«Пересвет» снова под Андреевским флагом

 

В 1916 году в связи с потребностью в кораблях для только что созданной флотилии Северного Ледовитого океана Россия приобрела в Японии линкор «Са­гами» за 7 миллионов иен. 21 марта он вместе с линейным кораблем «Танго» (бывшая «Полтава») и крейсером «Сойя» (бывший «Варяг») прибыл во Владивос­ток под флагом японского контр-адми­рала Яманака. 27 марта его снова пере­именовали в «Пересвет» и на нем под­няли Андреевский флаг. На этот раз он вошел в состав Российского император­ского флота как крейсер.

23 мая 1916 года «Пересвет» вышел в море под флагом командующего отря­дом кораблей контр-адмирала А.И.Бес­тужева-Рюмина для испытания машин и производства артиллерийских стрельб. При возвращении во Владивосток в семи милях восточнее маяка Скрыплева в ту­мане крейсер выскочил носом на при­брежный риф в 120 м от берега. Часть носовых отсеков оказалась затопленной. В ходе произведенного водолазного об­следования было установлено, что нос до 10-го шпангоута сидел на каменной плите, наружное дно повреждено на про­тяжении 22,8 м, а вертикальный киль — на 34,8 м. Все усилия сойти с мели без посторонней помощи оказались тщетны­ми. В течение нескольких дней предпри­нимались попытки стянуть крейсер ли­нейным кораблем «Чесма» и портовыми буксирами. Не помогли и разгрузка но­совой части, затопление ряда кормовых отделений. Тогда обратились за подмо­гой к японцам. 7 июня начались спаса­тельные работы: пробоины залили це­ментом, подвели баржи-понтоны и откачали воду из затопленных отсеков. Ко­рабль всплыл и был отбуксирован во Владивосток, затем поставлен в док. После временной заделки пробоин «Пе­ресвет» 6 августа ушел в Майдзуру, где был окончательно отремонтирован. Общая стоимость аварийно-спасательных работ и ремонта составила 740 000 рублей.

19 октября 1916 года крейсер вышел из Майдзуру, направляясь на русский Север по маршруту Гонконг — Синга­пур — Аден — Суэц, и 6 декабря 1916 года прибыл в Порт-Саид.

22 декабря 1916 года (4 января 1917 года по новому стилю) «Пересвет» в со­провождении английского эскадренного миноносца вышел из Порт-Саида в Сре­диземное море. Опасаясь атак подвод­ных лодок, корабли шли противолодоч­ным зигзагом. В 17.30 «Пересвет» подо­рвался сразу на двух минах. (В начале декабря германская подводная лодка U-73 выставила у побережья Египта на под­ступах к Суэцкому каналу несколько мин­ных банок.) Первый взрыв раздался в носовой части с левого борта, напротив башни главного калибра. Очевидно, про­изошла детонация боезапаса погребов. Мощный двойной взрыв снес крышу баш­ни. Почти одновременно прогремел второй взрыв — в корме. Считая, что корабль торпедирован подводной лодкой, расче­ты противоминной артиллерии открыли огонь по воде. Крейсер погружался но­сом и быстро кренился на левый борт. Положение было безнадежным, и коман­дир капитан 1 ранга Иванов приказал команде спасаться. Из-за большого кре­на и волнения удалось спустить на воду только один паровой катер. В 17.47 «Пе­ресвет» опрокинулся и затонул на глу­бине около 45 м в 10 милях на норд-ост 24° от выхода из Порт-Саида. В течение четырех часов английский эсминец и по­дошедшие французские траулеры спаса­ли экипаж погибшего корабля. Из воды были подняты 557 человек, но 9 из них впоследствии скончались от ран и пере­охлаждения. Погибли 252 человека, или 30,4% личного состава. 28 марта 1917 года «Пересвет» был исключен из спис­ков флота.

В 1955 году в Порт-Саиде на средст­ва Министерства обороны СССР на мо­гиле моряков с «Пересвета» установили памятник.