«Свободный»

 

Строился на заводе № 200 в Никола­еве, к 22 июня 1941 года находился в 83,8-процентной технической готовнос­ти. Не закончив швартовых испытаний, эсминец в августе перешел для дострой­ки в Севастополь. Переход сопровождал­ся рядом инцидентов, связанных с не­удовлетворительной работой еще не до конца отлаженных механизмов.

Приемка «Свободного» состоялась 2 января 1942 года, а через неделю ко­рабль официально вошел в состав ЧФ.

В  январе — феврале эсминец зани­мался конвойной службой, осуществлял огневую поддержку наших войск под Се­вастополем. В ночь на 16 марта обстре­ливал неприятельские позиции на побе­режье Феодосийского залива. Затем выполнял транспортные рейсы между главной базой флота и портами Кавка­за. Один из наиболее примечательных походов состоялся 27 — 28 мая, когда «Свободный» вместе с «Сообразитель­ным» и крейсером «Ворошилов» пере­возил из Батуми в Севастополь личный состав 9-й бригады морской пехоты. Ко­рабли успешно отразили атаки вражес­кой авиации, без потерь сбив два тор­педоносца «Хейнкель-111». Один из них был уничтожен огнем 130-мм орудий «Свободного».

9  июня эсминец конвоировал из Но­вороссийска в Севастополь транспорт «Абхазия». Вечером корабли подвер­глись атаке 12 торпедоносцев, продол­жавшейся с перерывами около двух ча­сов. Немцы сбросили 24 торпеды, но ни одна из них не попала в цель. Налет был успешно отражен, и в ночь на 10 июня корабли ошвартовались у причала № 3 в Северной бухте. К 4.30 «Свободный» закончил выгрузку доставленного боеза­паса и дымовых шашек и, получив при­каз обстрелять батареи противника, за­нял позицию у стенки торпедной мастер­ской. А через несколько минут над бух­той появились «юнкерсы» и «хейнкели»... Поначалу «Свободному» везло: первые пять налетов, повторявшиеся через каж­дые 10—15 минут, не причинили ему вреда, хотя каждый раз на эсминец сбра­сывалось по 12 — 15 бомб.

В 6.40 использование дымовых завес над Северной бухтой решили прекратить: под их покровом немецкие танки пыта­лись прорвать линию обороны на Север­ной стороне. В связи с этим «Свобод­ный» перешел в более безопасное мес­то — Корабельную бухту и ошвартовался левым бортом у стенки артиллерийских мастерских.

В 8.00 последовали новые воздушные атаки. На смену Хе-111 пришли пикиров­щики Ю-87. Уже первые бомбы упали до­вольно точно: в 8 — 15 м от эсминца. От осколков на «Свободном» появились первые людские потери. Примерно в 10.30 сразу несколько бомб взорвались на расстоянии 5 —7 м от кормы. В об­шивке образовалось множество пробо­ин и вмятин, загорелись дымовые шаш­ки. Впоследствии вблизи правого борта произошло еще несколько взрывов, чис­ло осколочных повреждений продолжа­ло расти.

Роковой для «Свободного» авианалет начался в 13.15. На эсминец набросились сразу 27 «юнкерсов»: 15 зашли с носа и 12 —с кормы. Зенитчики открыли ярост­ный ответный огонь, но было поздно: ко­рабль получил 9 прямых попаданий бом­бами весом 100 — 250 кг. Одна угодила в щит 2-го 130-мм орудия, две — в ходовой мостик, одна — в район первой трубы, одна — во 2-е машинное отделение, две — в кормовой мостик и две — в кормовую часть корпуса. Корабль был полностью разрушен, к тому же загорелся мазут, за­тем начали рваться поднесенные к зенит­ным орудиям снаряды... Из экипажа 67 человек погибли, многие были ранены, в том числе и командир — капитан 3 ранга П.И.Шевченко. В данной ситуации был отдан единственно правильный приказ — покинуть судно. Вскоре после эвакуации личного состава от пожара взорвались тор­педы в первом аппарате, а затем прогре­мели еще два взрыва — сдетонировал бое­запас в кормовых погребах. «Свободный» лег на грунт с креном 50° на правый борт. Носовая надстройка осталась над водой и горела в течение 3 суток.

Эсминец был поднят и сдан на слом в 1953 году.

Командовали «Свободным» капитан-лейтенант А.Н.Горшенин (до 18.2.1942) и капитан 3 ранга П.И.Шевченко.