Проект 32
Появление ракетно-ядерного оружия в 50-е годы коренным образом изменило взгляды на военно-морскую стратегию и тактику. Командование ВМФ посчитало целесообразным иметь в составе каждого из флотов по одному специализированному быстроходному судну, способному оказать эффективную помощь боевым кораблям, подвергшимся воздействию оружия массового поражения. Строить такие суда заново было слишком накладно, поэтому их решили создать на базе устаревших боевых единиц. Из последних наиболее подходящими оказались «семерки-У». Так появился проект 32, предусматривавший глубокую модернизацию эскадренного миноносца в спасательно-дезактивационный корабль.
Согласно замыслу эскадренный спасатель проекта 32 должен был проводить радиационную, химическую и бактериологическую разведку в районе применения ядерного или другого оружия массового поражения, буксировать поврежденные корабли (до легкого крейсера включительно) из зараженной зоны, помогать личному составу пораженных кораблей в борьбе с водой и пожарами,
проводить дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию внутренних помещений, оказывать помощь раненым. Кроме того, предусматривалась возможность проведения водолазных работ у борта поврежденного корабля. Способен был корабль проекта 32 помогать и экипажам затонувших подводных лодок: вентилировать отсеки, подавать на глубину воздух высокого давления, средства регенерации и индивидуальные спасательные приборы, обеспечивать эвакуацию людей из отсеков с небольшой глубины с помощью спасательных беседок.
На Черном море по проекту 32 переоборудовали «Сообразительный». Его поставили на очередной капитальный ремонт на севастопольском заводе № 497 (бывший № 201) имени С.Орджоникидзе еще в декабре 1951 года; переделка в спасатель началась несколько позже. Эсминец разоружили: торпедные аппараты сняли, а прежнюю артиллерию заменили на две спаренные 57-мм артустановки ЗИФ-31БС с автоматическими прицелами АМЗ-57-2. Ходовой мостик расширили, установили ветроотбойники. Мачта стала треногой; на ней разместили антенны отечественных РЛС. На палубе и стенках основательно изменившихся надстроек смонтировали различное специальное оборудование — баллоны для сжатого воздуха, декомпрессионные камеры, лебедки, вьюшки для троса, устройства для спуска водолазов. Длина корпуса увеличилась на 0,8 м из-за установки носового роульса цепного охранителя ЦОК-2 и ската за транцем для кормового якоря Холла массой 1500 кг.
В ходе ремонта «Сообразительному» сначала присвоили наименование СДК-11 (спасательно-дезактивационный корабль), но затем решили новый класс кораблей официально не создавать, а причислить его к спасательным судам. В итоге бывший эсминец вышел 17 августа 1958 года на госиспытания под именем СС-16. Приемный акт был подписан в Севастополе 30 сентября. Продолжительность ремонта и переоборудования составила 6 лет 10 месяцев и 16 дней — на 4 месяца больше запланированного срока. На Балтике по проекту 32 переоборудовали «Стройный» (СДК-10, затем СС-17) и «Строгий» (СДК-13, СС-18). Последний по завершении модернизации перевели по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот. Таким образом «Строгий» стал единственной «семеркой-У», вышедшей за пределы акваторий Черного и Балтийского морей.
Для Тихоокеанского флота по аналогичному проекту 32-А перестроили эсминец проекта 7 «Расторопный». Работы проводились на Дальзаводе во Владивостоке в 1956—1958 годах. Первоначально ему присвоили наименование СДК-12, но в море он вышел уже под именем СС-19.
Корабли проекта 32 и 32-А недолго служили по своему основному назначению: в 1963 году их переоборудовали в корабли-цели либо плавучие мишени для испытаний ракетного оружия. В год 20-летия Победы над Германией группа ветеранов-черноморцев направила в Главный штаб ВМФ коллективное письмо с предложением сохранить бывший «Сообразительный» в качестве корабля-памятника, но идея была отвергнута. В ответе, подписанном адмиралом флота С.Г.Горшковым, говорилось:
«Восстановление гвардейского эскадренного миноносца «Сообразительный» для организации на нем филиала музея Черноморского флота считаю нецелесообразным... В Севастополе имеется значительное число музеев и исторических памятных мест, с помощью которых можно успешно пропагандировать боевые традиции Черноморского флота. Затраты на восстановление и содержание корабля-музея велики и особенно в условиях Севастополя не были бы оправданы».
