В составе эскадры Тихого океана
11 октября 1901 года «Пересвет» вышел из Кронштадта на Дальний Восток. Переход по Балтике проходил благополучно, но вечером 18 октября броненосец сел на мель в проливе Большой Бельт около Ньюборга и был снят с помощью датских буксиров только через 32 часа. Осмотр водолазами показал, что местами сорвана медная обшивка, в районе 66 — 67-го, 73 - 75-го, 86 -87-го шпангоутов имеются три вмятины в днище со стрелкой прогиба до 50 мм. Течи не наблюдалось, и поход продолжили. В море определили режим экономического хода: при 10 работавших котлах и двух бортовых машинах скорость составляла 10— 10,5 узла и расход угля — около 100 т в сутки. 19 ноября корабль ввели в док в Тулоне, где он ремонтировался месяц. 15 января 1902 года «Пересвет» пришел в Порт-Саид, имея в угольных ямах всего 150 т угля. При этом осадка носом составляла 7,63 м, кормой — 8м. Для прохода Суэцким каналом осадка в то время не должна была превышать 7,8 м, поэтому пришлось корабль ставить на ровный киль перемещением ряда грузов. При проходе канала опять подтвердился замеченный еще в Кронштадте факт, что при малой глубине корабль, обычно очень послушный и поворотливый, почти совсем перестает слушаться руля.
Далее «Пересвет» благополучно пересек Красное море, Индийский океан и с заходами в Аден, Коломбо, Батавию и Гонконг 5 апреля 1902 года прибыл в Порт-Артур. При плавании в жарком климате выяснилась недостаточность вентиляции, малые размеры лазарета в жилой палубе. В помещении кормовых динамо-машин при усиленной вентиляции температура достигала +39°, в помещении носовых +42°; в хлебопекарне до +48°; в машинных отделениях внизу до +28°, а вверху до +41,5°С. Переход через Индийский океан оказался очень тяжелым для машинистов и кочегаров. В Суэце и Адене не удалось сделать больших запасов пресной воды, поэтому пришлось добавлять для питания котлов соленую воду, так как испарители из-за большой солености воды не обеспечивали необходимого количества пресной.
В августе 1902 года «Пересвет» прошел докование во Владивостоке. Специальная комиссия осмотрела стальные болты, скрепляющие бронзовый ахтерштевень с килем. Выяснилось, что большинство головок сильно разъедено, а между медной обшивкой, бронзой ахтерштевня и стальными болтами в морской воде образуется электрическая пара. Часть болтов просто забита в отверстия, как нагели — без резьбы. Одно из отверстий оказалось просверленным наполовину и закрыто стальной пробкой на резьбе. Для устранения дальнейшего разъедания болтов комиссия предложила закрыть их головки медными планками, которые крепились к бронзовому ахтерштевню небольшими болтами. Для получения водонепроницаемости планки ставились на резиновом клее. Любопытно, как начальник Балтийского завода К.К.Ратник объяснял выявленные недостатки. В письме на имя главного инспектора кораблестроения он утверждал, что «нарезка болтов съедена коррозией, болты отпускаются со склада по числу, и между нарезанными болтами принять ненарезанные невозможно. Нарезанный болт забить в ненарезанное отверстие нельзя... Что обшивка тиком подводной части «Пересвета» была поручена самым надежным людям плотничьего цеха, а крепление ахтерштевня с килем производилось под наблюдением также самых опытных и надежных людей судостроительного цеха, вследствие чего приписать вышеозначенные недочеты небрежности и невниманию во время работы не считаю возможным».
С 30 сентября по 2 октября 1902 года «Пересвет» участвовал во впервые организованных гонках броненосцев и, как и следовало ожидать, вышел победителем: весь путь от Нагасаки до Порт-Артура он преодолел за 36 часов, показав среднюю скорость в 15,7 узла и оставив далеко позади «Полтаву» и «Севастополь».
