«Славный»
Принят госкомиссией 31 мая 1941 года, вступил в строй 5-го дивизиона эсминцев КБФ 19 июня. Базировался на Кронштадт.
Начало войны эсминец встретил в море — у полуострова Ханко. 27 и 29 июня он дважды выходил на минные постановки, 1 июля вместе со «Свирепым» сопровождал линкор «Октябрьская Революция» при его переходе из Таллина в Кронштадт. В ходе выполнения этих операций «Славный» 4 раза обнаруживал подводные лодки, проводил бомбометания и даже обстреливал их ныряющими снарядами.
До 16 июля находился о Кронштадте, с 18 июля по 28 августа — в Таллине. Он активно участвует в обороне главной базы флота, регулярно проводит стрельбы по береговым целям и отражает воздушные атаки. За это время комендоры эсминца выпустили 416 130-мм, 153 76-мм, 228 45-мм снарядов и более 1000 12,7-мм пуль. При отражении одного из авианалетов он смог развести пары за рекордное время—17 минут. Несмотря на то, что «Славный» многократно служил целью для немецкой авиации и осадной артиллерии, лишь однажды (26 августа) он получил незначительные повреждения от близких разрывов бомб.
Вечером 28 августа корабль в составе отряда охранения вышел из Таллина в Кронштадт. У мыса Кери в 18.00 и 18.32 отряд дважды подвергался атакам люфтваффе. Эсминец вел интенсивный зенитный огонь, заставивший «юнкерсы» уклониться и уйти, не сбросив бомб. В 18.47 он сделал 39 выстрелов главным калибром по якобы немецким торпедным катерам, которые тут же скрылись (судя по всему, катера были наши, так как, по опубликованным за рубежом данным, атак немецких или финских катеров на советские корабли в то время не было).
В 20.23 в тралящей части паравана с правого борта взорвалась мина, а в 21.35 — вторая. Оба взрыва произошли на расстоянии 10 — 15 м от правого борта — сначала напротив центрального артиллерийского поста, затем — в районе 1-го котельного отделения. Обшивка во многих местах была вдавлена внутрь, через разошедшиеся заклепочные швы начала поступать вода (вскоре оказались затопленными помещение ЦАП, 2-й и 6-й артпогреба, междудонные цистерны 1-го котельного отделения). От сильного сотрясения вышли из строя оба 4-метровых дальномера, заклинило механизмы горизонтального наведения одного 76-мм и одного 45-мм орудия, отказали многие вспомогательные механизмы и почти все электронавигационные приборы. «Славный» стал на якорь и вновь двинулся в путь в 6.00 следующего дня. Прибыл в Кронштадт он только вечером 29 августа, по пути отразив еще 3 воздушных налета. Расход боеприпасов за переход составил 140 76-мм и 166 45-мм снарядов и 744 12,7-мм патрона.
21 сентября только что отремонтированный «Славный» находился на Кронштадтском рейде в готовности № 1. После сигнала воздушной тревоги он снялся с якоря и начал маневрировать на акватории рейда, что позволило уклониться от всех бомб, сброшенных на корабль дюжиной «юнкерсов». Во время второго, еще более массированного авианалета одна бомба все же разорвалась в опасной близости (10— 15 м) от левого борта в районе 2-го котельного отделения. Осколками перебило паропровод перегретого пара, в результате чего пострадало 3 человека (один умер от ожогов); еще трое были ранены осколками.
Воздушные налеты на Кронштадт продолжались до 4 октября. За это время «Славный» выпустил 556 76-мм и 825 45-мм снарядов, а также 1905 12,7-мм пуль. На его счету — один сбитый самолет. Повреждений от бомб больше он не имел, но зато 2 октября пострадал от осколков разорвавшегося в воде дальнобойного снаряда.
В течение октября эсминец находился на Северном и Большом Кронштадтском рейдах, откуда выполнил 33 стрельбы по приближавшимся к Ленинграду немецким войскам (сделано 409 выстрелов главным калибром).
1 ноября «Славный» вместе со «Стойким» и «Марти» совершил поход на Ханко, где принял на борт 657 человек с вооружением и личными вещами; 4 ноября он доставил их в Ленинград. На обратном пути по роковой случайности эсминец главным калибром потопил возвращавшийся с Ханко наш морской охотник МО-112, ошибочно приняв его за финский торпедный катер.
11 ноября эсминец у Кронштадта намотал на левый винт сорванную противолодочную сеть, что потребовало докования. Затем он конвоировал транспорты к Готланду, а 29 ноября вторично отправился к Ханко. Под неприятельским огнем на корабль погрузились 856 бойцов, и он лег на обратный курс. Ночью 3 декабря следовавший вместе со «Славным» турбоэлектроход «Иосиф Сталин» подорвался на двух минах; эсминец пытался оказать ему помощь, однако новый взрыв разрушил нос лайнера и оборвал заведенный на него буксир. В 8.15 «Славный» сам оказался в аварийном состоянии: из-за разрыва цепи Галля у него заклинило руль. Пришлось управляться машинами, двигаясь со скоростью 3 — 4 узла. Несколько раз корабль попадал под обстрел вражеских батарей, а в довершение едва не был затерт льдами. Лишь вечером 5 декабря завершился неимоверно трудный поход, и эсминец ошвартовался в Кронштадте. 16 декабря он перешел в Ленинград, где вскоре был поставлен на ремонт на заводе № 196.
Всего за полгода войны «Славный» прошел 3707 миль за 67 ходовых дней, выпустил 966 130-мм и 1003 76-мм снаряда.
В 1942 и 1943 годах эсминец непосредственно в боевых действиях не участвовал, за исключением отражения нескольких воздушных налетов. В мае 1942-го он перешел в Кронштадт. 25 октября в шпилевое отделение корабля попал 8-дюймовый снаряд, повредивший оборудование полубака. В начале ноября «Славный» вернулся в Ленинград, где простоял весь следующий год. 1 мая 1943 года в надстройку в районе 3-го котельного отделения попал еще один немецкий снаряд, вызвавший повреждения, убивший 7 и ранивший 5 человек. В ходе ремонта эсминца в августе на нем установили ГАС «Асдик».
В 1942— 1943 годах комендоры «Славного» проводили лишь учебные стрельбы (израсходовано 100 130-мм снарядов). Последний раз открыть огонь по неприятелю им довелось 10 июня 1944 года во время Выборгской наступательной операции.
В годы войны эсминцем командовали капитан 3 (затем 2) ранга М.Д.Осадчий (до 7.3.1944) и капитан 3 (затем 2) ранга Н.Н.Ротинов.