«Стойкий» (с 13.2.1943 — «Вице-адмирал Дрозд»)

 

Принят госкомиссией 18 октября 1940 года, но в течение полугода находился в Таллинской военно-морской базе, где ус­транялись выявленные в ходе испытаний дефекты и отрабатывалась организация корабельной службы. Официально вклю­чен в состав ОЛС КБФ 12 апреля 1941 года. К началу Великой Отечественной войны «Стойкий» прошел 9180 миль.

22 июня эсминец находился в Усть-Двинске и с первых дней войны активно включился в боевую деятельность фло­та. В течение недели он выполнил не­сколько минных постановок в Ирбенском проливе, 4 раза открывал огонь по вра­жеским самолетам (выпустил 4 130-мм, 97 76-мм и 73 45-мм снаряда), трижды отражал атаки немецких торпедных ка­теров. Особенно опасной была атака 27 июня. «Стойкий» следовал на задание с полным запасом мин на палубе, когда на курсовом угле 50° в 8 — 10 кбт обнару­жили белую дымовую завесу. Через не­сколько минут из завесы выскочили два «шнелльбота». Эсминец увеличил ход до полного и резко повернул влево. Первая торпеда прошла мимо, при уклонении от второй пришлось положить руль на ле­вый борт до упора (до 26°), а турбинам дать аварийный ход (свыше 400 об/мин). Маневр удался, хотя корабль находился на волосок от гибели: торпеда промча­лась на расстоянии менее одного метра от правого борта. «Стойкий», описав пол­ную циркуляцию, лег на прежний курс. Торпедные катера скрылись; огонь по ним не открывали, так как прицельная стрельба при столь резком повороте была невозможной. Две же другие атаки «шнелльботов» — 26 и 29 июня — были отбиты артиллерией: оба раза немцы не выдерживали огня 130-мм орудий и ре­тировались.

30 июня 2-й дивизион эсминцев ОЛС перешел в Таллин. «Стойкий» находил­ся в охранении крейсера «Киров»; при следовании Моонзундским проливом с эсминца спускали рабочий катер, кото­рый, как говорится в документах того времени, «производил профилактичес­кое бомбометание малыми глубинными бомбами в подозрительных с точки зре­ния появления подводных лодок против­ника районах».

12 июля «Стойкий» в Моонзундском проливе правым винтом коснулся грунта, повредил лопасти и расстроил линию вала. Для ремонта корабль прибыл в Кронштадт, доковые работы проводились с 7 по 20 августа. Правый гребной вал заменили другим, взятым со «Стороже­вого». Попутно на эсминце смонтирова­ли гидроакустическую станцию «Ультра-фон», 2 37-мм автомата 70-К, установи­ли 2 бомбомета БМБ-1.

22 и 23 августа эсминец, взяв на борт 75 минных защитников, совместно с мин­ным заградителем «Марти» выходил к ос­трову Гогланд, однако из-за разыграв­шегося шторма выставить заграждение не удалось, и корабли вернулись в базу.

С 25 по 27 августа «Стойкий» совмест­но с «Сильным» поддерживал наши вой­ска на побережье Выборгского залива. Эсминец выпустил 490 130-мм снарядов по неприятельским позициям и еще 60 по транспортам в районе Транзунда. К сожалению, стрельба по берегу велась без корректировки, и ее эффективность оказалась низкой. Не подтвердилось и донесение о потоплении корабельной артиллерией вражеского транспорта.

В начале сентября на «Стойком» заменили временную размагничивающую обмотку (установленную еще в начале июля в Таллине) на штатную системы ЛФТИ. В ночь на 14 сентября эсминец выставил 64 мины в районе банки Вигрунд.

С 15 сентября по 21 октября корабль находился в Ленинграде и принимал ак­тивное участие в обороне города. За это время он провел 54 стрельбы главным калибром, выпустив 576 фугасных сна­рядов. Неоднократно зенитчики «Стой­кого» открывали огонь и по вражеским самолетам, израсходовав 12 130-мм, около 250 76-мм, более 100 45-мм, 78 37-мм снарядов и 440 12,7-мм патронов.

