«Сообразительный»
Второй из черноморских эсминцев проекта 7У, «Сообразительный» в конце 1940 года вышел в Севастополь на государственные испытания. Тогда же в командование кораблем вступил старший лейтенант Сергей Степанович Ворков, остававшийся в этой должности на протяжении последующих четырех лет. 10 мая 1941 года «Сообразительный» был принят госкомиссией, 7 июня на нем подняли военно-морской флаг, и корабль официально вошел в состав ЧФ. Две недели спустя началась война.
Первым боевым походом эсминца стал печально известный набег на Констанцу. Целью операции являлось уничтожение нефтехранилища и разведка обороны румынской военно-морской базы. Первоначально «Сообразительный» вместе с эсминцем «Смышленый» и лидером «Харьков» включили в ударную группу, но позже отряд переформировали: обе «семерки-У» вошли в группу поддержки, возглавляемую крейсером «Ворошилов» (непонятно, для чего создавалось столь мощное прикрытие, ведь единственным крупным нашим противником на Черном море в то время были всего-навсего 4 румынских эсминца весьма почтенного возраста!). Непосредственно артиллерийский удар по базе должны были нанести лидеры «Москва» и «Харьков». Общее руководство операцией штаб флота поручил командующему отрядом легких сил контр-адмиралу Т.А.Новикову, поднявшему флаг на крейсере.
Вечером 25 июня отряд вышел из Севастополя. В темноте корабли группы поддержки потеряли друг друга, и лишь на рассвете «Сообразительному» удалось догнать флагманский крейсер. Дальнейший ход операции обернулся трагедией. В 5.21, через 20 минут после открытия огня по берегу, взорвался и затонул лидер «Москва» — корабль маневрировал на вражеском минном поле. Пытавшийся спасти оказавшихся в воде моряков «Харьков» попал под обстрел румынской береговой батареи и получил серьезные повреждения. Его скорость упала до 6 узлов, и лишь по счастливой случайности лидеру удалось покинуть опасный район, избежав прямых попаданий снарядов и авиабомб.
В 7.26 в охранение возвращавшегося «Харькова» вступил «Сообразительный». Корабли отразили воздушную атаку, отогнав одиночный неприятельский бомбардировщик, когда в 8.30 с левого борта, на курсовом угле 45°, был обнаружен след торпеды. «Сообразительный» резко развернулся и, пройдя над предполагаемым местом вражеской подводной лодки, сбросил серию глубинных бомб — 4 больших и 8 малых. Большие бомбы устанавливались на глубину от 25 до 75 м, малые — до 15 м. Во время взрывов из воды на мгновение показалась корма субмарины, затем на поверхности появились воздушные пузыри и масляные пятна. Как известно, в то время у противника на Черном море имелась всего одна подводная лодка — румынская «Дельфинул», — но она находилась достаточно далеко от Констанцы. Поэтому можно с достаточно высокой степенью вероятности утверждать, что жертвой «Сообразительного» стала... посланная на позицию к румынским берегам 22 июня и назад не вернувшаяся советская Щ-206 под командованием капитан-лейтенанта С.А.Каракая (Необходимо отметить, что в ходе операции следы торпед обнаруживались неоднократно: в 5.20 их видели с «Москвы», в 6.43 - с «Харькова». Командир Щ-206 не был предупрежден о предстоящем набеге на Констанцу, и вполне реально предположить, что он вышел в атаку на свои корабли, приняв их за румынские. Существует версия, по которой «Москва» погибла не на мине, а от торпеды той же «206-й», хотя это весьма сомнительно. Что же касается атаки «Сообразительного», то тут все сходится: другие причины гибели Щ-206 маловероятны. Правда, следует иметь в виду, что в первые месяцы войны следы торпед и пятна масла на воде мерещились морякам почти постоянно, зачастую безо всяких на то оснований).
В 13.15 зенитчики эсминца отразили последнюю воздушную атаку, обстреляв одиночный самолет. Вечером корабли вернулись в Севастополь. Всего за 26 июня «Сообразительный» израсходовал 10 76-мм и 21 45-мм снаряд, а также 80 12,7-мм патронов и 12 глубинных бомб.
