Походы и гибель «Осляби»
25 июля 1903 года «Ослябя» вместе с крейсером «Баян» вышел из Кронштадта. По Балтике они следовали вместе, затем самостоятельно. В ночь с 8 на 9 августа в условиях плохой видимости маячных огней при проходе Гибралтарского пролива броненосец коснулся какого-то подводного препятствия. На корабле почувствовали два слабых толчка. Проверка днищевых отсеков показала, что в средней и кормовой кочегарках два продувочных крана оказались приподнятыми из-за вдавленности обшивки на 50 мм. По прибытии в Алжир в ходе водолазного осмотра выявились обширные деформации флоров, расхождение обшивки корпуса на протяжении 46 шпангоутов. От 13-го до 24-го шпангоута оказался сломан деревянный киль и фальшкиль; с 24-го до 31-го —легко поврежден фальшкиль; с 31-го до 34-го — легкое помятие дна; с 31-го до 65-го — сорван фальшкиль; с 65-го до 85-го — сильное помятие фальшкиля; с 93-го до 97-го — сорван фальшкиль. Повреждена обшивка по левому борту, и с 61-го до 70-го шпангоута вдавлено дно. В ряде междудонных цистерн произошло засоление запасов пресной воды. Повреждение медной и деревянной обшивки грозило резким увеличением электрохимической коррозии корпуса. Перейти на питание котлов опресненной водой не представлялось возможным из-за недостаточной производительности опреснителей. В связи с этим из Пороса корабль направился в Специю, где 12 октября 1903 года встал в док. Проба водой междудонных отделений после исправления наружной обшивки показала, что обшивка внутреннего дна пропускает воду через швы и заклепки. Однако полное исправление повреждений решили отложить до очередного капитального ремонта. Затратив на ремонт почти два месяца, «Ослябя» вместо немедленного следования на Дальний Восток направился в Бизерту, где взял на буксир миноносцы № 212 и 213. Вместе с ними броненосец вошел в состав отряда судов контр-адмирала А.А.Вирениуса для совместного следования в Порт-Артур. 23 ноября 1903 года Вирениус обратил внимание главного инспектора механической части на большой расход угля на «Ослябе». Если «Цесаревич» на якоре в сутки требовал 8 т, а при скорости 12 узлов — 76 т, то «Ослябя» сжигал на стоянке до 26 т, а на ходу — 114т.
31 января 1904 года отряд прибыл в Джибути, где моряки узнали, что уже несколько дней идет война с Японией. Вирениусу было приказано возвращаться на Балтику.
В апреле 1904 года «Ослябя» пришел в Кронштадт и встал на ремонт. Кроме плановых профилактических работ несколько улучшили систему вентиляции. После этого броненосец вошел в состав 2-й эскадры флота Тихого океана, и началась подготовка к походу. Корабль стал флагманским броненосцем 2-го броненосного отряда под флагом младшего флагмана контр-адмирала Д.Г.Фелькерзама (в отряд вошли эскадренные броненосцы «Сисой Великий», «Наварин» и крейсер 1 ранга «Адмирал Нахимов»).
2 октября эскадра вышла из Либавы на Дальний Восток. В Танжере она разделилась. Отряд Фелькерзама направился в Средиземное море, а «Ослябя» присоединился к отряду вице-адмирала З.П.Рожественского и в его составе совершил переход вокруг Африки до Мадагаскара. В Носсибе отряды встретились, и контр-адмирал Фелькерзам снова поднял свой флаг на броненосце. Команды кораблей в полной мере испытали на себе все тяготы почти трехмесячной стоянки на Мадагаскаре, перехода через Индийский океан, скитания вдоль берегов Индокитая. На последнем переходе к Корейскому проливу 10 мая на борту «Осляби» скончался контр-адмирал Фелькерзам. По приказанию Рожественского об этом не был оповещен личный состав эскадры, а обязанности командующего 2-м броненосным отрядом стал исполнять командир капитан 1 ранга В.И.Бэр, контр-адмиральский флаг по-прежнему развевался над кораблем. Утром 14 мая орудия левого борта «Осляби» открыли огонь по приблизившимся к эскадре японским крейсерам.
В момент появления главных сил японского флота броненосец шел головным в левой колонне. Командующий эскадрой начал перестраивать броненосные корабли в строй кильватера, и четыре эскадренных броненосца 1-го броненосного отряда начали выходить в голову левой колонне. С получением сигнала с флагманского броненосца: «второму броненосному отряду вступить в кильватер первому отряду», «Ослябя» был вынужден уменьшить ход, чтобы дать возможность «Бородино» и «Орлу» занять свое место в строю. Шедший сзади «Си-сой Великий» также уменьшил ход, но по инерции медленно приближался с кормы. Неудачное маневрирование при вступлении в бой русской эскадры стало роковым для «Осляби». Его черный высокобортный корпус с тремя высокими желтыми трубами, еле двигающийся вперед, был прекрасной мишенью. В 13.49 флагманский корабль «Князь Суворов» открыл огонь, через три минуты вступили в бой японцы. Когда кильватерная колонна русской эскадры немного выровнялась и «Ослябя» снова дал ход, несколько снарядов уже поразили его. Град снарядов обрушился на носовую часть корабля. Орудия левого борта и башен открыли огонь вслед за флагманским кораблем, но из носовой башни успели сделать всего три выстрела. Один из трех попавших в нее снарядов влетел в амбразуру и поразил всю прислугу. Крупный снаряд взорвался у первой переборки жилой палубы. Большая часть образовавшейся пробоины находилась над ватерлинией, но из-за волнения с наветренного борта вода затопила первое и второе отделения жилой палубы и через разбитые вентиляционные трубы стала поступать в левый носовой 152-мм погреб и подбашенное отделение носовой башни. Распространение воды по жилой палубе на некоторое время было остановлено второй водонепроницаемой переборкой. От взрывов носовые отсеки заполнились дымом в такой степени, что не было видно горящих электрических лампочек. Отсеки удалось проветрить, отдраив на время иллюминаторы правого борта. Вода, затопившая носовые отсеки жилой палубы, отрезала несколько минеров, находившихся в отделении носовых динамо-машин и подводных аппаратов. С ними поддерживали телефонную связь. Матрос Чернов по приказанию минного офицера через носовую башню пробрался в носовые отсеки и вывел попавших в ловушку людей.
