставалось всего 10.

Однако уязвимое положение одино­кого рейдера, отделенного от родных берегов тысячами миль, окруженного врагами, легло тяжелым грузом на пле­чи Ганса Лангсдорфа. Он опасался идти через Северную Атлантику с незаделан­ной дырой в корпусе. Кроме того, коман­дир считал, что у него осталось слишком мало боезапаса. (Это в корне неверно, поскольку было израсходовано всего 414 снарядов ГК, 377 150-мм и 80 зенитных 105-мм снарядов.) В распоряжении ар­тиллеристов оставалось еще свыше тре­ти 280-мм и около половины 150-мм бое­припасов. Хэрвуд, крейсера которого заняли позиции в двух возможных прохо­дах из Монтевидео, оценивал свои шансы задержать «карманный линкор», если тот выйдет в море на следующий день, как 1:4.

Но Лангсдорф избрал иной ход. Он попытался затребовать у уругвайского правительства 2 недели для «ликвида­ции повреждений, угрожающих мореход­ности корабля». Предлогом послужила история английского легкого крейсера «Глазго», ремонтировавшегося в начале первой мировой войны в бразильском порту в течение примерно такого же вре­мени. Двухнедельный срок означал не только возможность заделать пробоины и исправить механизмы подачи (для чего из Буэнос-Айреса срочно вызвали спе­циалиста по лифтам из германской фир­мы!), но и стянуть в район Ла-Платы несколько подводных лодок, которые по­могли бы снять блокаду. Однако англи­чане прекрасно понимали ситуацию, а в дипломатической борьбе они были на­много сильнее. Британский консул в Монтевидео Ю.Миллингтон-Дрейк имел большое влияние в стране, министр иностранных дел Уругвая Гуани слыл его хорошим знакомым. Требования англи­чан менялись по мере получения инфор­мации: вначале они настаивали на стан­дартном 24-часовом сроке пребывания противника в нейтральном порту, одна­ко после консультации с Хэрвудом стало ясно, что лучше задержать противника до прибытия подкреплений. У причалов Монтевидео стояло 8 английских торго­вых судов (ближайшее к «броненосцу» — всего в 300 м!), с которых помощники военно-морского атташе тут же организовали наблюдение за «Шпее». Пред­ставители британской разведки умело дезинформировали немцев, организо­вав открытые переговоры с Буэнос-Ай­ресом на предмет «возможности сроч­ного приема двух больших боевых ко­раблей» (под которыми прозрачно под­разумевались «Ринаун» и «Арк Ройял»). Но роковую дезинформацию командир «Графа Шпее» получил от собственных офицеров. На следующий день после боя один из них увидел на горизонте корабль, опознанный как линейный крейсер «Ринаун». Это, по сути дела, ре­шило судьбу «карманного линкора», пос­кольку «Ринаун» принадлежал к числу тех 5 кораблей мира (3 британских ли­нейных крейсера и французские «Дюн­керк» и «Страсбург»), встреча с которы­ми не оставляла немцам никаких шан­сов на спасение.

Путаница с мнимым опознанием ли­нейного крейсера не вполне понятна. На деле Хэрвуд получил единственное уси­ление—поздно вечером 14 декабря к легким крейсерам присоединился при­бывший с Фолклендских островов «Кам­берленд». Трехтрубный тяжелый крейсер внешне не имел ничего общего с «Ринауном». Он прошел весь путь 25-узловым ходом. С его прибытием англичане как бы восстановили status quo. Соотношение сил противников стало близким к имев­шемуся к началу боя. Вместо шести 203-мм пушек «Эксетера» британцы имели теперь 8, но боеспособность «Аякса» и «Ахиллеса» значительно уменьшилась за счет выхода из строя половины артилле­рии на первом и большого расхода боеза­паса на втором. При сложившемся положе­нии у «Шпее» все еще оставалась возмож­ность прорваться в Атлантику.

