«Стойкий» (с 13.2.1943 — «Вице-адмирал Дрозд»)
Принят госкомиссией 18 октября 1940 года, но в течение полугода находился в Таллинской военно-морской базе, где устранялись выявленные в ходе испытаний дефекты и отрабатывалась организация корабельной службы. Официально включен в состав ОЛС КБФ 12 апреля 1941 года. К началу Великой Отечественной войны «Стойкий» прошел 9180 миль.
22 июня эсминец находился в Усть-Двинске и с первых дней войны активно включился в боевую деятельность флота. В течение недели он выполнил несколько минных постановок в Ирбенском проливе, 4 раза открывал огонь по вражеским самолетам (выпустил 4 130-мм, 97 76-мм и 73 45-мм снаряда), трижды отражал атаки немецких торпедных катеров. Особенно опасной была атака 27 июня. «Стойкий» следовал на задание с полным запасом мин на палубе, когда на курсовом угле 50° в 8 — 10 кбт обнаружили белую дымовую завесу. Через несколько минут из завесы выскочили два «шнелльбота». Эсминец увеличил ход до полного и резко повернул влево. Первая торпеда прошла мимо, при уклонении от второй пришлось положить руль на левый борт до упора (до 26°), а турбинам дать аварийный ход (свыше 400 об/мин). Маневр удался, хотя корабль находился на волосок от гибели: торпеда промчалась на расстоянии менее одного метра от правого борта. «Стойкий», описав полную циркуляцию, лег на прежний курс. Торпедные катера скрылись; огонь по ним не открывали, так как прицельная стрельба при столь резком повороте была невозможной. Две же другие атаки «шнелльботов» — 26 и 29 июня — были отбиты артиллерией: оба раза немцы не выдерживали огня 130-мм орудий и ретировались.
30 июня 2-й дивизион эсминцев ОЛС перешел в Таллин. «Стойкий» находился в охранении крейсера «Киров»; при следовании Моонзундским проливом с эсминца спускали рабочий катер, который, как говорится в документах того времени, «производил профилактическое бомбометание малыми глубинными бомбами в подозрительных с точки зрения появления подводных лодок противника районах».
12 июля «Стойкий» в Моонзундском проливе правым винтом коснулся грунта, повредил лопасти и расстроил линию вала. Для ремонта корабль прибыл в Кронштадт, доковые работы проводились с 7 по 20 августа. Правый гребной вал заменили другим, взятым со «Сторожевого». Попутно на эсминце смонтировали гидроакустическую станцию «Ультра-фон», 2 37-мм автомата 70-К, установили 2 бомбомета БМБ-1.
22 и 23 августа эсминец, взяв на борт 75 минных защитников, совместно с минным заградителем «Марти» выходил к острову Гогланд, однако из-за разыгравшегося шторма выставить заграждение не удалось, и корабли вернулись в базу.
С 25 по 27 августа «Стойкий» совместно с «Сильным» поддерживал наши войска на побережье Выборгского залива. Эсминец выпустил 490 130-мм снарядов по неприятельским позициям и еще 60 по транспортам в районе Транзунда. К сожалению, стрельба по берегу велась без корректировки, и ее эффективность оказалась низкой. Не подтвердилось и донесение о потоплении корабельной артиллерией вражеского транспорта.
В начале сентября на «Стойком» заменили временную размагничивающую обмотку (установленную еще в начале июля в Таллине) на штатную системы ЛФТИ. В ночь на 14 сентября эсминец выставил 64 мины в районе банки Вигрунд.
С 15 сентября по 21 октября корабль находился в Ленинграде и принимал активное участие в обороне города. За это время он провел 54 стрельбы главным калибром, выпустив 576 фугасных снарядов. Неоднократно зенитчики «Стойкого» открывали огонь и по вражеским самолетам, израсходовав 12 130-мм, около 250 76-мм, более 100 45-мм, 78 37-мм снарядов и 440 12,7-мм патронов.