В январе — феврале следующего года он совершил плавание с заходами в порты Японии и Кореи — в Иокогаму и Нагасаки. В последнем порту броненосец прошел докование, а в сентябре пришел из Владивостока в Порт-Артур.
«Победа» летом 1902 года приняла участие в военно-морском параде на рейде Ревеля по случаю встречи императора Николая И с кайзером Вильгельмом II и в коронационных торжествах на Спитхэдском рейде в Англии. По докладной записке старшего офицера «Победы» лейтенанта Реммерта, на переходе в Портленд броненосец израсходовал 1400 т угля и во время плавания вставал вопрос — дойдет ли броненосец со своим запасом угля до места назначения. Во время перехода зола и сажа из труб покрывала горками палубу, набиралась в жилые помещения. Находиться на юте было невозможно — дым и золу несло в глаза. Из-за тумана и дождя грязь расплылась по бортам и надстройкам. В Англии корпус выкрасили в белый цвет, но на обратном пути все повторилось.
29 октября броненосец, завершив испытание артиллерии и минных аппаратов, присоединился к отряду контр-адмирала Э.А.Штакельберга в Либаве, а через два дня отряд в составе двух броненосцев и трех крейсеров вышел в поход на Дальний Восток. По пути в механизмах «Победы» возникали многочисленные неисправности — в основном по вине плохо подготовленной машинно-котельной команды. Помощник начальника Балтийского завода инженер-механик И.П.Павлов писал в рапорте: «Приглядываясь во время сдаточных заводских проб к личному машинному персоналу на судах флота, я просто изумлен почти полным несоответствием его применительно к таким сложным и дорогостоящим механизмам, каковыми им приходится управляться. Слабость и несоответствие этого персонала есть почти факт всеобщий на судах нашего флота». «Победу» пришлось оставить в греческом порту Пирей для чистки котлов, в то время как остальные корабли отряда продолжили путь на восток.
Ремонт затянулся, броненосец покинул Пирей 27 марта 1903 года и только в июне присоединился к порт-артурской эскадре. В июле корабль в составе эскадры пришел во Владивосток, где подвергся доковому осмотру и ремонту, а в середине сентября вернулся в Порт-Артур. В октябре «Пересвет» и «Победа» вступили в вооруженный резерв.
18 января 1904 года началась кампания, и броненосцы вышли на внешний рейд, а 21 января участвовали в походе эскадры к мысу Шантунг и вернулись вечером 22-го. На «Пересвете» держал свой флаг младший флагман контр-адмирал князь П.П.Ухтомский. В течение последующих четырех дней русские корабли находились на внешнем рейде Порт-Артура.
В ночь с 26 на 27 января на «Победе» шла погрузка угля и корабль был ярко освещен. Внезапно из темноты появились японские миноносцы и атаковали стоявшие на рейде корабли. Две торпеды прошли у самой кормы броненосца. Как только прогремели первые взрывы, на «Победе» пробили тревогу, включили прожектора и открыли огонь по обнаруженному японскому миноносцу. Правда, князь Ухтомский долго не верил в происходящее, несмотря на взрывы и стрельбу с других кораблей. Адмирал приказал спустить вельбот и сам направился к подорванному торпедой «Ретвизану». И только лично убедившись в повреждении корабля, он вернулся на «Пересвет» и приказал направить катера и шлюпки на помощь торпедированным кораблям. «Пересвету» и «Победе» повезло — они избежали попаданий. Одна невзорвавшаяся торпеда была обнаружена у борта «Победы»; ее подняли стрелой и разоружили на палубе. При отражении атаки «Победа» выпустила 80 снарядов: 2 152-мм, 18 75-мм, 60 47-мм.
