«Свирепый»
К началу Великой Отечественной войны эсминец проходил приемосдаточные испытания, которые пришлось срочно сократить. Приемный акт был подписан 22 июня 1941 года, официальное включение в состав 4-го дивизиона эскадренных миноносцев КБФ состоялось 18 июля, хотя фактически корабль включился в боевую деятельность раньше, с первых дней войны.
Уже 1 — 2 июля «Свирепый» обеспечивал переход из Таллина в Кронштадт линкора «Октябрьская Революция». С 12 по 19 июля он действовал в Рижском заливе и Моонзунде, где многократно подвергался воздушным атакам (до 8 раз за день), но избежал значительных повреждений. Его зенитчики выпустили более 360 76-мм, столько же 45-мм снарядов и более 800 12,7-мм пуль. Кроме того, «Свирепый» вел огонь и главным калибром: ныряющими снарядами (22 выстрела 14 июля) по подводной лодке и фугасными по неприятельским позициям (18 июля при поддержке десанта на остров Виртсу).
20 июля эсминец перешел в Таллин. В Моонзунде его пытались атаковать немецкие торпедные катера, но огонь главного калибра (сделано 14 выстрелов) вынудил «шнелльботы» поставить дым-завесу и ретироваться.
После докования «Свирепый» активно участвовал в обороне главной базы флота, провел 25 стрельб главным калибром по наступавшим немецким войскам.
В печально известном Таллинском переходе эсминцу повезло: его миновали бомбы, мины и снаряды береговых батарей. Единственным повреждением стал временный отказ электропривода рулевого управления — от сотрясения корпуса в результате близких разрывов бомб вырвало клапан дымовой аппаратуры ДА-2, румпельное отделение заполнилось дымом, разъевшим обмотку электродвигателя... Аварию ликвидировали, после чего «Свирепый» некоторое время буксировал поврежденный эсминец «Гордый». При отражении воздушных атак он израсходовал 529 76-мм, 627 45-мм снарядов и 2822 12,7-мм патрона. В 23.00 29 августа корабль стал на якорь на Большом Кронштадтском рейде.
В течение сентября «Свирепый» провел 13 стрельб главным калибром по гитлеровским войскам, неоднократно отражал авианалеты. Массированные бомбардировки Кронштадта 21 — 23 сентября не причинили ему вреда, но 1 октября в него попал 8-дюймовый снаряд. В результате взрыва, происшедшего в кормовой надстройке в районе 159 — 169-го шпангоута, вышло из строя одно 76-мм орудие, торпедный аппарат, оказался разрушен ряд помещений. Убило 5 и ранило 3 человека. Капитальный ремонт отложили на будущее, и уже 4 октября эсминец снова занял огневую позицию. За последующие полтора месяца он провел 51 обстрел вражеских позиций.
С 23 ноября по 6 декабря «Свирепый» совершил 3 рейса к Гогланду и прикрывал экспедицию, пытавшуюся спасти подорвавшийся транспорт «Иосиф Сталин». Дважды попадал под обстрел вражеских батарей, но остался невредимым. 12 декабря перешел из Кронштадта в Ленинград и под самый Новый год был поставлен на ремонт на заводе № 189.
Всего за кампанию 1941 года «Свирепый» прошел 3002 мили, выполнил 103 стрельбы по береговым целям, выпустил 1072 130-мм, 1061 76-мм и 1118 45-мм снарядов, 3622 12,7-мм пули, сбросил 18 глубинных бомб.
В дальнейшем интенсивность использования корабля резко снизилась. В 1942 — 1943 годах он находился в Ленинграде, участвуя лишь в отражении воздушных налетов. Главным калибром за два года было проведено 13 стрельб — из них 12 учебных и всего одна боевая (в феврале 1943 года, выпущено 120 130-мм снарядов). За все время эсминец получил лишь незначительные повреждения от близких разрывов трех авиабомб, упавших 4 апреля 1942 года в 3,5 — 8 м от левого борта в районе 160 — 170-го шпангоутов.
В январе 1944 года «Свирепый» активно участвовал в артиллерийской поддержке нашего наступления под Ленинградом. Это были его последние боевые залпы.
В годы войны эсминцем командовали капитан-лейтенант П.Ф.Мазепин (до 21.9.1941), капитан 3 ранга Ю.А.Польский (до 14.10.1941), капитан 2 ранга Е.П.Збрицкий (до 13.5.1943) и капитан 3 (затем 2) ранга Л.Е.Родичев.