Справедливости ради следует сказать, что в 1965 году «Сообразительный», являвшийся к тому времени судном-целью ЦЛ-3, действительно внешне мало напоминал эсминец, и возвращение его в первозданный вид было делом непростым. В итоге последнюю из «семерок-У» исключили из состава флота и в 1966 — 1968 годах разобрали на металл в Инкермане.
Тактико-технические характеристики спасательно-дезактивационного корабля СС-16 (1958 г.)
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Размерения: длина наибольшая 113,3 м, длина по ватерлинии 109 м,
ширина 10,2 м,
осадка в полном грузу корпусом 4,32 м, по винтам 5,21 м, по опущенному обтекателю ГАС 5,49 м.
Водоизмещение: стандартное 2064 т, нормальное 2340 т, полное 2617т.
Метацентрическая высота при стандартном водоизмещении 0,7 м, при нормальном — 0,89 м, полном — 0,99 м.
МЕХАНИЗМЫ
Тип энергетической установки: 2 ГТЗА «Парсонс» и 4 котла 7У-бис.
Мощность (расчетная): 48 000 л.с. при 378 об/мин.
Запас топлива (полный): 473 т.
Скорость полного хода: 34,8 узла.
Дальность плавания 20-узловым ходом (расчетная): 2200 миль.
Циркуляции: на полном ходу при положении руля 25° — 8,3 кбт, крен 7°.
Электростанция: 2 турбогенератора ТД-100 мощностью по 100 кВт и 2 дизель-генератора ДГ-75
мощностью по 75 кВт.
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерийское: 2x2 57-мм автоматические установки ЗИФ-31БС (боезапас 2184 снаряда в двух погребах и 384 снаряда в кранцах первых выстрелов).
Противолодочное: 2 бомбосбрасывателя на 10 глубинных бомб.
Химическое: дымоаппаратура ДА-1 и 20 дымовых шашек МДШ.
Противоминное: размагничивающая обмотка и цепной охранитель ЦОК-2.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Дезактивационное оборудование: корабельная дозиметрическая установка КДУ-13, 2 станции дегазации и дезактивации 2Д.
Противохимическое оборудование: автоматический сигнализатор отравляющих веществ АСОВ-1, контрольный химический пост КХП, 6 фильтров ФВУ, 6 водонепроницаемых кранцев для приборов ДПК, 11 металлических ящиков для комплектов КДК, 20 креплений бочек Л-250 с жидкими дегазирующими веществами.
Противопожарные средства: 2 насоса, 5 лафетных стволов, 16 рожков для подачи воды, цистерна с пенообразователем емкостью 5 м3.
Спасательные средства: 1 буксирная 12-тонная лебедка, 1 электрическая лебедка, 2 грузовые стрелы, 2 спасательные беседки, устройство для спуска шланга отсоса, 2 поточно-декомпрессионные камеры, 1 малая декомпрессионная камера, 6 спасательных плотов СПС-12 и 6 надувных плотов СП-10.
Средства для откачки воды на аварийных судах: 4 водоотливных эжектора, 3 мотопомпы.
Система сжатого воздуха: 3 компрессора, 8 баллонов по 400 л и 1 баллон в 150 л воздуха высокого давления, 3 баллона по 250 л воздуха среднего давления, 2 фильтра забора воздуха.
Шлюпки: 2 шестивесельных яла с подвесными моторами, 1 командирский катер проекта 378.
СРЕДСТВА НАБЛЮДЕНИЯ, НАВИГАЦИИ И СВЯЗИ
Радиолокационные станции: РЛС обнаружения «Линь-М», навигационная РЛС «Створ», РЛС опознавания «Нихром».
Гидроакустическая станция: «Тамир-5Н».
Радиопеленгатор: РПН-50-01.
Штурманское оборудование: 1 компас КПМ - 1М, 2 компаса КПМ-3М, гирокомпас «Курс-3» и 5 репитеров, курсограф, эхолот НЭЛ-5, лагЛГ-50, инфракрасная аппаратура совместного плавания «Огонь-50».