«Строгий» и «Стройный»
Последние две «семерки-У» завода имени А.А.Жданова к началу войны находились в достройке: «Стройный» готовился к швартовым испытаниям, на «Строгом» заканчивался монтаж турбин и валопроводов. Загруженность завода, затем начавшаяся блокада Ленинграда не позволили быстро завершить работы, тем не менее уже 30 августа 1941 года оба недостроенных эсминца подняли флаги, а в сентябре были условно приняты в состав ВМФ.
Правда, к тому времени их экипажи уже имели боевой опыт. Зенитчики «Строгого» впервые открыли огонь из 45-мм орудий 2 августа, отразив налет 12 бомбардировщиков, а с 30 августа заговорили и 130-мм орудия обоих кораблей. В течение сентября «Строгий», отбуксированный на огневую позицию в район Невского лесопарка, выполнил 118 стрельб по гитлеровским войскам и сбил один вражеский самолет (из крупнокалиберного пулемета). «Стройный» перешел своим ходом (у него действовал один ГТЗА) к Усть-Ижорской верфи, откуда также вел обстрел неприятеля. Позже «Строгий» перебазировался на новую позицию в верховье Невы.
Окончательно оба эсминца были достроены к 15 сентября 1942 года. Правда, ходовые и приемосдаточные испытания в условиях блокады решили не проводить. До конца войны корабли оставались на Неве, активно участвуя в огневой поддержке наших войск и контрбатарейной борьбе. «Строгий» за время блокады выпустил по врагу 4669 130-мм снарядов, «Стройный» только за один день 15 января 1944 года — 330.
После окончания войны, с августа по октябрь 1945 года, эсминцы прошли испытания по полной программе и официально вошли в состав КБФ.
В годы войны «Строгим» командовали капитан 3 (затем 2) ранга Ф.Ф.Тыршклевич (до 20.11.1942) и капитан 3 (затем 2) ранга В.Р.Новак; «Стройным» — капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) А.Н.Гордеев (с 27.6.1941 по 17.2.1942 и с сентября 1944 до конца войны), капитан-лейтенант И.Г.Максименко (с 17.2.1942 по 5.4.1942 временно исполняющий должность) и капитан 3 ранга Г.И.Моторов (с 5.4.1942 по сентябрь 1944).