«Совершенный»
Эсминец «Совершенный» после спуска на воду со стапеля завода № 200 был переведен для достройки в Севастополь на завод №201. К 22 июня 1941 года он находился в 90-процентной готовности. В сентябре начались приемные испытания.
30 сентября «Совершенный» вышел на мерную милю в районе Херсонесского маяка для проведения испытаний на полном ходу. В этот день планировалось подписание приемного акта. Эсминец легко развил скорость в 36 узлов, все механизмы работали исправно, но в 16.42 неожиданно прогремел сильный взрыв. Увы, это опять была мина нашего же оборонительного заграждения — корабль по ошибке отклонился с фарватера. Взрыв произошел по правому борту в районе 77 —91-го шпангоутов, когда корабль находился на расстоянии 2,5 мили от берега.
От сильного сотрясения многие из находившихся на верхней палубе моряков и заводских специалистов были сброшены за борт. «Совершенный» начал описывать циркуляцию вправо, прошел по инерции около полутора миль и остановился с креном 5 —6° на левый борт и дифферентом 1,5 м на нос.
В месте взрыва верхнюю палубу вспучило на полметра, котельный кожух первой трубы разорвало с обоих бортов. Все оборудование 1-го машинного и 2-го котельного отделений было уничтожено: котел № 2 сорвало с фундамента, а турбину низкого давления первого ГТЗА приподняло вместе с фундаментом и загнуло влево. Разрушило и пост энергетики и живучести (ПЭЖ). Везде погас свет, аварийное освещение нигде, кроме 2-го машинного отделения, не включилось.
Во 2-м котельном отделении вспыхнул пожар, который не смогли потушить ни быстрое затопление отсека, ни сброшенные в него баллоны с углекислотой — всплывший мазут горел в течение двух часов.
Второй эшелон ГЭУ повреждений не получил, но разобщающий клапан закрыт не был, и пар из кормовых котлов вырвался через разбитый трубопровод 1-го машинного отделения в считанные минуты. По аналогичной причине ушла и питавшая котлы вода.
Котельные отделения № 1 и № 2 и машинное № 1 оказались затопленными в течение нескольких минут. В 3-е котельное отделение вода начала поступать через поврежденную переборку на 109-м шпангоуте, в 4-е — через носовую переборку, подшипники валопровода и «хлопушку» водоотливного эжектора. Кроме того, из-за разошедшихся заклепочных швов в районе 177-го шпангоута (там образовался гофр) открылась течь в 3-м кубрике, 4-м погребе и химической кладовой. Всего «Совершенный» принял более тысячи тонн воды, откачка которой осложнялась отсутствием на корабле электроэнергии.
Примерно через 20 минут после взрыва к борту эсминца подошли торпедные катера, затем буксир «Дооб», a после 18.30 — спасательные суда «Шахтер» и «Меркурий». Последние пытались откачать воду из затопленных отсеков. Опасаясь, что «Совершенный» может затонуть из-за потери запаса плавучести, ночью его отбуксировали на мелкое место в Казачьей бухте. Утром 1 октября туда прибыл буксир СП-14, доставивший два 85-тонных понтона. Последние подвели под корпус эсминца, и затем поврежденный корабль отбуксировали в Севастополь. 2 октября «Совершенный» поставили в плавучий док, а после временной заделки пробоины перевели в сухой док завода № 201.
12 ноября Севастополь подвергся жестокому воздушному налету. 28 пикирующих бомбардировщиков атаковали крейсер «Червона Украина» и находившийся в доке «Совершенный». Одна бомба попала в кожух 4-го котельного отделения, насквозь пробила котел и днище и взорвалась под килем в районе 122-го шпангоута, сильно разрушив корпус. Вторая бомба разорвалась в 8 м от левого борта, в районе 127-го шпангоута, изрешетив обшивку осколками и вызвав пожар: в топливных цистернах эсминца все еще оставался мазут. Кормовая часть корабля выгорела, а в цистерне на 186 — 205-м шпангоутах произошел взрыв паров мазута. Но это еще не все. Бомбы повредили батопорт, и док начал заполняться водой. Носовая часть начала всплывать, и... эсминец переломился в районе 2-го котельного и 1-го машинного отделений: здесь корпус был ослаблен взрывом мины. «Совершенный» соскочил с килевой дорожки и лег на дно дока с креном 25° на левый борт.
В довершение в практически уничтоженный корабль через несколько дней попали два вражеских снаряда: один — в полубак, второй — в надстройку у основания 130-мм орудия № 3.
В начале декабря «Совершенный» разоружили: из его 130-мм пушек была сформирована батарея № 111 на Малаховом кургане, сыгравшая немаловажную роль в обороне города-крепости.
Сухой док с находившимся в нем эсминцем отремонтировали, и 20 февраля 1942 года он был осушен. «Совершенный», казалось бы, находился в безнадежном состоянии, и тем не менее его решили восстановить! Коллектив 201 -го завода совершил настоящий подвиг, за 2 месяца воссоздав корпус корабля из груды искореженного металла. В начале мая его вывели из дока и поставили у стенки Корабельной бухты для достройки на плаву.
Но завершить работы не удалось. В июне у борта эсминца разорвались несколько бомб, а одна (весом около 50 кг) угодила в 4-е котельное отделение. Наконец, 15 июня у правого борта в районе 3-го котельного отделения взорвался снаряд немецкой осадной артиллерии, сделавший пробоину площадью около 3 м2. Корабль стал заполняться водой. Откачать ее с помощью двух подошедших буксиров не удалось, и «Совершенный» затонул. Над водой осталась лишь носовая надстройка.
После войны, 28 октября 1945 года, эсминец подняли и сдали на слом.
«Совершенным» в течение его недолгой службы — официально он так и не был принят в состав ВМФ — командовал старший лейтенант С.И.Федоров (до 14.11.1941), позже на корабле экипажа и командира не было.