Корпус и бронирование

 

Для крейсеров проекта 68-бис впер­вые в отечественном кораблестроении разработали специальную технологию строительства с формированием цель­носварных корпусов, включая 100-мм броню, из объемных секций массой до 100- 150 т. Использование броневых плит не только как защитных, но и несу­щих конструкций явилось новшеством в судостроительной практике.

Благодаря созданию низколегирован­ной сваривающейся стали новой марки СХЛ-4 с пределом текучести 40 кгс/мм2 удалось сделать корпус крейсера пол­ностью сварным. Электросварка кора­бельных корпусов оказалась достаточно сложной проблемой — тут во многом по­могли опыт и технология, позаимствован­ные на германских верфях, где в 1945 — 1948 годах «собирали трофеи» десятки наших инженеров-судостроителей.

Первый корабль серии — «Дзержинс­кий» — заложили на заводе № 444 в Ни­колаеве, однако вскоре в корпусе кораб­ля образовались трещины из-за низкого качества стали. Днищевую часть корпуса пришлось разобрать. Качество стали до­работали, и «Дзержинский» был заложен во второй раз. Интересно, что репрессий на сей раз не последо­вало: Сталин лично распоря­дился — «наказывать никого не будем». Новая сталь оказалась высо­кого качества, и больше ни в процессе строительства, ни при эксплуатации ко­раблей ее дефектов не отмечалось.

Вес корпуса (с броней) составил 65% от стандартного водоизмещения, то есть около 8600 т, а вес брони — 22% от стан­дартного водоизмещения — около 2910 т. Толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм, в оконечностях — 20 мм. Нижняя палу­ба —50 мм и 20 мм в оконечностях; но­совой траверз—120 мм, кормовой — 100 мм. Боевая рубка: бок — 130 мм, палуба — 30 мм и крыша — 100 мм, за­пасной командный пункт— 10 мм. Тру­ба защиты проводов — 50 мм. Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки — 10 мм, КДП — 13 мм, ко­жухи дальномеров — 10 мм, стабилизи­рованный пост наводки (СПН-500) и его барбеты — 10 мм. Бронеканалы — 10 м. Колосники и решетки шахт машинно-ко­тельных вентиляторов—125 мм. Руле­вое и румпельное отделения имели стенки в 100 мм и 50-мм защиту свер­ху. Для проверки эффективности бро­нирования был проведен предваритель­ный обстрел натурного отсека и бое­вой рубки крейсера.

Конструктивной под­водной защиты не предусмат­ривалось (за исключением двой­ного дна), поперечные переборки де­лили корпус на 23 главных водонепро­ницаемых отсека. Непотопляемость ко­рабля обеспечивалась при затоплении трех любых смежных отсеков.