Несколько раз эсминец, используя корректировочный пост, вел контрбата­рейную стрельбу. 6 октября, во время одной из таких дуэлей, немецкий 210-мм снаряд, отрикошетив от стенки набереж­ной («Стойкий» находился в Гутуевском ковше торгового порта), пробил насквозь оба борта корабля в районе 41-го шпан­гоута и разорвался в воде. Попадание было крайне опасным — снаряд прошел через 2-й и 4-й погреба 130-мм и 45-мм боезапаса. Во 2-м погребе он разбил стеллаж с 12,7-мм пулеметными патро­нами, которые загорелись, а затем взор­вались, смяв переборку на 51-м шпанго­уте и вспучив верхнюю палубу по всей ширине. К счастью, мгновенной детона­ции остальных боеприпасов не произош­ло, а хлынувшая через выходную пробо­ину вода быстро затопила оба погреба. Вспыхнувший пожар в кубрике был быс­тро ликвидирован силами личного соста­ва. В течение 6 минут эсминец отдал швартовы из зоны обстрела (правда, в спешке навалился на пирс и повредил гребной винт). Ремонт корабля выполнил завод № 189; потери экипажа составили 9 человек ранеными.

В ночь на 1 ноября «Стойкий» вместе с эсминцем «Славный», минным загра­дителем «Марти», несколькими тральщи­ками и морскими охотниками вышел из Кронштадта к полуострову Ханко. Поход проходил в тяжелых погодных условиях, затруднявших наблюдение и использо­вание параванов. «Стойкий» чудом из­бежал подрыва на сорванной мине: толь­ко экстренная подача контрпара в тур­бины и перекладка руля позволили увер­нуться от плававшей на фарватере «ро­гатой смерти». Утром 2 ноября корабли прибыли на рейд осажденной крепости. Неприятельская артиллерия непрерывно вела по ним огонь; чтобы не дать врагу пристреляться, эсминцам приходилось постоянно маневрировать, переходя с места на место. Вечером «Стойкий» при­нял на борт 500 бойцов эвакуируемого гарнизона, стрелковое оружие, включая 3 счетверенных зенитных «максима», и благополучно доставил их в Кронштадт.

Второй поход к Ханко закончился не­удачей из-за сильного шторма и снего­пада: отряд кораблей, в который входил «Стойкий», повернул к Гогланду. Затем в течение нескольких дней эсминец учас­твовал в эвакуации находившихся на этом острове войск.

29 ноября «Стойкий» вместе со «Славным», тральщиками, катерами и турбоэлектроходом «Иосиф Сталин» вновь отправился на Ханко. Поход ослож­нялся плохим техническим состоянием механизмов корабля. Давно не чищенные котлы были сильно засолены, а биение погнутого правого вала вызывало силь­ный нагрев дейдвудных подшипников. В море «Стойкому» пришлось лечь в дрейф и менять подшипник — эта операция, выполненная силами экипажа, заняла всего 16 минут!

Под огнем противника эсминец взял около тысячи солдат с полной боевой вы­кладкой и двинулся в обратный путь. 5 декабря он находился на траверзе мая­ка Сейвисто, когда с берега по нему от­крыли огонь 8-дюймовые вражеские ба­тареи. Ситуация осложнялась тем, что «Стойкий» находился среди сплошных льдин толщиной 12 — 15 см и не мог ма­неврировать (отряд полз за ледоколом с черепашьей скоростью). Эсминец отве­тил главным калибром, выпустив 68 сна­рядов, после чего неприятельские пуш­ки замолчали.

Корабли благополучно вернулись в Ленинград, и 9 декабря «Стойкий» встал на ремонт на заводе № 194.

В походах к Ханко и Гогланду эсмин­цу приходилось неоднократно отражать воздушные атаки, сбрасывать глубинные бомбы в районах, где предположитель­но видели перископы подводных лодок.

Всего за кампанию 1941 года «Стой­кий» прошел 7530 миль, в том числе 4055 миль после 22 июня. Корабль выставил 280 мин и минных защитников, сбросил 124 глубинные бомбы, выпустил более 1200 снарядов главного калибра, пере­вез 1,5 тысячи бойцов гарнизона Ханко. За успешное выполнение поставленных задач 3 апреля 1942 года эсминец «Стой­кий» был удостоен гвардейского звания.

Правда, на этом его активная служба закончилась. До 1944 года в море ко­рабль не выходил, а стоял на Неве и Большой Невке. За 1942 год он выпол­нил 3 стрельбы, выпустив всего 54 фу­гасных снаряда, за 1943 год — 6 стрельб (из них 5 учебных и лишь одну боевую), истратив 94 снаряда. В отражении авиа­налетов эсминец последний раз участво­вал в день присвоения ему гвардейско­го звания — тогда из крупнокалиберного пулемета был сбит немецкий бомбарди­ровщик.

13 февраля 1943 года в память о по­гибшем командующем эскадрой (его ав­томобиль при следовании в Кронштадт по льду попал в полынью) «Стойкий» был переименован в «Вице-адмирал Дрозд».

В годы войны эсминцем командовали капитан-лейтенант (затем капитан 3 ран­га) Б.П.Левченко (до 28.3.1943) и капи­тан 3 ранга Д.Л.Кутай (до конца войны).