«Адмирал Шеер»
«Адмирал Шеер» вступил в строй как раз к моменту первого ремонта «Дойчланда», 12 ноября 1934 года. Вся зима 1934/ 35 года прошла в испытаниях, в ходе которых корабль развил на мерной миле скорость 29 узлов, однако проводившие измерения инженеры отнесли столь высокий результат на ошибки приборов, полагая, что более тяжелый «Шеер» не может быть быстроходнее головного систершипа.
В конце июля 1936 года «Адмирал Шеер» в составе германской эскадры отправился в Испанию. После короткой стоянки в Малаге он оперировал в средиземноморских водах. 1 августа на обеих башнях главного калибра появились опознавательные знаки — черно-бело-красные полосы. Отбыв на родину в конце августа вместе с «Дойчландом», «Шеер» вернулся с ним же в Испанию в октябре.
В третьем походе в мае 1937 года на долю второго «карманного линкора» выпала малопочетная роль морского террориста. После воздушной атаки «Дойчланда» 29 мая он получил из Германии приказ бомбардировать Альмерию и уничтожить якобы находившийся там испанский республиканский линкор «Хайме I». Хотя командир «Шеера» капитан цур зее Цилиакс знал, что устаревший линейный корабль в действительности базировался в Картахене (защищенном солидными береговыми батареями), он предпочел выполнить приказ, выпустив рано утром в течение 15 минут 91 снаряд главного калибра, 100 «промежуточных» 150-мм и 48 зенитных 88-мм снарядов. Этот «подвиг» осудили все державы мира, и в результате Германия и Италия оказались в изоляции. Им пришлось вывести свои боевые суда из состава международных патрульных сил и окончательно покончить с политикой невмешательства. Тем не менее, «Адмирал Шеер» продолжил походы в испанские воды, покинув их последним из «карманников» лишь в июне 1938 года.
После небольшого ремонта и модернизации «Шеер» в марте 1939 года принял участие в захвате Мемеля (Клайпеды) — последней репетиции перед «большой войной». Крупная модернизация не позволила ему участвовать в рейдерских действиях начала мировой войны и «Учениях на Везере». Только в июле 1940 года «карманный линкор» мог вновь считаться боеспособным. Оставшись единственным судном этого типа в строю, он, естественно, был отправлен в океан для борьбы против судоходства. Под командованием капитана цур зее Кранке он покинул норвежский порт Ставангер вечером 28 октября и прорвался в Атлантику севернее Исландии. 5 ноября «Шеер» атаковал конвой НХ-84, потопив прикрывавший его вспомогательный крейсер «Джервис Бэй» и 5 торговых судов. Затем Кранке увел свой корабль сначала в Центральную, а затем и в Южную Атлантику, где его жертвами стали 6 союзнических судов. После столь длительного крейсерства «карманный линкор» в начале февраля 1941 года обогнул мыс Доброй Надежды и о. Мадагаскар, уничтожив в Мозамбикском проливе еще 3 судна. 20 февраля рейдер лег на обратный курс и за месяц с лишним практически по своим же следам вернулся домой. Рейдерство «Шеера» стоило союзникам 16 потопленных или захваченных судов общей вместимостью 99 000 рег.т. Помимо прямого материального ущерба, англичане понесли значительные убытки из-за прекращения судоходства сразу в двух океанах. Операцию «Адмирала Шеера» можно считать наиболее успешной из действий «карманных линкоров» в годы войны. Корабль находился в море 161 день и покрыл свыше 46 тыс. миль, израсходовав свыше 7 тыс. т топлива.
Успешный поход, однако, привел к выработке ресурса дизелей. После их полной переборки последовало повреждение «Лютцова» британской авиаторпедой, что заставило отложить «парный» выход до весны 1942 года. Прибытие «Шеера» в Осло в начале сентября 1941 года вызвало несколько налетов союзной авиации, и его вернули на Балтику, где «карманный линкор» вместе с «Тирпицем» составили основу так называемого «Балтийского флота», предназначавшегося для действий против возможного прорыва советских кораблей на Запад. Нелепость такого предположения вскоре окончательно прояснилась, и «Адмирал Шеер» вновь отправился в Норвегию, куда переместился центр тяжести морских операций кригсмарине.
В феврале 1942 года он благополучно прибыл в Тронхейм вместе с линкором «Тирпиц» и тяжелым крейсером «Принц Ойген». Однако командование флота все более скептически смотрело на использование малоскоростных, с его точки зрения, «карманных линкоров». (После ремонта и «Шеер», и «Лютцов» развивали на мерной миле не более 26 узлов, хотя неизвестно, являлась ли эта скорость предельной.) Поэтому они составили особую «малоскоростную» группу», которая обычно оставалась на стоянке в Нарвике, когда «Тирпиц» и «Ойген» делали попытки перехватить союзные конвои.
После отмены океанского похода, планировавшегося на лето 1942 года, командование флота решило задействовать наиболее боеспособный из «карманных линкоров» в локальной операции против советского судоходства и баз в Карском море. Поход этот трудно назвать успешным: «Шееру» удалось лишь потопить о неравном бою вооруженный пароход «Александр Сибиряков». Попытка атаки порта Диксон была сорвана решительными действиями слабых береговых батарей и орудий вспомогательного сторожевика «Дежнев». Выпустив 77 снарядов главного калибра и еще 379 — из 150-мм и 105-мм орудий, «Адмирал Шеер» ретировался, не достигнув практически никаких результатов. В конце года «карманник» отправился в Германию на очередной ремонт, начавшийся в декабре на верфи в Вильгельмсхафене. В начале следующего года он стал объектом многочисленных, но безуспешных воздушных налетов американских тяжелых бомбардировщиков. В октябре 1943 года «Шеер» уже маневрировал в акватории порта при помощи буксиров. Затем вместе с «Лютцовом» он использовался на Балтике в учебных целях, причем в отличие от своего систершипа выходил в море гораздо реже и лишь эпизодически участвовал в большинстве операций заключительного этапа войны на Балтике. В 1945 году ему также пришлось убегать от авиабомб союзников, отступая все дальше на запад. Гибель настигла «Шеера» на модернизации в Киле. В ночь с 9 на 10 апреля в ходе рейда 600 бомбардировщиков корабль получил 5 попаданий. Команда уже не боролась за спасение своего судна, и «карманный линкор» опрокинулся у стенки, превратившись в груду искореженного металла.