«Сильный»
Принят госкомиссией 31 октября 1940 года, официально включен в состав ОЛС КБФ 12 апреля 1941 года. Вместе со «Стойким», «Сторожевым» и «Сердитым» 14 июня перешел из Таллина в Усть-Двинск.
В первые дни войны участвовал в минных постановках в Ирбенском проливе, 27 — 28 июня конвоировал крейсер «Киров», отражал воздушные налеты.
Утром 6 июля отряд в составе эсминцев «Сильный», «Сердитый», «Энгельс» и сторожевого корабля «Туча» вышел на очередное задание. На палубе «Сильного» находилось 70 мин заграждения. При входе в Ирбенский пролив в 12.29 с «Сердитого» прямо по курсу обнаружили мачты, а затем силуэты трех вражеских кораблей. Командир 2-го дивизиона эсминцев капитан 2 ранга Г.С.Абашвили, находившийся на «Сердитом», приказал обеим «семеркам-У» увеличить ход до 23 узлов и следовать курсом 227° навстречу неприятелю; «Энгельс» и «Туча» остались за кормой.
В 13.09 с дистанции 112 кбт противник открыл огонь, через 3 минуты ответил «Сердитый», в 13.16 — «Сильный». Немецкие снаряды поначалу падали с большими недолетами, наши же эсминцы, по сообщениям управлявших огнем командиров БЧ-II, со второго-третьего залпа перешли на поражение, вызвав пожары и взрывы на вражеских кораблях. В то же время вести бой с минами на палубе было рискованно, и командир «Сильного» капитан 3 ранга С.С.Комаров приказал сбросить их за борт. Но полностью освободиться от опасного груза не успели: в 13.19 105-мм снаряд угодил в корму эсминца. Взрывом убило четверых и ранило семь краснофлотцев, повредило 4-е 130-мм орудие, разбило бочку со смесью для дымовых завес. Но главная опасность таилась в том, что осколок пробил корпус одной из якорных мин, и та загорелась. Еще чуть-чуть — и мог бы раздаться гибельный для корабля взрыв. К счастью, находившиеся поблизости краснофлотцы В.Карпов, В.Александров и раненый И.Уложенко не растерялись и сбросили горевшую мину за борт. Через неделю все трое были награждены орденами Красного Знамени.
«Сильный» резко изменил курс и поставил дымзавесу, через 2 минуты то же самое сделал и «Сердитый». К тому времени до неприятеля оставалось 87 — 88 кбт, и наши корабли решили отойти на более безопасное расстояние. «Сильный» закончил сбрасывать мины в 13.35, но лишь в 14.45 эсминцы получили приказ от находившегося на сторожевом корабле «Туча» командующего отрядом капитана 1 ранга В.Е.Хорошхина повернуть на зюйд-вест, догнать и добить врага. Увы, найти противника не удалось, пришлось возвращаться в базу. «Сильный» в этом бою выпустил 33 130-мм снаряда.
Так с кем же сражались советские эсминцы в Ирбенском проливе 6 июля 1941 года? Наши моряки опознали корабли противника как вспомогательный крейсер и 2 эсминца (миноносца) типа «Ягуар». По всплескам определили, что вспомогательный крейсер вел огонь из 6-дюймовых орудий. Считалось, что немцы понесли серьезные потери. В рапорте командира «Сердитого» говорилось, что в 13.20 головной миноносец был накрыт залпом, «прекратил огонь, обволокся дымом и в дальнейшем в ходе боя больше не обнаруживался (возможно, затонул)».
Однако после войны выяснилось, что противниками наших кораблей были плавбаза MRS-11 и тральщики М-23 и М-31 (По некоторым данным М-23 в бою не участвовал), имевшие в бортовом залпе 7 105-мм орудий (3 на плавбазе и по 2 на тральщиках). По немецким данным, они выпустили 198 105-мм снарядов, добились одного попадания (в «Сильный»), сами никаких повреждений не получили и благополучно прибыли в оккупированный Усть-Двинск.
