«Свободный»
Строился на заводе № 200 в Николаеве, к 22 июня 1941 года находился в 83,8-процентной технической готовности. Не закончив швартовых испытаний, эсминец в августе перешел для достройки в Севастополь. Переход сопровождался рядом инцидентов, связанных с неудовлетворительной работой еще не до конца отлаженных механизмов.
Приемка «Свободного» состоялась 2 января 1942 года, а через неделю корабль официально вошел в состав ЧФ.
В январе — феврале эсминец занимался конвойной службой, осуществлял огневую поддержку наших войск под Севастополем. В ночь на 16 марта обстреливал неприятельские позиции на побережье Феодосийского залива. Затем выполнял транспортные рейсы между главной базой флота и портами Кавказа. Один из наиболее примечательных походов состоялся 27 — 28 мая, когда «Свободный» вместе с «Сообразительным» и крейсером «Ворошилов» перевозил из Батуми в Севастополь личный состав 9-й бригады морской пехоты. Корабли успешно отразили атаки вражеской авиации, без потерь сбив два торпедоносца «Хейнкель-111». Один из них был уничтожен огнем 130-мм орудий «Свободного».
9 июня эсминец конвоировал из Новороссийска в Севастополь транспорт «Абхазия». Вечером корабли подверглись атаке 12 торпедоносцев, продолжавшейся с перерывами около двух часов. Немцы сбросили 24 торпеды, но ни одна из них не попала в цель. Налет был успешно отражен, и в ночь на 10 июня корабли ошвартовались у причала № 3 в Северной бухте. К 4.30 «Свободный» закончил выгрузку доставленного боезапаса и дымовых шашек и, получив приказ обстрелять батареи противника, занял позицию у стенки торпедной мастерской. А через несколько минут над бухтой появились «юнкерсы» и «хейнкели»... Поначалу «Свободному» везло: первые пять налетов, повторявшиеся через каждые 10—15 минут, не причинили ему вреда, хотя каждый раз на эсминец сбрасывалось по 12 — 15 бомб.
В 6.40 использование дымовых завес над Северной бухтой решили прекратить: под их покровом немецкие танки пытались прорвать линию обороны на Северной стороне. В связи с этим «Свободный» перешел в более безопасное место — Корабельную бухту и ошвартовался левым бортом у стенки артиллерийских мастерских.
В 8.00 последовали новые воздушные атаки. На смену Хе-111 пришли пикировщики Ю-87. Уже первые бомбы упали довольно точно: в 8 — 15 м от эсминца. От осколков на «Свободном» появились первые людские потери. Примерно в 10.30 сразу несколько бомб взорвались на расстоянии 5 —7 м от кормы. В обшивке образовалось множество пробоин и вмятин, загорелись дымовые шашки. Впоследствии вблизи правого борта произошло еще несколько взрывов, число осколочных повреждений продолжало расти.
Роковой для «Свободного» авианалет начался в 13.15. На эсминец набросились сразу 27 «юнкерсов»: 15 зашли с носа и 12 —с кормы. Зенитчики открыли яростный ответный огонь, но было поздно: корабль получил 9 прямых попаданий бомбами весом 100 — 250 кг. Одна угодила в щит 2-го 130-мм орудия, две — в ходовой мостик, одна — в район первой трубы, одна — во 2-е машинное отделение, две — в кормовой мостик и две — в кормовую часть корпуса. Корабль был полностью разрушен, к тому же загорелся мазут, затем начали рваться поднесенные к зенитным орудиям снаряды... Из экипажа 67 человек погибли, многие были ранены, в том числе и командир — капитан 3 ранга П.И.Шевченко. В данной ситуации был отдан единственно правильный приказ — покинуть судно. Вскоре после эвакуации личного состава от пожара взорвались торпеды в первом аппарате, а затем прогремели еще два взрыва — сдетонировал боезапас в кормовых погребах. «Свободный» лег на грунт с креном 50° на правый борт. Носовая надстройка осталась над водой и горела в течение 3 суток.
Эсминец был поднят и сдан на слом в 1953 году.
Командовали «Свободным» капитан-лейтенант А.Н.Горшенин (до 18.2.1942) и капитан 3 ранга П.И.Шевченко.