Утром 27 января при приближении японского флота к Порт-Артуру русские корабли снялись с якоря. «Победа» вступила в строй третьим броненосцем вслед за «Петропавловском» и «Полтавой» и приняла участие в бою. Ее орудия выпустили 303 снаряда: 7 254-мм, 66 152-мм, 230 75-мм. В «Победу» попало два снаряда: один 305-мм фугасный пробил палубу среза у кормового 152-мм орудия между 89 — 90-м шпангоутами, наружный борт и, разорвавшись, уничтожил две каюты, причинив много мелких повреждений осколками; второй снаряд калибра 76 мм попал в палубу и повредил паровой катер. «Пересвет» шел в кильватерной колонне русских броненосцев последним и в бою выпустил 308 снарядов: 17 254-мм, 86 152-мм, 205 75-мм. Попаданий и повреждений не имел.
Следующую ночь эскадра провела на внешнем рейде в готовности к отражению атак миноносцев, а днем 28-го стала заходить на внутренний рейд. Шедший последним «Пересвет» в проходе сел на мель. Его быстро сняли с помощью портовых буксиров, но из-за окончания прилива он вынужден был остаться еще на одну ночь на внешнем рейде. С выходом из строя в результате торпедных попаданий двух лучших броненосцев эскадры — «Цесаревича» и «Ретвизана» — русская эскадра оставалась пассивной и стояла в гавани. Только с приездом нового командующего вице-адмирала С.О.Макарова ее деятельность активизировалась. 27 февраля состоялся первый выход эскадры в море под его командованием. 9 марта во время бомбардировки Порт-Артура японской эскадрой 254-мм орудия «Пересвета» и «Победы» открыли ответный огонь через горный массив Ляотешань. По свидетельству наблюдателей, один снаряд попал в броненосец «Фудзи», после чего японцы прекратили стрельбу. Оба броненосца вышли на рейд и присоединились к остальной эскадре, но японцы боя не приняли и отошли от крепости.
13 марта во время выхода эскадры к островам Мяотао «Пересвет» ударил форштевнем в кормовую часть левого борта броненосца «Севастополь». Оба корабля получили повреждения, и эскадра вернулась в гавань.
Утром 14 мая «Победа» в составе эскадры вышла в море навстречу вражескому флоту. Японцы убедились, что в ходе ночной атаки пароходов-брандеров закупорить выход не удалось, и удалились в море. «Пересвет» в этот день в море не выходил, устраняя повреждения.
31 марта стало одним из самых трагичных дней в истории Российского флота. Вице-адмирал Макаров вывел эскадру в море. При выходе из гавани «Пересвет» сел на мель и из-за этого отстал от других кораблей. Когда он присоединился к эскадре, флагманский броненосец «Петропавловск» уже повернул назад, но внезапно подорвался на мине и в считанные минуты затонул. Вместе с кораблем погибло 682 человека, в том числе С.О.Макаров, начальник его штаба контр-адмирал М.П.Молас и известный художник-баталист В.В.Верещагин.
В командование эскадрой вступил находившийся на «Пересвете» контр-адмирал Ухтомский. Он приказал кораблям построиться в кильватер за «Пересветом». В момент перестроения в 10.10 «Победа» также подорвалась на мине. Взрыв произошел с правого борта в отделении носовых угольных ям, разрушив борт от 54-го до 58-го шпангоута. Центр пробоины площадью 8x5,3 м был в 5 м ниже ватерлинии. Вода затопила угольную яму № 6 между 49-м и 54-м шпангоутами, яму № 7 между 54-м и 58-м шпангоутами и два отделения нижнего бортового коридора между 49-м и 58-м шпангоутами. Далее распространение воды удалось задержать водонепроницаемыми переборками. «Победа», приняв 550 т воды и получив крен 6° на правый борт, застопорила ход. Сразу же начали готовить к спуску плавсредства. Полагая, что причина взрыва — атака подводной лодки, орудийные расчеты открыли огонь по воде. Стрельбу подхватили остальные корабли эскадры. Убедившись в исправности машин и рулевого управления, командир приказал прекратить спуск шлюпок,' дал ход и направил броненосец к проходу на внутренний рейд. У маяка «Победу» встретили портовые буксиры и ввели ее в Восточный бассейн. Поскольку порт-артурский док был слишком мал для броненосцев, началась подготовка кессона. Здесь пригодился опыт работ по восстановлению получивших торпедные попадания в первый день войны эскадренных броненосцев «Цесаревич» и «Ретвизан».