В июле «Сильный» совершил еще несколько походов в Моонзунд и Рижский залив, но в районе банки Норвейн коснулся винтами грунта (или затонувшего судна) и ушел в Кронштадт для ремонта. Как и в случае со «Стойким», на нем одновременно установили 2 дополнительных 37-мм автомата 70-К. 23 августа эсминец вышел из дока, а через два дня он уже совместно со «Стойким» обстреливал неприятельские позиции на побережье Выборгского залива. За 3 последующих дня он выпустил более 500 130-мм снарядов...
В начале сентября «Сильный» участвовал в постановке минных заграждений в Финском заливе. За 5 выходов в море им было выставлено 196 мин и 130 минных защитников. 15 сентября эсминец прибыл в Ораниенбаум, откуда с помощью корректировочного поста вел огонь по наступавшим гитлеровским войскам. До 20 сентября он выпустил еще 500 снарядов главного калибра, но из-за усилившихся обстрелов и авианалетов на незащищенную гавань Ораниенбаума корабль вынужден был уйти в Кронштадт.
21 сентября Кронштадт подвергся жесточайшей бомбардировке, в которой участвовало до 180 бомбардировщиков люфтваффе. В 13.15 на «Сильный» начали пикировать 9 «юнкерсов». Один самолет был сбит зенитным огнем, но попаданий избежать не удалось: 100-кг бомба угодила в кормовую надстройку в район 159 — 166-го шпангоутов; еще несколько разорвались в 10— 15 м от корабля, осыпав его осколками. Кормовая часть корпуса получила сильные повреждения, вспыхнул пожар. 7 человек из экипажа погибли, 27 ранило.
Во избежание взрыва кормовые погреба боезапаса № 3, 4, 5 и 7 немедленно затопили, затем взялись за тушение пожара. Вечером эсминец перешел с рейда в гавань и ошвартовался у стенки Морского завода. В октябре «Сильный» под одной машиной прибыл в Ленинград и встал на основательный ремонт на Балтийском заводе.
12 декабря эсминец опять понес потери: во время обстрела территории завода в корабль попал снаряд калибром около 5 дюймов. Взрывом в районе 173-го шпангоута убило двух и ранило 7 человек, повредило 4-е 130-мм орудие, перебило кабели, изуродовало палубу и часть кормовой надстройки.
Ремонт «Сильного» завершился 30 декабря, но его дальнейшая служба до конца войны проходила лишь в Ленинграде и Кронштадте. В апреле 1942 года эсминец повредило во время очередного артобстрела, но его быстро отремонтировали. 24 апреля огнем из корабельного 37-мм автомата был сбит немецкий самолет, упавший на территорию Адмиралтейского завода.
В ночь на 25 июля эсминец перешел в Кронштадт. Там вместо 45-мм пушек на нем установили еще два 37-мм автомата (теперь его зенитное вооружение включало 2 76-мм орудия 34-К, 4 37-мм пушки 70-К, 2 20-мм «эрликона», 1 счетверенный 12,7-мм «виккерс» и 4 12,7-мм пулемета ДШК). В течение второй половины 1942-го и весь 1943 год боевых стрельб «Сильный» не проводил.
В январе 1944 года артиллерия эсминца поддерживала проведение Красносельско-Ропшинской операции (выпущено около 400 130-мм снарядов). А 10 июня «Сильный» сделал свои последние залпы: находясь в Кронштадте, он с помощью корпоста обстреливал позиции финнов на Карельском перешейке. С ноября 1944 года до конца войны эсминец ремонтировался на Балтийском заводе.
В годы войны «Сильным» командовали капитан 3 ранга С.С.Комаров (до 16.8.1941), капитан 3 ранга А.Е.Шомраков (до июня 1942 г.), капитан 3 ранга А.А.Маклецов (до 30.9.1943) и капитан 3 (затем 2) ранга К.К.Черемхин.