Эхо испанского взрыва

 

Парадоксально, но факт: советские эс­минцы проекта 7У своим появлени­ем обязаны случаю, происшедшему у бе­регов далекой Испании. Трудно предста­вить, что банальный, в общем-то, под­рыв британского корабля на дрейфую­щей мине мог вызвать столь серьезные последствия. И если убытки флота «вла­дычицы морей» равнялись лишь стоимос­ти восстановительного ремонта одного эсминца, то советский ВМФ получил удар куда более чувствительный. Но обо всем — по порядку...

13 мая 1937 года эскадренный мино­носец «Хантер» (командир — лейтенант-коммандер Скарфилд) нес патрульную службу поблизости от порта Альмерия. Корабль выполнял функции наблюдате­ля за ходом боевых действий враждую­щих сторон — в Испании шла граждан­ская война. Английский эсминец лежал в дрейфе; котел № 1 находился под пара­ми, № 3 — в пятнадцатиминутной готов­ности. Неожиданно в 14.15 раздался мощный взрыв. Корабль сильно встрях­нуло — так, что паровой котел № 1 сорва­ло с фундамента и отбросило вперед к правому борту. Почти мгновенно были затоплены два котельных отделения, но­совые погреба боезапаса, часть топлив­ных цистерн. Сначала эсминец накренил­ся на правый борт, затем, приняв около 900 т воды, выпрямился, но осел носом на 5,65 м и кормой на 3,36 м. «Хантер» потерял возможность идти свои ходом, однако остался на плаву и вскоре был отбуксирован крейсером «Аретуза» в Гибралтар. После 85-дневного ремонта он своим ходом ушел на Мальту, где его полностью восстановили. Позже миноно­сец участвовал во второй мировой вой­не и погиб 10 апреля 1940 года в бою с немецкими эсминцами у Нарвика.

В то время «Хантер» считался новей­шим эсминцем типа «Н» (спущен на воду в феврале 1936 года). Его стандартное водоизмещение составляло 1340 т, пол­ное — 1800 т. Энергетическая установка линейной схемы (2 турбозубчатых аг­регата и 3 паровых котла) мощностью 34 000 л.с. обеспечивала скорость полного хода в 36 узлов. Вооружение включало 4 120-мм орудия, одну 76-мм зенитку, 6 40-мм автоматов и 2 четырехтрубных тор­педных аппарата. Корпус корабля разде­лялся на 15 водонепроницаемых отсеков.

Комиссия Адмиралтейства, внима­тельно изучившая повреждения эсмин­ца, в целом оценила его конструкцию положительно. Несмотря на силу контакт­ного взрыва (корпус в районе 60-го шпангоута был пробит насквозь — от ле­вого борта до правого) и затопление пяти отсеков, «Хантер» сохранил достаточный запас плавучести и остойчивости (метацентрическая высота оставалась равной 0,45 м). Прочность корпуса и попереч­ных переборок оказалась вполне удов­летворительной. Определенную роль в ограничении распространения воды сыг­рало наличие водонепроницаемой нижней палубы в районе 27 — 60-го шпангоутов. Нарекания вызвала лишь недостаточная ударостойкость механизмов и приборов. Однако в Советском Союзе из слу­чившегося сделали совсем иные выво­ды. Напомним, что шел год 1937-й...