2 апреля у Порт-Артура появились японские броненосные крейсера «Ниссин» и «Касуга» и из своих дальнобойных орудий начали обстрел города и внутреннего рейда. Стрельбу корректировали по радио крейсера «Такасаго» и «Касаги», державшиеся на траверзе полуострова Тигровый Хвост. Ответный огонь открыли башни «Пересвета». Стрельба велась с дистанции около 90 кабельтовых, при этом башни корабля получали значительные сотрясения; при углах возвышения в 25° —30° ненадежно работала система электрической подачи. Один выстрел сделали и из кормовой башни «Победы», но получился большой недолет. Радиостанция поврежденного броненосца работала на передачу — для создания помех корректировке стрельбы японских кораблей. Это был один из первых случаев радиоэлектронной борьбы в войне на море.
Вскоре после боя «Победу» переставили под Золотую Гору в ожидании ремонта. 29 апреля под пробоину подвели кессон. С броненосца сняли и установили на берегу девять 152-мм и одно 75-мм орудие. 5 июня пробоина была заделана, и через день кессон отвели от борта. Для ускорения ремонтных работ пришлось использовать деревянные брусья, однако вода продолжала поступать внутрь корпуса. Тогда пазы залили цементом и загрузили это место углем.
После гибели вице-адмирала С.О.Макарова выходы эскадры в море прекратились. Японцы высадили десант на Ляодунский полуостров, отрезали Порт-Артур, взяли укрепленную Кинчжоускую позицию и подошли непосредственно к крепости. Эскадра начала готовиться к прорыву во Владивосток. Выход планировался 7-го, затем 8 июня, но из-за неготовности артиллерии «Победы» его каждый раз откладывали. Командир броненосца капитан 1 ранга В.М.Зацаренный заболел тропической лихорадкой, и его заменил командир крейсера «Паллада» капитан 1 ранга В.С.Сарнавский (Зацаренный все это время оставался на борту). 10 июня 1904 года эскадра вышла в море, намереваясь прорваться во Владивосток. Но при появлении главных сил японского флота командующий нашей эскадрой контр-адмирал В.К.Витгефт приказал повернуть назад. При возвращении броненосец «Севастополь» подорвался на мине. В наступившей темноте «Пересвет» и «Победа» принимали участие в отражении атак миноносцев противника. «Победа» из артиллерии среднего калибра, имевшая всего 3 152-мм и 15 75-мм орудий, израсходовала 8 254-мм, 17 152-мм, 92 75-мм и 174 47-мм снарядов. «Пересвет» выпустил 7 254-мм, 61 152-мм, 150 75-мм и 426 47-мм снарядов.
В середине июля японские войска подошли к Порт-Артуру на дальность стрельбы башенных орудий русских броненосцев. «Пересвет» и «Победа» включились в артиллерийский обстрел сухопутных позиций войск противника. Японцы, заняв Волчьи Горы, 25 июля провели первую бомбардировку Порт-Артура с суши. Дальнейшее пребывание эскадры в гавани теперь было сопряжено с риском попасть под снаряды осадных орудий. Стало ясно, что необходимо вновь попытаться прорваться во Владивосток.