В течение июля — августа эсминец в основном занимался конвойной службой. Надо сказать, что до войны командование ВМФ данному виду службы не уделяло никакого внимания. Организацию совместного плавания боевых кораблей и транспортов пришлось отрабатывать «с нуля». А проблем возникало много: бывшие торговые пароходы были тихоходными, на них не было сигнальщиков, их капитаны понятия не имели о совместном маневрировании. «Однажды, когда нам пришлось конвоировать транспорты из Феодосийского залива, мы собирали их в заливе чуть ли не всю ночь. Найдешь транспорт, спустишь баркас, отошлешь на нем одного из командиров с сигнальщиком, чтоб проинструктировал капитана и вручил ему документы, затем к следующему... Только на рассвете нам удалось собрать разбросанный по заливу отряд транспортов и начать наконец движение к Новороссийску... Вся беда в том, что до войны мы почти не учились конвоированию транспортов», — вспоминал командир «Сообразительного» С.С.Ворков.
29 августа «Сообразительный» эскортировал следовавшие из Феодосии в Севастополь транспорты «Днепр» и «Чапаев». В 19.05 у мыса Ай-Тодор отряд был атакован двумя вражескими самолетами — торпедоносцем и бомбардировщиком. Эсминец открыл огонь из всех орудий, в том числе из 130-мм. Самолеты удалось отогнать, хотя «Днепр» все же получил легкие повреждения от близких разрывов бомб.
В ночь на 31 августа «Сообразительный» и «Днепр» прибыли в Одессу. К тому времени шли бои уже на ближних подступах к городу, и гавань простреливалась вражеской артиллерией. В течение трех дней эсминец поддерживал огнем наши войска, выполнив 13 стрельб по береговым целям. Днем огонь велся с помощью корректировочного поста, а с наступлением сумерек — по площадям с использованием ЦАС-2, работавшего на автомат. Чтобы не дать неприятелю пристреляться, кораблю приходилось постоянно менять позицию и неоднократно ставить дымовые завесы. «Сообразительный» несколько раз пытались атаковать и самолеты люфтваффе, но ему каждый раз удавалось уклониться от бомб. Особенно опасным был воздушный налет 2 сентября. В 10.43 два «Юнкерса-87» с крутого пикирования сбросили на эсминец 8 бомб, одна из них разорвалась на расстоянии 8 — 10 м от борта. К счастью, обошлось без повреждений. При возвращении с огневой позиции «Сообразительному» предстояло проскочить входные ворота одесского порта, по которым хорошо пристрелялись румынские батареи. Командир эсминца лихо выполнил непростую задачу: поставив густую дымзавесу и сбрасывая на ходу дымовые шашки, он ворвался в гавань на скорости 25 узлов! Чтобы не врезаться в причал, пришлось экстренно отдавать якоря. Риск оправдался — «Сообразительный» избежал попаданий и благополучно ошвартовался в порту. Ночью эсминец ушел в Феодосию.
Всего за три дня корабль выпустил по врагу 364 130-мм, 80 76-мм и 327 45-мм снарядов, а также 390 12,7-мм патронов. По сообщениям с передовых позиций, эффективность огня была достаточно высокой, за что экипажу эсминца объявили благодарность от имени Военного совета одесского оборонительного района.
6 — 7 сентября «Сообразительный» конвоировал из Феодосии в Севастополь транспорты «Армения», «Грузия» и «Украина». После гибели эсминца «Быстрый» приходилось опасаться акустических донных мин, поэтому от Камышовой бухты до Севастополя суда вели на буксире, чтобы не создавать шума от собственных винтов. Это был уже 18-й боевой поход «Сообразительного».