Через четверть часа после начала боя «Ослябя» потерял грот-стеньгу, трубы настолько изрешетили осколки, что они казались не желтыми, а черными, в носу зияло не менее полутора десятков пробоин.
Броненосец стал заметно крениться на левый борт и оседать носом. Крупный снаряд, пробив броню, попал в угольную яму № 10, вода через пробоину быстро затопила ее и стала заливать левую запасную крюйт-камеру. Для выравнивания крена начали затапливать три правых бортовых коридора, а затем и правые патронные погреба. С увеличением крена и дифферента все больше надводных пробоин входило в воду и скорость затопления возрастала. Несмотря на повреждения и пожары, «Ослябя» продолжал удерживать свое место в строю. Если в начале боя его обстреливали только броненосцы противника, то позже к ним присоединились несколько броненосных крейсеров. Вскоре после начала боя все мелкие орудия левого борта «Осляби» и 3 казематных 152-мм орудия вышли из строя. Огонь продолжали вести кормовая башня и 2 152-мм орудия кормового каземата. Около 14.20 «Ослябя», накренившись до 12° на левый борт и сев в воду носом по якорные клюзы, с пожаром на рострах вышел из строя вправо. Вода с левого борта уже дошла до орудийных портов нижней батареи, стала вливаться в них потоками и растекаться по кораблю через вентиляционные трубы, неплотности дверей, люков и горловин. Матросы под руководством лейтенанта М.П. Саблина и мичмана П.С. Бачманова пытались заделать орудийные порты койками, матросскими чемоданами, работали по пояс в воде. Щиты полупортиков во многих местах пробило снарядами и осколками и искорежило взрывами, цепочки порвало, так что прекратить поступление воды было невозможно. Лейтенант Саблин поднялся на мостик и доложил командиру о неизбежности гибели броненосца. Капитан 1 ранга В.И.Бэр отдал приказание команде выходить наверх и спасаться. Сам он, будучи раненным в начале боя, не захотел покинуть обреченный корабль. Около 14.40 «Ослябя» опрокинулся на левый борт и несколько мгновений плавал с креном 90°. Дым из труб, оказавшихся вровень с поверхностью воды, стлался по волнам. Гибель корабля произошла на глазах концевых броненосцев отряда Н.И.Небогатова. Очевидец с броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» написал об этом так: «Не дай Бог никогда больше видеть русским морякам картин подобно той, которая в этот момент открылась моим глазам и была лишь первым из целого ряда ужасов этого дня. «Ослябя», оборотившись к нам носом, лежал совсем на левом боку. Обнаженная подводная часть правого борта высилась как гора, и на вершине этой горы кишел муравейник людей, столпившихся и с отчаянием ожидавших последней минуты... И она не заставила себя ждать — эта минута. «Ослябя» вдруг лег окончательно, перевернулся, в воздухе мелькнули винты, киль — и все было кончено. Пучина чуждого моря равнодушно приняла свою первую жертву, и на ее сомкнувшейся вновь поверхности лишь чернели плавающие и тонущие люди».
Вместе с кораблем погибли: командир капитан 1 ранга В.И.Бэр, старший офицер капитан 2 ранга Д.Б.Похвистнев, старший артиллерист капитан 2 ранга С.Э.Генке, лейтенанты И.В.Дьяченков, Ф.М.Косинский, В.А. фон-Нидермиллер, В.П. Палецкий, К.К.Тундерман, мичманы В.В.Майков, В.П.Шаповалов, П.С.Бачманов, прапорщики Ф.Н.Шинкенгефер, И.В. Болдырев, старший судовой механик полковник Н.А.Тиханов, поручики П.Ф. Успенский, Г.Г.Даниленко, А.А.Быков, А.Г.Шевелев, корабельный инженер К.А.Змачинский, прапорщики по механической части С.А.Майструк, В.И.Медведчук, врачи Г.С. Васильев и Г.Р.Бунтинг, 9 кондукторов и 472 нижних чина. К месту гибели корабля, где среди всплывших деревянных обломков, ящиков, рангоута, шлюпок, коек плавали сотни людей, подошли миноносцы «Бравый», «Буйный», «Быстрый» и буксир «Свирь» и, несмотря на рвущиеся вокруг японские снаряды, начали спасать людей. Им удалось поднять из воды 376 человек. Однако во время боя на миноносце «Бравый» погибло еще пятеро моряков с «Осляби» и 22 на крейсере «Дмитрий Донской».