Постройка

 

Первый корабль — «Пересвет» — зало­жили 9 ноября 1895 года в старом дере­вянном эллинге Балтийского завода. Его строителем был корабельный инженер В.Х.Оффенберг. В тот же день в большом каменном эллинге Нового Адмиралтейст­ва состоялась закладка второго однотип­ного броненосца — «Осляби». Механизмы для обоих кораблей заказали Балтийско­му заводу—для «Пересвета» 19 декабря 1895 года, а для «Осляби» — 22 декабря. По предварительным расчетам 1896 года стоимость одной индикаторной силы мощности механизмов «Пересвета» до­лжна была составить 214 рублей — чуть больше, чем на крейсере «Россия» (210 руб. 50 коп.), хотя вес трех машин броне­носца был на 12% больше, чем у крейсера, при одинаковой мощности. На «Осля­бе» одна индикаторная сила должна была стоить 219 рублей в связи с постройкой корабля не на Балтийском заводе, а на Адмиралтейском.

28 октября 1897 года МТК решил уси­лить мелкую артиллерию «Пересвета». К этому времени патронные погреба уже были готовы и началась переделка, обо­шедшаяся в 3942 руб. 7 мая 1898 года «Пересвет» спустили на воду в присут­ствии государя императора. 3 ноября броненосец ушел в Кронштадт. Сборка башен задерживалась большим опозда­нием поставки брони. Не выдерживались и сроки изготовления артиллерии. В на­чале апреля 1900 года управляющий Морским министерством для ускорения достройки «Пересвета» приказал пере­дать на этот броненосец орудия, пред­назначавшиеся для крейсера «Паллада».

Строителем «Осляби» сначала назна­чили корабельного инженера А.И.Мустафина, затем его сменил А.Е. Леонтьев. Наблюдающим за постройкой механиз­мов для броненосца был старший инже­нер-механик Г.И.Калиновский. Работы в Новом Адмиралтействе продвигались значительно медленнее, чем на головном корабле. Причины отставания — задерж­ки в получении штевней с завода Пуль­мана, установке и расточке кронштейнов гребных винтов и многое другое. 27 ок­тября 1898 года «Ослябю» спустили на воду. Началась установка броневых плит каземата и верхнего пояса брони, мон­таж орудийных башен, их подачных труб и расточка погонов для шаровых подшип­ников поворота башен. 24 августа 1899 года в мастерской Балтийского завода собрали и «опробовали проворачивани­ем» три главные машины броненосца.

Главный корабельный инженер С.-Пе­тербургского порта Н.Субботин в февра­ле 1900 года подал специальную записку о ходе работ на «Ослябе». В ней указы­вались причины срыва всех сроков готов­ности корабля: «Медленность в устрой­стве водоотливной системы из-за выполнения несколькими фирмами: один дела­ет турбины, другой трубы, третий элек­тромоторы. Появляются вопросы, наро­ждается переписка, объяснение, обсуж­дение, а дело стоит. Какая громадная разница с Балтийским заводом. Там все в одних технических руках, да и завод обладает в сто раз большими средства­ми для исполнения работ. Что на Балтий­ском заводе решается и выполняется в месяц, то в Адмиралтействах потребует шесть месяцев, если не более. Пока глав­ные устройства и системы не будут вы­полняться одной фирмой без дробления одной и той же работы ради некоторой экономии в расходах между нескольки­ми, часто малоопытными в сложных су­довых работах контрагентами, достройка судов в казенных Адмиралтействах будет идти черепашьими шагами». Действи­тельно, чисто казенная организация про­изводства в Новом Адмиралтействе от­личалась медлительностью, огромными накладными расходами и отсутствием материальной заинтересованности работ­ников в увеличении производительности, что постоянно превращало создание ко­раблей в «долгострой».

12 июля 1900 года МТК принял реше­ние грот-мачту с «Осляби» удлинить и пос­тавить на «Победу». Главные машины, из­готовленные на Балтийском заводе, были смонтированы, и вскоре «Ослябя» пере­шел в Кронштадт с установленными баш­нями без орудий. 23 августа 1900 прове­ли испытания на швартовах главных ма­шин корабля. В феврале — апреле 1901 года броненосец находился в Алексан­дровском доке Кронштадта, где шли ра­боты по установке недостававшей брони и тиковой обшивки. Обнаружились дефор­мации во флорах, хотя киль и стрингеры не прогибались. В связи с этим специаль­ная комиссия сделала вывод, что днище­вой набор данного типа кораблей слаб. В течение 1901 года установили медную под­водную обшивку и минные аппараты, но выход на ходовые испытания пришлось перенести на следующий год из-за него­товности рулевого устройства.

После утверждения «программы для нужд Дальнего Востока» было принято ре­шение о постройке на Балтийском заво­де еще одного корабля данного типа. 11 января 1898 года ему присвоили назва­ние «Победа». На новом броненосце от­казались от деревянной и медной обшив­ки в подводной части, высоту жилой па­лубы снизили на 356 мм. Это позволило уменьшить вес корпуса до 4798 т (против 4956 т на «Пересвете»), увеличить нор­мальный запас угля с 1046 до 1142 т, а полную вместимость угольных ям — с 2058 до 2155 т. Бронирование усилили за счет замены гарвеевских плит крупповскими. Отказавшись от предусматривавшейся проектом «Пересвета» кормовой боевой рубки, оставили только носовую, приме­нив для ее защиты также крупповские плиты и увеличив их толщину до 229 мм. В качестве горизонтальной защиты при­менили палубную броню из более прочной хромоникелевой стали. Башни изготовил Путиловский завод. Наряд Балтийскому заводу на изготовление механизмов для нового корабля был выдан 14 апреля 1898 года. Дейдвудные, опорные и промежу­точные валы частично заказывались в Англии, коленвалы главных машин — во Франции и на заводе в Перми. Построй­ка броненосца началась уже 18 мая; офи­циальная же закладка состоялась только 9 февраля следующего, 1899 года. В мар­те 1900 года на штатные места установили корпуса котлов. 17 мая «Победу» спус­тили на воду. При отдаче левого якоря лопнула якорь-цепь, но корпус броненос­ца был остановлен правым якорем. 16 августа в мастерской Балтийского заво­да состоялось проворачивание главных машин, после чего началась их установка на корабле.