«Сердитый»

 

Принят госкомиссией 15 октября 1940 года, включен в состав ОЛС КБФ 12 ап­реля 1941 года (вместе со «Стороже­вым», «Стойким» и «Сильным»).

В первые дни войны он действует бок о бок с систершипами 2-го дивизиона, участвует в минных постановках. 6 июля 1941 года во время боя в Ирбенском про­ливе выпустил 115 130-мм снарядов.

В ночь на 18 июля «Сердитый» под флагом командующего ОЛС контр-адми­рала В.П.Дрозда вместе со «Стерегу­щим» прикрывал минную постановку, выполненную сторожевыми кораблями «Туча» и «Снег». К 14.00 «Сердитый» вер­нулся на Кюбассаарский рейд, но полу­чил сообщение об обнаруженном авиа­цией вражеском конвое и тут же лег на обратный курс. Он шел 20-узловым хо­дом, чтобы дождаться спешно возвращав­шегося из Моонзунда «Стерегущего».

Из-за несогласованности действий флота и морской авиации оба эсминца подверглись атаке своих же самолетов. Но если сброшенные в 15.31 на «Стере­гущий» 8 бомб не причинили вреда, то 4 бомбы с самолета СБ взорвались у самого борта «Сердитого». Осколки пробили борт, вывели из строя один котел, оба дальномера в КДП, убили одного и рани­ли троих моряков.

С 16.40 до 17.13 бой с транспортами и катерами противника вел один «Стере­гущий». «Сердитый» присоединился к нему в 17.24, когда противник окончатель­но скрылся из виду. Обратный путь на­ших кораблей сопровождался многочис­ленными налетами вражеских бомбарди­ровщиков. Только на «Сердитый» было сброшено 104 бомбы, но, к счастью, ни одна не причинила повреждений.

Зато на следующий день удача изме­нила эсминцу. 19 июня «Сердитый» сто­ял на якоре на рейде Хельтермаа у ос­трова Даго. В 19.10 на него внезапно спикировали 4 «Юнкерса-88». Корабль успел открыть огонь, дать малый ход и положить руль лево на борт, но было поздно. Одна бомба задела КДП, проби­ла мостик, полубак, верхнюю палубу и взорвалась во 2-й жилой палубе в рай­оне 52 — 55-го шпангоутов. Силой взры­ва разрушило 1-е котельное отделение, от сотрясения вылетели из гнезд авто­матические предохранители и аккумуля­торы аварийного освещения, из-за чего все внутренние помещения погрузились в темноту.

Вторая бомба взорвалась рядом с ле­вым бортом, из-за чего в обшивке меж­ду 50-м и 58-м шпангоутами образова­лась пробоина площадью 4x5 м. Давле­ние забортной воды вытеснило из цис­терн мазут, тот загорелся, пожар быст­ро охватил всю носовую надстройку и оба котельных отделения первого эшелона.

Экипаж пытался бороться за живу­честь корабля (в частности, затопили кормовые погреба 130-мм боезапаса), но отсутствие электроэнергии не оставило шансов на успех. Пожар продолжал рас­пространяться в корму, из-за чего про­изошел взрыв боезапаса в кранцах пер­вых выстрелов и глубинных бомб в бом­босбрасывателях. Вся корма от 180-го шпангоута была полностью разрушена, эсминец лег на правый борт — из-за не­большой глубины левый остался над во­дой. После авианалета «Сердитый» про­держался на плаву 1 час 10 минут. Эки­паж погибшего корабля сняли эсминцы «Стерегущий» и «Гордый».

В 1949 — 1952 годах остов «Сердито­го» подняли по частям и отбуксировали в Таллин для разделки на металл.

Командовал кораблем капитан-лейте­нант А.Г.Письменный.