«Пересвет» снова под Андреевским флагом
В 1916 году в связи с потребностью в кораблях для только что созданной флотилии Северного Ледовитого океана Россия приобрела в Японии линкор «Сагами» за 7 миллионов иен. 21 марта он вместе с линейным кораблем «Танго» (бывшая «Полтава») и крейсером «Сойя» (бывший «Варяг») прибыл во Владивосток под флагом японского контр-адмирала Яманака. 27 марта его снова переименовали в «Пересвет» и на нем подняли Андреевский флаг. На этот раз он вошел в состав Российского императорского флота как крейсер.
23 мая 1916 года «Пересвет» вышел в море под флагом командующего отрядом кораблей контр-адмирала А.И.Бестужева-Рюмина для испытания машин и производства артиллерийских стрельб. При возвращении во Владивосток в семи милях восточнее маяка Скрыплева в тумане крейсер выскочил носом на прибрежный риф в 120 м от берега. Часть носовых отсеков оказалась затопленной. В ходе произведенного водолазного обследования было установлено, что нос до 10-го шпангоута сидел на каменной плите, наружное дно повреждено на протяжении 22,8 м, а вертикальный киль — на 34,8 м. Все усилия сойти с мели без посторонней помощи оказались тщетными. В течение нескольких дней предпринимались попытки стянуть крейсер линейным кораблем «Чесма» и портовыми буксирами. Не помогли и разгрузка носовой части, затопление ряда кормовых отделений. Тогда обратились за подмогой к японцам. 7 июня начались спасательные работы: пробоины залили цементом, подвели баржи-понтоны и откачали воду из затопленных отсеков. Корабль всплыл и был отбуксирован во Владивосток, затем поставлен в док. После временной заделки пробоин «Пересвет» 6 августа ушел в Майдзуру, где был окончательно отремонтирован. Общая стоимость аварийно-спасательных работ и ремонта составила 740 000 рублей.
19 октября 1916 года крейсер вышел из Майдзуру, направляясь на русский Север по маршруту Гонконг — Сингапур — Аден — Суэц, и 6 декабря 1916 года прибыл в Порт-Саид.
22 декабря 1916 года (4 января 1917 года по новому стилю) «Пересвет» в сопровождении английского эскадренного миноносца вышел из Порт-Саида в Средиземное море. Опасаясь атак подводных лодок, корабли шли противолодочным зигзагом. В 17.30 «Пересвет» подорвался сразу на двух минах. (В начале декабря германская подводная лодка U-73 выставила у побережья Египта на подступах к Суэцкому каналу несколько минных банок.) Первый взрыв раздался в носовой части с левого борта, напротив башни главного калибра. Очевидно, произошла детонация боезапаса погребов. Мощный двойной взрыв снес крышу башни. Почти одновременно прогремел второй взрыв — в корме. Считая, что корабль торпедирован подводной лодкой, расчеты противоминной артиллерии открыли огонь по воде. Крейсер погружался носом и быстро кренился на левый борт. Положение было безнадежным, и командир капитан 1 ранга Иванов приказал команде спасаться. Из-за большого крена и волнения удалось спустить на воду только один паровой катер. В 17.47 «Пересвет» опрокинулся и затонул на глубине около 45 м в 10 милях на норд-ост 24° от выхода из Порт-Саида. В течение четырех часов английский эсминец и подошедшие французские траулеры спасали экипаж погибшего корабля. Из воды были подняты 557 человек, но 9 из них впоследствии скончались от ран и переохлаждения. Погибли 252 человека, или 30,4% личного состава. 28 марта 1917 года «Пересвет» был исключен из списков флота.
В 1955 году в Порт-Саиде на средства Министерства обороны СССР на могиле моряков с «Пересвета» установили памятник.