23 сентября эсминец сопровождал транспорт, следовавший из Севастополя к Тендре. Вечером С.С.Ворков получил приказ идти на помощь эсминцу «Беспощадный». Последний был сильно поврежден немецкой авиацией и буксировался из Одессы в Севастополь спасательным судном СП-14. Утром следующего дня «Сообразительный» прибыл в указанный квадрат. Из-за штормовой погоды маломощный СП-14 оказался не в состоянии выполнить задачу. Пришлось буксирный трос с «Беспощадного» завести на «Сообразительный». Однако надломленный нос «семерки», висевший лишь на листах наружной обшивки, сильно мешал движению. Стало ясно, что его нужно обрубить — тем более что он, раскачиваясь, начал сдирать обшивку с корпуса. Ворков предложил перебить листы металла подрывными патронами, но командир «Беспощадного» капитан-лейтенант Г.П.Негода от такого варианта отказался. В конце концов мешавшую часть обрубили вручную, и «Сообразительный» двинулся в путь с поврежденным товарищем со скоростью 7 — 8 узлов. Несколько раз над кораблями пролетали вражеские самолеты, но, к счастью, бомб не сбрасывали. В противном случае обоим эсминцам пришлось бы несладко: им, лишенным возможности маневрировать, отражать воздушные атаки было бы очень трудно. Но все обошлось благополучно. Утром 25 сентября корабли подошли к Евпатории, а через несколько часов встали на якорь в Севастопольской бухте.
Весьма напряженным для экипажа «Сообразительного» стал ноябрь 1941 года. В экстремальном режиме прошел 35-й поход корабля, когда ему вместе со «Способным» пришлось срочно доставить из Тамани в Севастополь 500 человек десанта. В густом тумане, при видимости всего в 1 — 3 кбт, эсминцы шли со скоростью 32 узла на расстоянии 1—2 кбт друг от друга. Еще более трудным было конвоирование к Босфору танкеров «Аванесов», «Туапсе», «Сахалин» и ледокола «Микоян». 26 ноября отряд вышел из Батуми под эскортом лидера «Ташкент» и эсминцев «Сообразительный» и «Способный». На следующий день погода резко ухудшилась, а затем разыгрался свирепый шторм. Сила ветра достигла 10 баллов, волна — 8 — 9 баллов. Снежные заряды временами снижали видимость до нуля. Крен на подветренный борту «Сообразительного» достигал 55°, в штурманской рубке все прокладочные инструменты слетали со стола. Волны сорвали с креплений и унесли в море шлюпку, параван левого борта и несколько глубинных бомб.
Корабль выполнил поставленную перед ним задачу на пределе своих возможностей. 29 ноября он вернулся в Туапсе с полностью израсходованным запасом топлива — так, что к причалу ему пришлось подтягиваться на якорях! Кстати, тогда обратили внимание на конструктивный недостаток эсминцев проекта 7 и 7У: отверстия во флорах топливных цистерн располагались не у самого дна, а несколько выше. В результате на дне цистерн скапливался мертвый запас мазута, который не могли забрать насосы. То есть из-за ошибки проектировщиков и без того не слишком большое количество топлива уменьшалось еще примерно на 20 т.
25 декабря началась Керченско-Феодосийская десантная операция. «Сообразительный» принял в ней самое активное участие. 29 — 30 декабря он отконвоировал из Туапсе в Феодосию транспорты «Курск», «Фабрициус» и «Красногвардеец». На следующий день на эсминце поднял флаг командующий операцией капитан 1 ранга Н.Е.Басистый. Погода прояснилась, и начались непрерывные атаки гитлеровской авиации: в течение дня «Сообразительный» 5 раз открывал огонь по вражеским самолетам. В 14.46 корабль обстрелял главным калибром неприятельский аэродром, выпустив 20 снарядов. Огонь велся с дистанции 168,5 кбт. Вечером эсминец выпустил еще 102 130-мм снаряда по дороге Феодосия — Керчь, где, по данным разведки, находилось большое скопление немецких войск.
