Постройка
Первый корабль — «Пересвет» — заложили 9 ноября 1895 года в старом деревянном эллинге Балтийского завода. Его строителем был корабельный инженер В.Х.Оффенберг. В тот же день в большом каменном эллинге Нового Адмиралтейства состоялась закладка второго однотипного броненосца — «Осляби». Механизмы для обоих кораблей заказали Балтийскому заводу—для «Пересвета» 19 декабря 1895 года, а для «Осляби» — 22 декабря. По предварительным расчетам 1896 года стоимость одной индикаторной силы мощности механизмов «Пересвета» должна была составить 214 рублей — чуть больше, чем на крейсере «Россия» (210 руб. 50 коп.), хотя вес трех машин броненосца был на 12% больше, чем у крейсера, при одинаковой мощности. На «Ослябе» одна индикаторная сила должна была стоить 219 рублей в связи с постройкой корабля не на Балтийском заводе, а на Адмиралтейском.
28 октября 1897 года МТК решил усилить мелкую артиллерию «Пересвета». К этому времени патронные погреба уже были готовы и началась переделка, обошедшаяся в 3942 руб. 7 мая 1898 года «Пересвет» спустили на воду в присутствии государя императора. 3 ноября броненосец ушел в Кронштадт. Сборка башен задерживалась большим опозданием поставки брони. Не выдерживались и сроки изготовления артиллерии. В начале апреля 1900 года управляющий Морским министерством для ускорения достройки «Пересвета» приказал передать на этот броненосец орудия, предназначавшиеся для крейсера «Паллада».
Строителем «Осляби» сначала назначили корабельного инженера А.И.Мустафина, затем его сменил А.Е. Леонтьев. Наблюдающим за постройкой механизмов для броненосца был старший инженер-механик Г.И.Калиновский. Работы в Новом Адмиралтействе продвигались значительно медленнее, чем на головном корабле. Причины отставания — задержки в получении штевней с завода Пульмана, установке и расточке кронштейнов гребных винтов и многое другое. 27 октября 1898 года «Ослябю» спустили на воду. Началась установка броневых плит каземата и верхнего пояса брони, монтаж орудийных башен, их подачных труб и расточка погонов для шаровых подшипников поворота башен. 24 августа 1899 года в мастерской Балтийского завода собрали и «опробовали проворачиванием» три главные машины броненосца.
Главный корабельный инженер С.-Петербургского порта Н.Субботин в феврале 1900 года подал специальную записку о ходе работ на «Ослябе». В ней указывались причины срыва всех сроков готовности корабля: «Медленность в устройстве водоотливной системы из-за выполнения несколькими фирмами: один делает турбины, другой трубы, третий электромоторы. Появляются вопросы, нарождается переписка, объяснение, обсуждение, а дело стоит. Какая громадная разница с Балтийским заводом. Там все в одних технических руках, да и завод обладает в сто раз большими средствами для исполнения работ. Что на Балтийском заводе решается и выполняется в месяц, то в Адмиралтействах потребует шесть месяцев, если не более. Пока главные устройства и системы не будут выполняться одной фирмой без дробления одной и той же работы ради некоторой экономии в расходах между несколькими, часто малоопытными в сложных судовых работах контрагентами, достройка судов в казенных Адмиралтействах будет идти черепашьими шагами». Действительно, чисто казенная организация производства в Новом Адмиралтействе отличалась медлительностью, огромными накладными расходами и отсутствием материальной заинтересованности работников в увеличении производительности, что постоянно превращало создание кораблей в «долгострой».
12 июля 1900 года МТК принял решение грот-мачту с «Осляби» удлинить и поставить на «Победу». Главные машины, изготовленные на Балтийском заводе, были смонтированы, и вскоре «Ослябя» перешел в Кронштадт с установленными башнями без орудий. 23 августа 1900 провели испытания на швартовах главных машин корабля. В феврале — апреле 1901 года броненосец находился в Александровском доке Кронштадта, где шли работы по установке недостававшей брони и тиковой обшивки. Обнаружились деформации во флорах, хотя киль и стрингеры не прогибались. В связи с этим специальная комиссия сделала вывод, что днищевой набор данного типа кораблей слаб. В течение 1901 года установили медную подводную обшивку и минные аппараты, но выход на ходовые испытания пришлось перенести на следующий год из-за неготовности рулевого устройства.
После утверждения «программы для нужд Дальнего Востока» было принято решение о постройке на Балтийском заводе еще одного корабля данного типа. 11 января 1898 года ему присвоили название «Победа». На новом броненосце отказались от деревянной и медной обшивки в подводной части, высоту жилой палубы снизили на 356 мм. Это позволило уменьшить вес корпуса до 4798 т (против 4956 т на «Пересвете»), увеличить нормальный запас угля с 1046 до 1142 т, а полную вместимость угольных ям — с 2058 до 2155 т. Бронирование усилили за счет замены гарвеевских плит крупповскими. Отказавшись от предусматривавшейся проектом «Пересвета» кормовой боевой рубки, оставили только носовую, применив для ее защиты также крупповские плиты и увеличив их толщину до 229 мм. В качестве горизонтальной защиты применили палубную броню из более прочной хромоникелевой стали. Башни изготовил Путиловский завод. Наряд Балтийскому заводу на изготовление механизмов для нового корабля был выдан 14 апреля 1898 года. Дейдвудные, опорные и промежуточные валы частично заказывались в Англии, коленвалы главных машин — во Франции и на заводе в Перми. Постройка броненосца началась уже 18 мая; официальная же закладка состоялась только 9 февраля следующего, 1899 года. В марте 1900 года на штатные места установили корпуса котлов. 17 мая «Победу» спустили на воду. При отдаче левого якоря лопнула якорь-цепь, но корпус броненосца был остановлен правым якорем. 16 августа в мастерской Балтийского завода состоялось проворачивание главных машин, после чего началась их установка на корабле.