Вспомогательные устройства и системы

 

Электрооборудование кораблей про­екта 7У по сравнению с проектом 7 было значительно усовершенствовано. Мощ­ность главных турбогенераторов повыси­лась со 150 до 200 кВт. В режиме «по­ход» нагрузку теперь мог обеспечить один турбогенератор; при работе же двух создавался резерв мощности в 50 — 60%. Как показала практика, это было важным достоинством. На эсминцах проекта 7 при выходе из строя одного главного ге­нератора второй и третий сильно пере­гружались, из-за чего сгорали предохра­нители и корабль временно оставался без энергии (например, по этой причине 8 января 1943 года произошла посадка на камни эсминца «Разъяренный»). «Семерки-У» были застрахованы от таких не­приятностей.

Схема распределения энергии у про­екта 7У отличалась большей гибкостью — в частности, при необходимости можно было отключать второстепенных потре­бителей прямо на главных распредели­тельных щитах. На последних кораблях, вошедших в строй в 1941 году (в частнос­ти, на «Способном»), обычные предох­ранители в электрических системах за­менили на защитные автоматы, позво­лявшие быстрее возобновить подачу электроэнергии после устранения корот­кого замыкания. К тому же, по сравне­нию с проектом 7, улучшился доступ к щитам турбо- и дизель-генераторов.

Из недостатков электрооборудования «семерок-У» отмечался быстрый износ подшипников турбогенераторов ПГ-3 и потребность в высококачественных им­портных щетках. К концу войны запас последних был полностью израсходован, а близких к ним по качеству отечествен­ная промышленность не выпускала.

Эсминцы проекта 7У оснащались дву­мя дизель-генераторами мощностью по 50 кВт, созданными на базе дизелей «Рустон». Правда, размещение одного из них в котельном отделении было явно не­удачным — из-за высокой температуры и влажности он нередко выходил из строя. Следует заметить, что дизель-генерато­ры, установленные как аварийное сред­ство, зачастую использовались в качес­тве повседневного источника энергии, особенно на плохо оборудованных сто­янках в Новороссийске, Туапсе, Поти, Ленинграде. В результате дизели быст­ро вырабатывали свой ресурс и в ходе войны постепенно заменялись на отечес­твенные М-52.

В электросистемах эсминцев проек­тов 7 и 7У использовался постоянный ток напряжением 110В. Однако один из кораблей — «Страшный» — в порядке эк­сперимента получил все электрообору­дование, рассчитанное на переменный ток (ему даже присвоили собственное обозначение проекта — 7УЭ). Испытания «Страшного» полностью завершились после окончания войны и были призна­ны удачными. Тем не менее перевод энергосистем на переменный ток состо­ялся в нашем флоте только в 50-е годы на эсминцах проекта 56.

Якорное устройство «семерок-У» по сравнению с «чистыми» «семерками» ста­ло более надежным: два становых якоря имели массу по 1,5 т и якорь-цепи дли­ной по 200 м (против 1 т и 180 м соответ­ственно).

Водоотливная, противопожарная, вентиляционная и прочие системы прин­ципиально остались теми же, что и в проекте 7. Правда, увеличившаяся у «улучшенных» эсминцев осадка привела к тому, что часть забортных отверстий осушительной системы оказалась ниже ватерлинии, что создавало опасность затопления отсеков при неисправностях клапанов (так называемых «хлопушек») эжекторов. На некоторых кораблях (в частности, на «Способном») пришлось дополнительно устанавливать специаль­ные болты, прижимавшие «хлопушки» к своим гнездам и обеспечивавшие их гер­метичность. Вместе с тем эта мера вы­нуждала вывинчивать болты вручную, прежде чем запустить водоотливные средства, что в боевых условиях было весьма опасно.