В первый день нового, 1942 года «Сообразительный» провел 5 стрельб из орудий главного калибра. Тем временем погода ухудшилась. Мороз и сильный ветер вызывали сильное обледенение корабля. Изнурительная работа по скалыванию льда оказалась бесполезной. К вечеру следующего дня сила ветра достигла 8 баллов, а температура понизилась до —15°; из-за летящих во все стороны брызг слой льда на верхней палубе достигал 25 см. Тем не менее эсминец сохранял боеспособность и выполнил еще несколько стрельб по берегу. 3 января его дважды бомбили самолеты люфтваффе, но все 6 сброшенных бомб упали в 30 — 40 м от борта и не причинили вреда. К тому времени на корабле оставалось всего 80 т топлива, что заставило Н.Е.Басистого перевести свой штаб на эсминец «Бойкий». «Сообразительный», приняв в топливные цистерны 70 т водяного балласта, ушел в Новороссийск.
За 4 прошедших дня эсминец выпустил по сухопутному и воздушному противнику 283 130-мм, 144 76-мм и 146 45-мм снарядов и 330 12,7-мм патронов. А всего за 1941 год он совершил 43 боевых выхода в море, отконвоировал 44 транспорта, прошел 13 874 мили за 1108 ходовых часов.
С 6 по 9 января 1942 года «Сообразительный» отконвоировал из Новороссийска в Феодосию транспорт «Кубань» и в обратном направлении — транспорт «Шахтер». За это время эсминец и эскортируемые суда неоднократно подвергались воздушным атакам, причем 10 самолетам удалось сбросить бомбы, которые, к счастью, не причинили повреждений. Зенитчики «Сообразительного» выпустили по бомбардировщикам 67 76-мм, 100 45-мм снарядов и 240 12,7-мм пуль.
15 января корабль вновь участвует в десантной операции — на сей раз в Судаке. Приняв на борт в Новороссийске 241 бойца из состава 226-го горнострелкового полка, он поздно вечером высаживает их в бухте Новый Свет. Экипаж корабля делает все возможное, чтобы доставить солдат на берег сухими — на 15-градусном морозе «водные процедуры» могли обернуться резким снижением боеспособности десанта. Утром 16 января «Сообразительный» ушел в Новороссийск. А через сутки он уже ошвартовался в Феодосии и вел огонь главным калибром по наступавшим немецким войскам. 19 и 23 января — новые походы к берегам Крыма, обстрелы объектов под Феодосией, прикрытие нового десанта в Судаке...
Зима 1941/42 года выдалась необычно суровой. Штормовой ветер, волны, мороз усугубляли и без того тяжелое положение Черноморского флота. Ураган, налетевший 22 январи на Новороссийскую бухту, повредил десяток стоявших там кораблей и судов. Командир «Сообразительного» вовремя сориентировался и вывел свой эсминец на внешний рейд, что позволило избежать больших неприятностей. Но зато в походе 21 февраля, состоявшемся сразу после завершения планово-предупредительного ремонта, кораблю досталось сполна. Под ударами 8-балльных волн прогнулась палуба в районе 23 — 26-го шпангоутов, согнулся пиллерс, появились трещины в листах настила. В наружной обшивке на 35 — 36-м шпангоутах образовались гофры. Через деформированные Дверцы и крышки люков, иллюминаторы под полубаком начала сочиться вода. Были сорваны и унесены R море вьюшка для троса на полубаке, 6 стоек леерного ограждения, кранцы, 2 вентиляционных грибка. Образовались трещины в щитах 1-го и 4-го 130-мм орудий, погнулся левый кронштейн большого бомбосбрасывателя, разбились стекла в окнах ходовой рубки. Наконец, при резком крене на левый борт сломалась и упала в воду грот-мачта. Эсминцу пришлось уменьшить ход до 12 узлов и возвращаться в базу.
