«Смышленый»

 

Головной черноморский эсминец про­екта 7У. С первых дней войны активно участвовал в боевых действиях. 25 июня 1941 года вместе с «Сообразительным» был включен в состав группы поддержки и вышел по направлению к Констанце. Однако при движении по фарватеру меж­ду минными заграждениями «Смышле­ный» зацепил параваном за грунт и отстал. Он встретил крейсер «Ворошилов» только на следующий день в 7.25, когда флагман уже возвращался в базу.

В августе — октябре эсминец участву­ет в обороне Одессы, сопровождает транспорты, ведет огонь по неприятель­ским войскам. При эвакуации одесского гарнизона 16 октября «Смышленый» и «Бойкий» последними из боевых кораб­лей покидают порт.

Затем — оборона Севастополя, рей­сы между главной базой флота и Кавказ­ским побережьем. 28 ноября с позиции в районе мыса Фиолент он вел огонь по немецким войскам, выпустив 120 130-мм снарядов. В декабре прикрывал десант в Феодосии, вновь обстреливает непри­ятеля под Севастополем.

5 января 1942 года в Евпатории с ка­теров высадили десант, отбивший у нем­цев южную часть города. Вторую оче­редь десанта должен был доставить «Смышленый». Но, прибыв на рейд Ев­патории с батальоном морской пехоты на борту, эсминец не смог выполнить бое­вую задачу из-за шторма и сильного огня с берега. Корабль вернулся в Севасто­поль, все оставшиеся в городе десантни­ки погибли.

Во время похода в ночь на 21 февра­ля «Смышленый» попал в сильный шторм. Волнение моря достигало 8 бал­лов при необычно короткой (30 — 50 м) волне. Эсминец получил многочисленные повреждения: появились трещины в на­ружной обшивке, потеряли герметич­ность заклепочные швы, лопнул один шпангоут... Еще раз подтвердилась сла­бость корпусов кораблей проектов 7 и 7У. 5 марта, возвращаясь из Керчи пос­ле конвоирования транспортов, «Смыш­леный» из-за ошибки в счислении попал на свое же минное заграждение у мыса Железный Рог и подорвался. Взрыв про­изошел в районе 1-го и 2-го котельных отделений, которые оказались мгновен­но затоплены. Корабль стал на якорь и запросил о помощи.

На следующий день к месту проис­шествия подошли лидеры «Харьков» и «Ташкент», катера, тральщики. К полу­дню в минном поле удалось протралить фарватер, и «Смышленый» своим ходом вышел на чистую воду. Второй эшелон ГЭУ работал и позволял пострадавшему кораблю развивать скорость в 8 узлов.

Однако в 20.17 командир сообщил, что корабль не слушается руля и идти сам больше не может. К 0.49 7 марта на «Смышленом» кончилась котельная вода — он остался без энергии и осве­щения.

Тем временем погода ухудшилась: ветер достигал 6 баллов, 5-балльные волны оборвали поданный с «Харькова» буксирный трос. Лидер сильно страдал от качки, и его попытка буксировать эс­минец не увенчалась успехом. Бороться с поступавшей водой только с помощью ручных помп и аварийных средств было крайне сложно, и к утру на «Смышленом» оказались затопленными оба машинных и 3-е котельное отделения; начало зали­вать 4-й кубрик. В 8.00 корабль повалил­ся на правый борт, накрыв спущенные катер и шлюпку; вторую шлюпку разби­ло о борт. Через 6 минут эсминец зато­нул кормой вниз, а затем раздались 3 мощных взрыва — это рвались глубинные бомбы. Те из моряков, что еще держа­лись на воде, погибли от динамического удара. Находившимся поблизости кораб­лям удалось спасти всего двух человек. Вместе со «Смышленым» погиб и его единственный командир — капитан 3 ран­га В.М.Шегула-Тихомиров.