Несколько раз эсминец, используя корректировочный пост, вел контрбатарейную стрельбу. 6 октября, во время одной из таких дуэлей, немецкий 210-мм снаряд, отрикошетив от стенки набережной («Стойкий» находился в Гутуевском ковше торгового порта), пробил насквозь оба борта корабля в районе 41-го шпангоута и разорвался в воде. Попадание было крайне опасным — снаряд прошел через 2-й и 4-й погреба 130-мм и 45-мм боезапаса. Во 2-м погребе он разбил стеллаж с 12,7-мм пулеметными патронами, которые загорелись, а затем взорвались, смяв переборку на 51-м шпангоуте и вспучив верхнюю палубу по всей ширине. К счастью, мгновенной детонации остальных боеприпасов не произошло, а хлынувшая через выходную пробоину вода быстро затопила оба погреба. Вспыхнувший пожар в кубрике был быстро ликвидирован силами личного состава. В течение 6 минут эсминец отдал швартовы из зоны обстрела (правда, в спешке навалился на пирс и повредил гребной винт). Ремонт корабля выполнил завод № 189; потери экипажа составили 9 человек ранеными.
В ночь на 1 ноября «Стойкий» вместе с эсминцем «Славный», минным заградителем «Марти», несколькими тральщиками и морскими охотниками вышел из Кронштадта к полуострову Ханко. Поход проходил в тяжелых погодных условиях, затруднявших наблюдение и использование параванов. «Стойкий» чудом избежал подрыва на сорванной мине: только экстренная подача контрпара в турбины и перекладка руля позволили увернуться от плававшей на фарватере «рогатой смерти». Утром 2 ноября корабли прибыли на рейд осажденной крепости. Неприятельская артиллерия непрерывно вела по ним огонь; чтобы не дать врагу пристреляться, эсминцам приходилось постоянно маневрировать, переходя с места на место. Вечером «Стойкий» принял на борт 500 бойцов эвакуируемого гарнизона, стрелковое оружие, включая 3 счетверенных зенитных «максима», и благополучно доставил их в Кронштадт.
Второй поход к Ханко закончился неудачей из-за сильного шторма и снегопада: отряд кораблей, в который входил «Стойкий», повернул к Гогланду. Затем в течение нескольких дней эсминец участвовал в эвакуации находившихся на этом острове войск.
29 ноября «Стойкий» вместе со «Славным», тральщиками, катерами и турбоэлектроходом «Иосиф Сталин» вновь отправился на Ханко. Поход осложнялся плохим техническим состоянием механизмов корабля. Давно не чищенные котлы были сильно засолены, а биение погнутого правого вала вызывало сильный нагрев дейдвудных подшипников. В море «Стойкому» пришлось лечь в дрейф и менять подшипник — эта операция, выполненная силами экипажа, заняла всего 16 минут!
Под огнем противника эсминец взял около тысячи солдат с полной боевой выкладкой и двинулся в обратный путь. 5 декабря он находился на траверзе маяка Сейвисто, когда с берега по нему открыли огонь 8-дюймовые вражеские батареи. Ситуация осложнялась тем, что «Стойкий» находился среди сплошных льдин толщиной 12 — 15 см и не мог маневрировать (отряд полз за ледоколом с черепашьей скоростью). Эсминец ответил главным калибром, выпустив 68 снарядов, после чего неприятельские пушки замолчали.
Корабли благополучно вернулись в Ленинград, и 9 декабря «Стойкий» встал на ремонт на заводе № 194.
В походах к Ханко и Гогланду эсминцу приходилось неоднократно отражать воздушные атаки, сбрасывать глубинные бомбы в районах, где предположительно видели перископы подводных лодок.
Всего за кампанию 1941 года «Стойкий» прошел 7530 миль, в том числе 4055 миль после 22 июня. Корабль выставил 280 мин и минных защитников, сбросил 124 глубинные бомбы, выпустил более 1200 снарядов главного калибра, перевез 1,5 тысячи бойцов гарнизона Ханко. За успешное выполнение поставленных задач 3 апреля 1942 года эсминец «Стойкий» был удостоен гвардейского звания.
Правда, на этом его активная служба закончилась. До 1944 года в море корабль не выходил, а стоял на Неве и Большой Невке. За 1942 год он выполнил 3 стрельбы, выпустив всего 54 фугасных снаряда, за 1943 год — 6 стрельб (из них 5 учебных и лишь одну боевую), истратив 94 снаряда. В отражении авианалетов эсминец последний раз участвовал в день присвоения ему гвардейского звания — тогда из крупнокалиберного пулемета был сбит немецкий бомбардировщик.
13 февраля 1943 года в память о погибшем командующем эскадрой (его автомобиль при следовании в Кронштадт по льду попал в полынью) «Стойкий» был переименован в «Вице-адмирал Дрозд».
В годы войны эсминцем командовали капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) Б.П.Левченко (до 28.3.1943) и капитан 3 ранга Д.Л.Кутай (до конца войны).