Едва закончился ремонт, как «Сообразительному» выпало новое испытание. 6 марта корабль взял на борт 170 бойцов и около 15.00 вышел из Туапсе в Севастополь. На эсминце находился член военного совета флота дивизионный комиссар И.И.Азаров. В ночь на 7-е погода внезапно испортилась. К 4.00 ветер усилился до 7 баллов, волнение моря — до 6. От ударов встречных волн в настиле полубака и верхних поясах обшивки появились трещины, сквозь ослабленные заклепочные соединения стала поступать вода. Только что заделанная обшивка в районе 35 — 36-го шпангоутов снова растрескалась; в наружной обшивке между 32-м и 46-м шпангоутами с обоих бортов образовались гофры. В настиле палубы между кожухом первой трубы и мостиком появилась поперечная трещина длиной 0,8 м; в районе 94 — 96-го шпангоутов— три трещины по 0,3 м. 14 иллюминаторов, 8 водонепроницаемых дверей и 5 крышек люков деформировались и потеряли герметичность. Во внутренние отсеки поступило около 300 т воды. В 4.10 волной сорвало крепление глубинных бомб и 4 бомбы Б-1 смыло за борт.
В таком состоянии «Сообразительный» прибыл в Севастополь. У Херсонесского маяка он подвергся атакам — к счастью, безуспешным — трех вражеских бомбардировщиков. Вскоре вокруг корабля начали рваться снаряды — это вела огонь немецкая артиллерия со стороны Вельбека. Эсминцу пришлось поставить дымовую завесу и врываться в Северную бухту, как когда-то в Одессу, на максимально возможной скорости. Несмотря на полученные во время шторма повреждения, ему удалось успешно повторить рискованный маневр. Находясь в Севастополе, корабль счастливо избежал попаданий и затем благополучно вернулся на Кавказ вместе со старым крейсером «Коминтерн» и транспортом «Кубань».
После очередного ремонта «Сообразительному» предстояло окунуться в самое пекло боев. 23 мая наши войска оставили Керченский полуостров, и немцы с новой силой ринулись на штурм Севастополя. Гарнизон осажденной крепости остро нуждался в пополнениях, боеприпасах, продовольствии. Помочь защитникам мог только флот.
Вечером 25 мая из Батуми вышел отряд в составе крейсера «Ворошилов» (на нем держал флаг контр-адмирал Н.Е.Басистый) и эсминцев «Сообразительный» и «Способный». На борту следовавших в Севастополь кораблей находилось 3017 бойцов 9-й морской бригады, 33 полевых орудия (в том числе 8 122-мм гаубиц), 27 станковых пулеметов, значительное количество боеприпасов.
В 19.31 27 мая, когда до Севастополя оставалось всего несколько часов хода, с «Сообразительного» обнаружили немецкий самолет и немедленно открыли заградительный огонь. Тот сбросил бомбы, упавшие в 70 м от эсминца, и скрылся. Но через полчаса враг появился снова. Бомбардировщики и торпедоносцы с небольшими интервалами совершали атаки на отряд до поздней ночи. Последний налет был произведен, когда наши корабли находились у самого входа в Северную бухту: сброшенные с «хейнкелей» торпеды выскочили на берег у Херсонесского музея. Но ни одного попадания немцы не добились.
Находиться в Севастополе было опасно, поэтому выгрузка войск и оружия заняла всего 30 минут. На борт взяли людей, подлежавших эвакуации. В частности, «Сообразительный» принял 301 раненого и 456 осужденных. Той же ночью корабли отправились в обратный путь.
Наутро воздушные атаки возобновились. В 8.17 «Сообразительный» с дистанции 50 кбт открыл огонь по одиночному самолету, летевшему на высоте 2000 м. Сброшенные с него бомбы не причинили вреда. Гораздо опаснее оказался следующий налет, начавшийся в 11.43. 7 торпедоносцев и 3 бомбардировщика, приблизившись к кораблям, разделились на 3 группы и одновременно атаковали с разных направлений. Своей главной целью они выбрали «Сообразительный». «Сейчас над нами был организованный враг, опытные летчики. Это видно по всему. По тому, как торпедоносцы шли в строю, как летали по бортам нашего отряда, по той быстроте, с которой разбились на группы и пытались окружить нас» — так вспоминал о событиях того дня С.С.Ворков.