К тому времени на «Пересвете» недоставало трех 152-мм пушек, на «Победе» — восьми 152-мм и пяти 75-мм (их передали для сухопутных батарей). Адмирал Витгефт приказал в экстренном порядке передать на броненосцы орудия с подорвавшегося на мине и нуждавшегося в серьезном ремонте крейсера «Баян». К 28 июля работы удалось в основном завершить. На «Победе» отсутствовало лишь одно 152-мм орудие и одно 75-мм. К трем казематным орудиям не успели подогнать щиты. 27 июля в «Пересвет» попало два 120-мм снаряда, и один угодил в стоявший у борта кран, грузивший 152-мм орудия. Тем не менее все пушки (кроме одной 152-мм) успели установить на свои места, но весь личный состав, включая комендоров, был чрезвычайно утомлен напряженной работой накануне выхода.
На рассвете 28 июля корабли русской эскадры начали выходить на внешний рейд и, построившись в строй кильватера, направились в море вслед за тралящим караваном. «Победа» шла третьей в строю броненосцев, «Пересвет» — четвертым. Эскадра была готова к бою. На верхней палубе и на мостиках лежали спасательные круги, пояса и койки, катера и шлюпки на кильблоках не были закреплены, чтобы в случае гибели корабля свободно всплыть.
Около полудня произошел первый бой на контркурсах с главными силами японского флота. «Пересвет» первым открыл огонь из носовой башни с расстояния около 65 кабельтовых. В этой фазе боя в «Пересвет» попал один 305-мм снаряд, выведший осколками из строя правое кормовое 152-мм орудие. Во второй фазе боя японские броненосцы обогнали русскую колонну с правого борта и сосредоточили огонь на флагманских кораблях — «Цесаревиче» и «Пересвете». Оба корабля получили многочисленные попадания, имели повреждения и несли потери. Внезапно «Цесаревич» вышел из строя влево и начал описывать циркуляцию. «Пересвет» уменьшил ход и последовал сначала за ним, но после того, как на флагманском корабле был поднят сигнал «адмирал передает командование», попытался повести эскадру за собой. Однако на броненосце оказались сбиты обе стеньги, а сигналы, привязанные к поручням мостика, с других кораблей были не видны и, естественно, не выполнялись. Строй нарушился, корабли смешались. С наступлением темноты броненосцы, за исключением «Цесаревича», повернули назад к Порт-Артуру. Отразив атаки японских миноносцев, «Пересвет» и «Победа» утром 29 июля вошли в гавань.
В этом бою «Пересвет» израсходовал 109254-мм (9 бронебойных и 100 фугасных), 720 152-мм (60 бронебойных и 660 фугасных), 315 75-мм и 755 47-мм снарядов. Погибли один офицер — командир носовой башни лейтенант А.В.Салтанов — и 12 матросов. 69 человек было ранено, в том числе и командир—капитан 1 ранга В.А.Бойсман, получивший осколочные ранения в плечо, живот и ногу, но после перевязки уже через 10 минут вернувшийся в боевую рубку и продолжавший командовать кораблем вплоть до ввода его в Западный бассейн и постановки на бочки. И только после этого Бойсман был отправлен на госпитальное судно «Монголия», а в командование кораблем вступил лейтенант Дмитриев 5-й. Впоследствии Бойсман скончался в плену от ран, полученных в этом бою. Всего в «Пересвет» попало около 40 снарядов. Через пробоину в жилой палубе впереди носовой переборки вода затопила носовое помещение на 45 см. Вторая большая пробоина в той же палубе находилась за переборкой. Через нее вода попадала в жилую палубу и поступала в подбашенное отделение, погреба, отделение подводных минных аппаратов и динамо-машин. Последние пришлось остановить, а личный состав был выведен наверх. В связи с прекращением подачи электроэнергии носовая башня перешла на ручное наведение и заряжание. Поступление воды в подбашенное отделение прекратилось после того, как все люки были задраены; остававшиеся там люди (около 25 человек) продолжали работу, будучи отрезанными сверху затопленными помещениями. Заделать пробоину на ходу из-за волнения было невозможно. Еще один снаряд попал в этом же районе ниже ватерлинии, но брони не пробил, а лишь деформировал 5 шпангоутов и переборку. Под носовым казематом 305-мм снаряд угодил в угол броневой плиты и вдавил его на 0,6 м вглубь. Образовалась пробоина, через которую поступило около 160 т воды, и корабль получил крен на правый борт. Для его выравнивания в отсеки левого борта было принято такое же количество воды. К концу боя «Пересвет» стал плохо слушаться руля, при перекладке его на борт броненосец медленно кренился в сторону, противоположную повороту. Вода, скопившаяся в носовых отсеках жилой палубы, перетекала в сторону крена, который увеличился до 8°. Поняв, что в результате израсходования части боезапаса и угля, затопления некоторых помещений и наличия в них свободной поверхности воды остойчивость корабля опасно снизилась, командир приказал затопить отсеки междудонного пространства, за исключением носовых. По словам очевидца, «эффект был поразительный: броненосец вновь приобрел свои прежние мореходные качества».
