Перегрузка, остойчивость, мореходность
Заводские испытания головного эсминца «Сторожевой» в октябре 1939 года преподнесли неприятный сюрприз: во время циркуляции корабль внезапно сильно накренился — так, что возникли серьезные опасения за его остойчивость. Экстренно проведенное кренование показало, что метацентрическая высота вместо положенных 50 см составила всего 39 см. Одновременно вскрылась и значительная перегрузка эсминца по сравнению с проектом. Для выявления причин сложившейся ситуации и устранения недостатков серийно строившихся кораблей создали межведомственную комиссию из представителей наркоматов ВМФ и судостроительной промышленности.
Тщательное исследование кораблестроительных элементов спущенных на воду эсминцев показало, что перегрузка накапливалась из-за нескольких причин: несоблюдения весовой дисциплины при постройке, несоответствия веса многих систем и механизмов заложенному в проекте, множества изменений, вносившихся в чертежи уже в ходе строительства. В мае 1940 года, обобщая опыт эксплуатации первых «семерок», нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов в своем докладе Сталину отметил недостаточную прочность их чрезмерно облегченных корпусов. Очередная комиссия под председательством В.И.Першина рекомендовала усилить набор палубы полубака и бортов. Разумеется, это еще больше увеличивало перегрузку.
Исследование остойчивости эсминцев проектов 7 и 7У проводилось под руководством профессора Военно-морской академии инженер-контр-адмирала В.Г.Власова.
Результаты оказались неутешительными. Так, в отчетной спецификации эсминца «Сердитый» стандартное водоизмещение значилось равным 1686 т и метацентрическая высота — 63 см. В приемном акте заводских испытаний 1940 года — соответственно 1735 т и 52 см. А по результатам кренования в том же году — 1835 т и 39 см! Власов предложил уложить в трюм кораблей твердый балласт, что повышало остойчивость, но одновременно увеличивало перегрузку и осадку. Представители ЦКБ-17 были против, считая достаточным прием жидкого балласта в цистерны вместо израсходованного топлива. В октябре 1940 года комиссия под председательством А.А.Жданова выбрала первый вариант. С марта 1941-го по июль 1942 года на «Сердитый», «Славный», «Строгий», «Стойкий» и «Способный» уложили по 120 т балласта, на «Стройный» — 126т, «Страшный» — 119т, «Совершенный» и «Свободный» — по 116 т, «Свирепый» — 110т, «Сильный» — 89т.
По всей вероятности, эта мера была излишней. Достаточно привести такой пример: в ноябре 1941 года эсминцы «Сообразительный» и «Способный» в штормовых условиях эскортировали транспорты из Батуми к Босфору. На «Способном» в междудонном пространстве находилось 120 т чугунных чушек, на «Сообразительном» твердого балласта не было. В момент поворота на обратный курс, когда на кораблях оставалось примерно по 200 т топлива, начальная поперечная метацентрическая высота на «Способном» равнялась 77 см, на «Сообразительном» — 62 см. Но после приема в топливные цистерны 100 т забортной воды метацентрическая высота на втором корабле увеличилась до 70 см. Постепенно замещая расходуемый мазут водой, «Сообразительный» вернулся в базу с таким же значением метацентрической высоты, в то время как на «Способном» она снизилась до 60 см.
Другой экстремальный случай — оказание помощи «Сообразительным» лидеру «Ташкент» в июне 1942 года. Тогда эсминец, опять-таки не имевший твердого балласта, принял на верхнюю палубу около 200 т груза и 1975 человек из числа экипажа поврежденного лидера и бывших на его борту пассажиров. Несмотря на огромную перегрузку, метацентрическая высота «Сообразительного» составила 58 см, что находится в пределах нормы. Так что все проблемы с остойчивостью «семерок-У» можно было бы решить, не прибегая к чрезвычайным мерам и не усугубляя их перегрузку.
Статьи перегрузки для эсминцев проектов 7 и 7У (на 1944 г.)
Весовые составляющие |
Вес, т |
|
Проект 7 |
Проект 7У |
|
1. Стандартное водоизмещение по спецификации |
1540 |
1686 |
2. Построечная перегрузка |
92 |
101 |
3. Конструктивная перегрузка, в том числе: |
185
|
160
|
- подкрепление корпуса |
18 |
39 |
- укладка балласта |
67 |
120 |
- изменения в механической установке |
13 |
1 |
- различные работы по корпусу |
87 |
— |
4. Модернизационная перегрузка, в том числе: |
39
|
25
|
- зенитное перевооружение |
25 |
21 |
- установка бомбометов |
6 |
1 |
- установка РЛС и ГАС |
4 |
— |
- установка обмоток ЛФТИ |
4 |
3 |
5. Суммарная перегрузка |
316 |
286 |
6. Фактическое стандартное водоизмещение |
1856 |
1972 |
В ходе войны водоизмещение эсминцев выросло еще больше за счет установки дополнительного оборудования и вооружения, а также работ по подкреплению корпуса. Так, кренование «Стройного» в ноябре 1944 года показало значения стандартного водоизмещения в 1972 т и начальной поперечной метацентрической высоты в 40 см. К тому времени были выполнены работы по подкреплению корпуса (+39 т), установлены клинкеты в машинных и котельных отделениях (+0,12 т), преобразователь тока (+0,4 т), изоляция МПУАЗО (+1 т), зенитные автоматы 70-К с подкреплениями (+12,65 т), третье орудие 34-К с подкреплением (+6,85 т), дополнительные кранцы первых выстрелов (+2,2 т), бомбометы С подкреплениями (+0,78 т), обмотка ЛФТИ (+3,28 т), сняты командирский катер (-2,9 т), 6-весельный ял (-0,8 т), стеллажи запасных торпед (-0,8 т), полуавтоматы 21-К (-1,48 т). Обобщенные данные по перегрузке кораблей проектов 7 и 7У приведены в таблице. Полное водоизмещение балтийских «семерок-У» к концу войны составило 2530 — 2620 т.
Черноморские эсминцы (в частности, «Сообразительный») имели стандартное водоизмещение на 82 т меньше спецификационного за счет более легких турбин фирмы «Парсонс» и вспомогательных механизмов фирмы «Вир».
Мореходность эсминцев типа «Сторожевой» была еще хуже, чем у их предшественников: смещение в нос надстройки усиливало зарывание в волну. Правда, этот недостаток ощущался не так сильно, поскольку «семерки-У» действовали лишь на ограниченных театрах Балтийского и Черного морей. Выход этих кораблей на просторы Тихого или Северного Ледовитого океанов несомненно вызвал бы поток нареканий в адрес их проектировщиков.
Маневренность осталась на прежнем уровне и считалась вполне удовлетворительной. «Способный» при положении руля в 15° на скорости 35 узлов разворачивался на 180° за 2 мин 10 с, на скорости 20,5 узла — за 5 мин 10 с. В материалах комиссии В.Г.Власова отмечалось, что на циркуляции эсминцы проектов 7 и 7У получают чрезвычайно большой крен (до 20 — 25°). Однако в ходе войны зарегистрирован лишь один случай, когда крен достиг 20° — в 1941 году «Сторожевой», уклоняясь от торпеды, на полном ходу переложил руль на 25°.
Зато во время шторма крен на некоторых эсминцах достигал величины 50° («Сообразительный» во время уже упоминавшегося похода к Босфору в 1941 году). Впрочем, несмотря на огромные размахи качки, остойчивость «семерок-У» не вызывала опасений.