Эсминец открыл огонь из всех орудий. По торпедоносцам, снижавшимся в момент сброса торпед до 5 — 10 м, стреляли 130-мм дистанционными гранатами. Один из вражеских самолетов удалось подбить — он задымил и врезался в воду. Резко перекладывая курс, «Сообразительный» сумел уклониться от 6 выпущенных по нему торпед и 8 бомб. Немцам пришлось уйти ни с чем. Этот эпизод Великой Отечественной стал одним из самых ярких примеров грамотных действий командира и экипажа корабля при отражении массированной воздушной атаки.
Всего за 27 — 28 мая «Сообразительный» израсходовал 36 130-мм, 121 76-мм, 212 45-мм снарядов и 500 12,7-мм патронов.
Постоянные межбазовые переходы стали для эсминца привычной каждодневной работой. Рано утром 27 июня он прибыл из Поти в Новороссийск. На его борту находилось около 100 т различных грузов, включая уложенные прямо на палубе 305-мм снаряды, предназначавшиеся для севастопольской 35-й батареи. После дозаправки топливом «Сообразительный» должен был прорваться в осажденный город-крепость. Но в 6.40 прием мазута пришлось прервать: поступил приказ немедленно выходить в море для встречи тяжело поврежденного лидера «Ташкент».
Возвращавшийся из Севастополя «Ташкент» встретили в 26 милях от берега. Принявший около 1000 т воды и погрузившийся носом по верхнюю палубу, лидер чудом держался на плаву. А на его борту находилось около 3000 человек! «Сообразительный» подошел к правому борту поврежденного корабля и снял с него 1975 раненых солдат и эвакуированных мирных жителей. Больше эсминец взять не мог: его остойчивость и так вызывала опасения. К счастью, тут подоспели катера и эсминец «Бдительный». «Сообразительный» возвратился в Новороссийск. Перевозка рекордного для «семерок» количества грузов прошла успешно, если не считать момента швартовки: из-за ринувшихся на берег пассажиров эсминец накренился на 15° и лег левым бортом на пирс. Возникла опасность, что лежавшие на палубе 12-дюймовые снаряды скатятся за борт, но все обошлось благополучно.
Через 5 дней «Сообразительный» стал свидетелем одной из самых крупных на Черноморском флоте трагедий. 2 июля 1942 года Новороссийск подвергся массированному воздушному налету. 64 «Юнкерса-88» в сопровождении полутора десятков истребителей неожиданно вынырнули из-за туч и сбросили на гавань около 170 бомб. Всего за четверть часа были уничтожены лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина» и несколько малых судов. Многие корабли получили повреждения. «Сообразительному» снова повезло: в момент атаки на нем проходили учения зенитчиков, и по самолетам немедленно был открыт огонь. Возможно, лишь поэтому эсминец избежал прямых попаданий, хотя от близких разрывов он все же пострадал. Особенно много неприятностей причинила 500-кг бомба, угодившая в железнодорожный путь, проходивший у самого борта. Палубу полубака засыпало метровым слоем земли и щебня, а искореженные рельсы зацепились за нос корабля и прижали его к пирсу. От сильного сотрясения вышли из строя компасы и все электронавигационные приборы.
Сразу же после налета на «Сообразительный» прибыл командующий эскадрой адмирал Л.А.Владимирский и приказал немедленно покинуть базу: немцы могли повторить атаку. На эсминце экстренно развели пары, с трудом отцепили согнутые в виде гигантских крючков рельсы. В море шли без компаса, ориентируясь по очертаниям берега; вечером благополучно прибыли в Туапсе.
После ремонта (июль — август) «Сообразительный» дважды выходил в Цемесскую бухту для обстрела вражеских позиций в районе станиц Наберджаевская, Красно-Медведевская, Верхне-Баканская и Нижне-Баканская. 1 сентября эсминец выпустил 151 130-мм снаряд, 2 сентября — 194. Стрельба велась по площадям с использованием автомата ЦАС-2.