Два крупных снаряда попали в носовую башню и повредили привод горизонтального вращения. При этом пострадала и часть личного состава. Ночью 57-мм снаряд с японского миноносца попал в ствол правого 254-мм орудия носовой башни и сделал выбоину глубиной 45 мм — пушка вышла из строя.
При возвращении в Порт-Артур выяснилось, что исправными оставались 3 254-мм, 8 152-мм, 13 75-мм и 17 47-мм пушек. Были выведены из строя два котла, и на некоторое время в конце артиллерийского боя останавливалась средняя машина. Корабль имел большое количество повреждений в надстройках, рангоуте, такелаже: сбиты обе стеньги, сильно повреждены трубы, мостики, пробита навесная палуба. Если бы артиллерийский бой продолжался еще какое-то время, то «Пересвет» наверняка погиб бы от повреждений в носовой небронированной части.
На «Победе» в бою 28 июля погибли 3 матроса, 29 человек ранило. Позже один раненый матрос скончался. В дневном бою «Победа» выпустила 115 254-мм (60 бронебойных и 55 фугасных), 408 152-мм и 351 75-мм снаряд. При отражении ночных атак миноносцев было сделано 86 выстрелов из 152-мм орудий, 376 из 75-мм и 1540 из 47-мм. С правого борта пробило ниже ватерлинии восьмидюймовую броневую плиту, причем выбитый снарядом кусок пробил внутренний борт и попал в нижнюю угольную яму под броневой палубой вместе с головной частью японского 305-мм снаряда. Эта яма и прилегающие три отсека оказались затоплены. В районе миделя пробило плиту верхнего броневого пояса, и снаряд разорвался в жилой палубе над патронным погребом. Еще одна броневая плита от взрыва снаряда перекосилась, и ее угол оказался вдавлен на глубину 19 см. Наружный борт, защищенный броней, больше не пострадал, хотя во многих местах виднелись следы попаданий, выделявшиеся пятнами выгоревшей краски. Борт, не защищенный броней, пробило в пяти местах. Серьезные повреждения получили пушечные порты, так что их стало невозможно закрыть. В отделение носового минного аппарата через пробоины в кондукторской каюте поступала вода, которую откачивали вручную с помощью двух брандспойтов из-за отсутствия приспособлений для спуска воды из жилой палубы в трюм, откуда можно было бы ее откачивать, используя стационарные водоотливные средства. Средняя дымовая труба имела большую снарядную пробоину, остальные — многочисленные осколочные. Все гребные суда, кроме трех, были повреждены. Во время боя на 21-м выстреле сломался контршток компрессора 254-мм орудия кормовой башни, и оно вышло из строя. В бою временно не действовали 3 152-мм орудия из-за повреждения подъемных дуг. Их удалось исправить силами самих расчетов. В результате попаданий в небронированные части батареи также вышли из строя 3 75-мм орудия.