Для развязки потребовалось еще 3 дня — именно столько времени дала уруг­вайская комиссия, поднявшаяся на борт «Шпее» и обследовавшая его поврежде­ния. За это время Лангсдорф успел не­сколько раз связаться со штабом кригсмарине, предложив на выбор: интерни­роваться в Аргентине или затопить ко­рабль. Интересно, что попытка прорыва или почетная гибель в бою даже не рассматривались, и капитан цурзее упус­тил реальный шанс прославить свой флот.

Вопрос о «Шпее» стал предметом тяжелого обсуждения между командующим флотом адмиралом Редером и Гит­лером. В конце концов они пришли к выводу, что предпочтительнее затопить корабль, чем допустить его интерниро­вание в плохо предсказуемых южноаме­риканских странах. Решение руководст­ва Лангсдорф получил вечером 16 декаб­ря. В его распоряжении оставались сут­ки — срок пребывания «карманного лин­кора» истекал в 8 вечера 17 декабря 1939 года. Командир не стал дожидаться пос­леднего момента и принял решение бес­сонной ночью. Рано утром он разбудил артиллерийского офицера и приказал срочно приступить к разрушению систе­мы управления огнем. Точные приборы уничтожались ручными гранатами и мо­лотками, замки орудий отнесли в башни ГК, которые предполагалось затем подо­рвать более основательно. К вечеру за­кончились подготовительные работы, состоявшие в размещении многочислен­ных зарядов по всем помещениям кораб­ля. Основную часть команды (900 чело­век) перевели на судно «Такома». Около 18.00 на мачтах взвились огромные фла­ги со свастикой, и «Шпее» отошел от при­чала. За его последним выходом в этот теплый летний воскресный вечер с набе­режной Монтевидео наблюдала огромная толпа, состоявшая, по сведениям очевид­цев, из 200 тыс. человек. Корабль про­шел фарватером и свернул на север, как бы собираясь идти в Буэнос-Айрес, од­нако примерно в 4 милях от берега он бросил якорь. Около 20.00 прозвучало 6 взрывов основных зарядов. Пламя и дым поднялись высоко над мачтами; их было видно даже из города. Корабль сел на грунт, на нем начались сильные пожары, но прочная конструкция сопротивлялась довольно долго. Взрывы и пожары про­должались в течение 3 дней.

Лангсдорф ненадолго пережил свой корабль. Все 1100 человек (за исключе­нием похороненных и оставшихся в гос­питалях в Монтевидео моряков) благопо­лучно прибыли в Буэнос-Айрес, и коман­дир был просто обязан заняться их судь­бой. Тщетные попытки избежать интерни­рования команды как «потерпевших кораб­лекрушение» не удались. Лангсдорф в последний раз созвал команду и обратил­ся к ней с речью, в которой проскальзы­вали намеки на принятое им решение. Ут­ром 20 декабря он застрелился в номере одного из отелей столицы Аргентины.

Благожелательное отношение арген­тинских властей сказалось в том, что они практически не мешали бегству отпущен­ных «под честное слово» офицеров, по­давляющее большинство которых разны­ми, иногда очень непростыми путями пробрались в Германию, чтобы принять участие в дальнейших боевых действи­ях. Так, главный артиллерийский офицер «карманного линкора» Пауль Ашер успел занять аналогичный пост на «Бисмарке». Его снаряды поразили линейный крей­сер «Худ», а через сутки сам Ашер погиб вместе со своим новым кораблем.

«Шпее» затонул в нейтральных водах на мелком месте — так, что над волнами возвышались его обгоревшие надстройки. Англичане снарядили специальную экспе­дицию, предполагая снять с него все, что уцелело от приборов, в частности, радар, а также образцы вооружения (105-мм зе­нитки и автоматы). Удалось выполнить толь­ко часть программы, поскольку вскоре пос­ле начала работ разыгрался шторм, и опе­рацию пришлось прекратить. Оставшуюся груду железа начиная с 1942 года посте­пенно разобрали на лом. Правда, работать на илистом дне оказалось крайне неудоб­но, и некоторые части последнего «карман­ного линкора» до сих пор ржавеют на мес­те гибели, на 34° 58' 25" южной широты и 56° 18' 01" западной долготы.