В ночь на 4 октября «Сообразительный» и «Бойкий» предприняли набег на Ялту, где, по данным разведки, скопились суда и плавсредства, на которых немцы перевозили войска из Севастополя в Керчь. Эсминцы вели огонь по площади 4x4 кбт без корректировки, с дистанции 110—116 кбт. С берега по ним ответила немецкая батарея. Чтобы отвлечь противника, командир «Бойкого» приказал сбросить в воду связку патронов Гольмса. В темноте неприятель принял мерцающие огни за пожар на корабле и посылал снаряд за снарядом по ложной цели. В 23.45 с «Сообразительного» обнаружили силуэт приближавшегося катера и сделали по нему 3 выстрела из 76-мм пушки, после чего тот отвернул и скрылся.
Всего по ялтинскому порту «Сообразительный» выпустил 203 130-мм снаряда, «Бойкий» — 97. К сожалению, результативность этого обстрела, как и всех остальных, проводившихся без корректировки, осталась неизвестной. Информация от партизан о якобы потопленной в Ялте подводной лодке не подтвердилась (7 апреля 1945 г. командующий эскадрой ЧФ подписал приказ «О присвоении особых знаков кораблям эскадры», в соответствии с которым «Сообразительный» награждался красной звездой, внутри которой наносилась цифра «2», свидетельствовавшая о потоплении двух подлодок — одной в 1941 г. у Констанцы и второй в 1942 г. в Ялте).
В ноябре на «Сообразительном» произошло несчастье: во время выхода в район Поти на мерную милю лопнули трубки в котле, и котельное отделение наполнилось горячим паром. От ожогов скончались 5 человек из числа машинной команды; их похоронили в Батуми на городском кладбище. Как видим, версия, неоднократно повторенная в печати, будто на «Сообразительном» за годы войны не погиб и даже не был ранен ни один человек, не соответствует действительности (По всей видимости, впервые эта легенда появилась на страницах воспоминаний С.С.Воркова «Флаг на гафеле», изданных в 1962 г. Но очень трудно поверить, что ее мог придумать сам командир «Сообразительного». Скорее всего дезинформация родилась в процессе «редактирования» мемуаров в издательстве. Во всяком случае, в неопубликованной рукописи С.С.Воркова, хранящейся в фондах Морской библиотеки в Севастополе, не только упоминается этот случай, но и приводятся фамилии погибших краснофлотцев: старшина 1 статьи Бондаренко, старшина 2 статьи Аксюк, матросы Груничев, Ласточкин и Гришин).
В конце ноября 1942 года командование ЧФ спланировало провести масштабную набеговую операцию на побережье Румынии. Для этой цели привлекли крейсер «Ворошилов», лидер «Харьков», эсминец «Сообразительный» (1-й отряд), «Беспощадный» и «Бойкий» (2-й отряд). Крейсер должен был разрушить порт Супина, лидер — обследовать побережье острова Фидониси, где могли находиться аэродром и катера, «Сообразительному» надлежало состоять в охранении крейсера, а при подходе к Фидониси уничтожить береговую радиостанцию. Второму отряду поручалось обстрелять порт Мангалия.
Первый отряд под флагом вице-адмирала Л.А.Владимирского вышел из Батуми 29 ноября. На рассвете 1 декабря корабли приблизились к Фидониси и в 7.47 открыли огонь по маяку. «Сообразительный», шедший 9-узловым ходом, стрелял с дистанции 30,5 кбт, «Харьков» — с 39 кбт, «Ворошилов» — главным калибром с 40 кбт. Беспорядочные взрывы снарядов разных калибров практически исключали возможность корректировки огня. Факт, наводящий на размышления: шел второй год войны, а мощный отряд кораблей, возглавляемый командующим эскадрой, оказался не в состоянии выполнить элементарную боевую задачу... Всего было сделано более 300 выстрелов (только «Сообразительный» выпустил 196 130-мм и 11 76-мм снарядов!), но маяк, по всей видимости, так и не был разрушен.
Едва стих грохот пушек, как в 8.05 правый параван «Сообразительного» затралил мину и потащил ее в каких-нибудь 7 — 8 м от борта. Минное заграждение в этом районе стало для наших моряков полной неожиданностью. Ворков немедленно доложил адмиралу, эсминец, резко развернувшись, лег на обратный курс. Но было поздно! У борта «Ворошилова» раздались два мощных взрыва. Операция сорвалась: теперь главной задачей оказалось спасение крейсера.