После возвращения в Порт-Артур команды снова включились в оказание помощи сухопутной обороне крепости. «Победе» выделили участок сухопутного фронта от форта № 6 до бухты Белого Волка. С нее сняли и передали на сушу 2 152-мм, 4 75-мм, 2 47-мм, 5 37-мм пушек и 5 прожекторов. Для их обслуживания откомандировали 56 человек личного состава. Кроме того, «Победе» передали для обслуживания одно 254-мм орудие, установленное на Электрическом утесе. «Пересвет» получил в заведование участок от укрепления № 4 до батареи литеры Д. Броненосец сдал на сухопутный фронт 3 152-мм орудия, 2 75-мм, 2 47-мм и 4 37-мм пушки и 3 прожектора. Для их обслуживания на берег было направлено 103 моряка. Орудия, оставшиеся на броненосцах, вели обстрел войск противника, во время штурмов с кораблей на берег свозились десантные роты. 7 сентября японцы заняли часть Длинной Горы и получили возможность просматривать часть внутреннего рейда и, соответственно, корректировать огонь 120-мм орудий. 15 сентября в «Победу» попало 5 снарядов, повредивших небронированные части корабля. При этом было убито и ранено два матроса. На другой день в нее попал один, а на следующий день — 8 120-мм снарядов. «Пересвет» в начале сентября получил 17 попаданий.
19 сентября японцы начали обстрел крепости и рейда из 280-мм орудий. В тот день в «Пересвет» попало 9 280-мм снарядов. Но никаких попыток к выходу в море русская эскадра не предпринимала — в возможность прорыва во Владивосток уже никто не верил. На кораблях сократились ремонтные работы, а часть личного состава переправили на берег. 25 сентября «Победа» переменила место, подтянувшись ближе к Золотой Горе, чтобы укрыться от корректировщиков противника с Длинной Горы. Сделали это весьма своевременно, так как на следующий день японцы продолжили интенсивный обстрел крепости и гавани. 28 сентября в «Пересвет» попало 11 280-мм снарядов, 30-го еще 4. Падавшие под большим углом к горизонту снаряды осадных мортир пробивали несколько палуб, разрывались во внутренних помещениях и причиняли большие повреждения. Вертикальная броня пояса и казематов против навесных выстрелов была бесполезна. В ночь на 1 октября «Пересвет» перешел ближе к берегу у Перепелиной Горы. 11-го в «Победу» попал 120-мм снаряд, который пробил палубу и, разорвавшись в каюте штурмана, вызвал пожар. 15 октября в «Победу» угодил первый 280-мм снаряд, разорвавшийся в батарейной палубе и уничтоживший 75-мм орудие, при этом тяжело ранило 5 матросов. Броненосец переменил место, но 30 октября получил еще один 280-мм снаряд — взрыв произошел в салоне командира. В этот период катера броненосца «Победа» продолжали участвовать в тралении, а 23 октября минные катера (с «Победы» — под командованием лейтенанта Дудорова и с «Пересвета» — под командованием мичмана Поливанова) выставили мины в бухте Луиза. 17 октября на них подорвалась и погибла японская канонерская лодка «Сай-Иен».
