«Вредительский» проект становится «улучшенным»

 

Через три месяца после инцидента с «Хантером», в августе, в Москве состоя­лось совещание Комитета Обороны, пос­вященное разбору характеристик массо­во строившихся эсминцев проекта 7. На нем присутствовал лично И.В. Сталин. Информация об инциденте у испанских берегов была воспринята руководителя­ми государства весьма своеобразно: воз­можность потери хода корабля с линей­ным расположением котельно-турбинной установки в результате единственного попадания снаряда, мины или торпеды показалась им недопустимой. А проект 7, имевший такую же схему энергетичес­кой установки, поспешили назвать «вре­дительским». Тот факт, что большинство эсминцев во всех флотах мира, включая и отлично зарекомендовавшие себя оте­чественные «новики», имело линейное расположение ГЭУ, не послужил оправ­данием. 14 уже спущенных на воду «се­мерок» было приказано переделать, а ос­тальные —разобрать на стапелях.

По разработавшему проект? ЦКБ-17 (до октября 1936 года оно именовалось ЦКБС-1) немедленно прокатилась волна репрессий. Арестовали начальника бюро В.Л.Бжезинского, главного инженера В.П.Римского-Корсакова, начальника ме­ханического отдела А.В.Сперанского, главного конструктора проекта П.О.Трахтенберга. Строительство кораблей, с та­ким трудом развернутое на шести заводах, приостановили.

Предложения по переделке энерге­тической установки «семерок» совмест­но готовили ЦКБ-17 и КБ завода име­ни А.А.Жданова. В октябре 1937 года их рассмотрела специальная комиссия, со­стоявшая из представителей наркома­тов обороны, оборонной промышлен­ности и тяжелой промышленности, пос­ле чего конструкторам поручили в ме­сячный срок разработать проект 7У — «улучшенный». Эскизный проект был создан в экстренном порядке под руко­водством главного конструктора КБ за­вода имени Жданова О.Ф.Якоба; полную техническую документацию заказчик по­лучил в течение следующего года. Окон­чательный проект Наркомат ВМФ утвер­дил 29 августа 1938 года.

Тем временем стало ясно, что про­грамма строительства эсминцев оказа­лась сорванной. Заместителю наркома оборонной промышленности И.Ф.Тевосяну удалось убедить генсека в том, что переделка всех «семерок» по «улучшен­ному» проекту сильно затянет сроки сдачи кораблей флоту—в условиях надвигающейся войны это было край­не опасно. Сталин неохотно согласил­ся с предложением достроить 29 эсмин­цев по проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Послед­ние 6 строившихся единиц, находив­шихся в низкой степени готовности, решили разобрать.