К счастью, экипажу «Ворошилова» удалось быстро локализовать затопления и восстановить ход. «Сообразительный» сопровождал его до Кавказского побережья, дважды отгонял появлявшиеся вражеские самолеты, причем стрелял и главным калибром (выпустил 12 130-мм и 3 76-мм снаряда). 2 декабря в сопровождении встретивших его в море торпедных катеров крейсер прибыл в Поти, а «Сообразительный» и «Харьков» ушли в Батуми. Переход эсминца до Фидониси совершался под одним котлом (второй на поддержке); за 30 часов было пройдено 429 миль и сожжена 141 т топлива. Возвращался «Сообразительный» под двумя котлами со скоростью 20 — 26 узлов. За 28 часов он прошел 593 мили и истратил 195 т мазута.
В ночь на 12 декабря корабль вновь направился к румынским берегам — ему предстояло прикрывать посланные на вражеские коммуникации тральщики. На следующий день «Мина» и БТЩ-412 вступили в бой с румынскими транспортами, но, к сожалению, довольно далеко от района патрулирования «Сообразительного». Через два дня все корабли вернулись в базы. За этот поход «Сообразительный» прошел 604 мили и израсходовал 170 т топлива. С 26 по 29 декабря он опять находился в западной части Черного моря и действовал на вражеских коммуникациях...
Всего за 1942 год эсминец совершил 102 выхода в море, прошел 27 693 мили за 1530 ходовых часов.
В первой половине следующего года корабль чаще всего использовался для межбазовых переходов. С 31 января по 4 февраля 1943-го он дважды выходил в район Новороссийска для огневой поддержки наших войск. Возвращаясь из второго похода, эсминец попал в сильный шторм. Шестибалльные волны сорвали крышку люка в малярную, ее мгновенно залило водой. Образовалась течь и в первом погребе 130-мм боезапаса. По прибытии в базу в обшивке корпуса насчитали 14 трещин, некоторые из них достигали полутораметровой длины.
26 февраля «Сообразительный» доставил из Туапсе в Геленджик 1057 солдат и 10 т груза, а в обратном направлении перевез 600 раненых.
2 марта 1943 года постановлением Наркомата ВМФ эсминец «Сообразительный» был удостоен гвардейского звания. Но отпраздновать это событие как следует морякам не удалось: снова походы, транспортные рейсы, боевые тревоги... Только 6 июня в Батуми состоялось торжественное вручение экипажу корабля гвардейского флага.
К тому времени эсминец прошел без капитального ремонта свыше 50 000 миль. Конечно, это не могло не повлечь за собой серьезный износ механизмов. Интенсивность использования корабля резко снизилась, непосредственно в боевых операциях он больше не участвовал. За 1943 год им было пройдено 7804 мили, за 1944-й - 3215, за 1945-й - 3198. Пожалуй, самой примечательной миссией «Сообразительного» двух последних лет войны стало участие в обеспечении безопасности Ялтинской конференции в феврале 1945 года: гвардейскому эсминцу достался самый почетный участок патрулирования — южнее Ливадии.
Всего же за годы Великой Отечественной «Сообразительный» совершил 218 выходов в море, прошел 63 785 миль за 361 ходовой день, отконвоировал 53 (по другим данным 59) транспорта, перевез около 13 000 солдат и эвакуированных, провел 52 стрельбы по берегу и около 100 по самолетам, выпустил 2863 130-мм снаряда (в том числе 108 по самолетам), 1215 76-мм, 1623 45-мм и 478 37-мм. На его боевом счету 5 (по другим данным —7) сбитых бомбардировщиков, включая уничтоженные совместно с другими кораблями. Потери экипажа за всю войну составили всего 5 человек, погибших в результате аварии парового котла.
Командовал «Сообразительным» до 28 декабря 1944 года старший лейтенант (затем капитан-лейтенант, капитан 3 и 2 ранга) С.С.Ворков, затем до конца войны — капитан 2 ранга Г.Ф.Годлевский.