В боях за гору Высокую, с которой просматривался внутренний рейд, принимали участие десантные роты с обоих броненосцев. В эти критические для эскадры Дни противник продолжал стрельбу и по кораблям. 21 ноября 152-мм снаряд попал в «Победу», не причинив, правда, существенных повреждений. На следующий день японцы окончательно овладели горой Высокой и начали расстрел русских кораблей. 23 ноября по 5 280-мм снарядов попало в «Победу» и «Пересвет», хотя главной целью в этот день был «Ретвизан». Покончив с ним, 24 ноября японцы основательно взялись за «Пересвет»: в него попало около 20 280-мм снарядов. После первых 10 попаданий начался сильный пожар. Командовавший кораблем капитан 2 ранга Дмитриев, опасаясь взрыва погребов, приказал открыть кингстоны. Броненосец затонул, причем вода в кормовой части дошла почти до верхней палубы. Еще некоторое время обстрел продолжался, затем японцы перенесли огонь на «Победу». В нее было выпущено 270 280-мм снарядов, в цель попали лишь 23. Через образовавшиеся пробоины вода свободно распространялась по отсекам, так как водонепроницаемые переборки во многих местах оказались пробиты осколками. Броненосец сильно накренился на правый борт. Чтобы уменьшить крен, командир приказал затопить шесть бортовых коридоров левого борта, левую машину и две угольные ямы. Крен уменьшился, но из-за большого количества принятой в корпус воды корабль сел на грунт всем днищем. Японцы продолжали расстрел до вечера. С наступлением темноты команда сошла на берег.
Уже после гибели «Победы» ее минный катер под командованием квартирмейстера Апалинова в ночь на 2 декабря охранял «Севастополь» и выпустил торпеду по миноносцу противника. Экипаж броненосца продолжал сражаться на сухопутном фронте до капитуляции крепости. Перед сдачей Порт-Артура затопленные в гавани корабли подорвали. Однако это не причинило им таких повреждений, которые исключали бы их подъем и использование противником.
17 октября 1905 года японцы подняли «Победу» и произвели торжественную церемонию переименования корабля е «Суво» (древнее название одной из провинций префектуры Ямагучи). В 1906 — 1908 годах броненосец прошел капитальный ремонт и модернизацию. В 1909-м его переклассифицировали в корабль береговой обороны 1 класса и использовали в качестве учебного корабля. В начале Первой мировой войны «Суво» являлся флагманским кораблем вице-адмирала Като в действиях Японии против германской военно-морской базы Циндао, принимал участие в бомбардировках. До 1922 года «Суво» служил учебным кораблем береговой обороны. В апреле 1922 года его разоружили в Куре, 13 июля при снятии броневых плит корабль опрокинулся у стенки завода и был окончательно разобран (Согласно ряду зарубежных источников (H.Jentchura, D.Jung, P.Mickel. Die Japanischen Kriegsschiffe 1869-1945, Munchen, 1970; J.Leather. World Warships on Revue 1660—1906, London, 1976)) «Суво» в течение долгого времени использовался в качестве блокшива и был сдан на слом только в 1946 году. — Прим. ред.).
После захвата Порт-Артура на «Пересвете» побывал английский журналист Н. Сеппинг-Райт, он вспоминал: «Палуба представляла картину разгрома и разрушения... Носовая башня была полуразрушена, орудия и станки — разбиты вдребезги... Снаряд сбил верхнюю часть башни, и на палубе лежала ее крыша. Остальная часть башни вся расшаталась и представляла сходство с лопнувшим гранатовым яблоком. Мостик был уничтожен, а попавший в боевую рубку снаряд привел ее в полную негодность. Все закоптело и искорежилось от действия пожара. Огонь докончил разрушение всего уцелевшего от действия японских снарядов. Сильно пострадали дымовые трубы: одна из них имела вид безобразной груды изогнутого железа. Задний мостик находился в таком же состоянии разрушения, как и передний, хотя бушевавший на броненосце пожар сгладил много следов повреждений, нанесенных японскими снарядами».
29 июня 1905 года «Пересвет» был поднят японцами, переименован в «Сагами» (древнее название японской провинции Канагава) и торжественно включен в состав японского флота. Своим ходом он совершил переход в Сасебо и был поставлен в док. 17 августа броненосец закончил доковый ремонт и направился в Токийский залив для участия в торжественном параде японского флота по случаю победоносного окончания войны. После парада 10 октября «Сагами» встал на капитальный ремонт и модернизацию, продолжавшиеся до 1909 года. А еще через 7 лет ему довелось вновь поднять Андреевский флаг, но об этом — чуть позже.