«Вредительский» проект становится «улучшенным»
Через три месяца после инцидента с «Хантером», в августе, в Москве состоялось совещание Комитета Обороны, посвященное разбору характеристик массово строившихся эсминцев проекта 7. На нем присутствовал лично И.В. Сталин. Информация об инциденте у испанских берегов была воспринята руководителями государства весьма своеобразно: возможность потери хода корабля с линейным расположением котельно-турбинной установки в результате единственного попадания снаряда, мины или торпеды показалась им недопустимой. А проект 7, имевший такую же схему энергетической установки, поспешили назвать «вредительским». Тот факт, что большинство эсминцев во всех флотах мира, включая и отлично зарекомендовавшие себя отечественные «новики», имело линейное расположение ГЭУ, не послужил оправданием. 14 уже спущенных на воду «семерок» было приказано переделать, а остальные —разобрать на стапелях.
По разработавшему проект? ЦКБ-17 (до октября 1936 года оно именовалось ЦКБС-1) немедленно прокатилась волна репрессий. Арестовали начальника бюро В.Л.Бжезинского, главного инженера В.П.Римского-Корсакова, начальника механического отдела А.В.Сперанского, главного конструктора проекта П.О.Трахтенберга. Строительство кораблей, с таким трудом развернутое на шести заводах, приостановили.
Предложения по переделке энергетической установки «семерок» совместно готовили ЦКБ-17 и КБ завода имени А.А.Жданова. В октябре 1937 года их рассмотрела специальная комиссия, состоявшая из представителей наркоматов обороны, оборонной промышленности и тяжелой промышленности, после чего конструкторам поручили в месячный срок разработать проект 7У — «улучшенный». Эскизный проект был создан в экстренном порядке под руководством главного конструктора КБ завода имени Жданова О.Ф.Якоба; полную техническую документацию заказчик получил в течение следующего года. Окончательный проект Наркомат ВМФ утвердил 29 августа 1938 года.
Тем временем стало ясно, что программа строительства эсминцев оказалась сорванной. Заместителю наркома оборонной промышленности И.Ф.Тевосяну удалось убедить генсека в том, что переделка всех «семерок» по «улучшенному» проекту сильно затянет сроки сдачи кораблей флоту—в условиях надвигающейся войны это было крайне опасно. Сталин неохотно согласился с предложением достроить 29 эсминцев по проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Последние 6 строившихся единиц, находившихся в низкой степени готовности, решили разобрать.