Строительство и испытания
Строительство легких крейсеров проекта 68-бис развернули на девяти построечных местах четырех заводов — в Ленинграде (заводы № 189 и 194), Николаеве (№ 444) и Молотовске (№ 402). Первый корабль серии — «Дзержинский» — заложили 21 декабря 1948 года в Николаеве; за ним в 1948 — 1954 годах последовали еще 22 единицы. Это была самая крупная серия крейсеров в истории отечественного судостроения. Применение новой технологии позволило сократить сроки постройки серийных кораблей почти вдвое и довести их до двух с половиной лет.
Швартовые испытания крейсера «Свердлов» — головного корабля ленинградской постройки — были проведены с 6 апреля по 17 августа 1951 года, а заводские ходовые — с 18 августа по 30 сентября. Государственные испытания начались 1 ноября и закончились 17 января следующего года. Последние включали в себя мореходные испытания в районе Осмуссар-Пакри при волнении моря от 4 до 7 баллов и скорости крейсера от 18,6 до 32,3 узла. Затем до 22 апреля занимались устранением выявленных конструктивных недостатков (доводка установок В-11, подкрепление кормовой части корпуса и некоторые другие работы). Приемный акт подписали 15 мая 1952 года; таким образом, от закладки до приемки корабля прошло 2,5 года.
Швартовые испытания головного черноморского крейсера «Дзержинский» проводились с 4 августа по 2 ноября 1951 года, а государственные — с 16 декабря по 30 июня следующего года. Затем, до 8 июля 1952 года, занимались устранением выявленных конструктивных недостатков и доводочными работами. Акт о сдаче оформили 14 августа 1952 года.
Стандартное и нормальное водоизмещение на «Дзержинском» оказалось меньше проектного на 385 т и 350 т соответственно за счет не использованного заводом водоизмещения, получения брони и металла для постройки корпуса корабля только с минус-допусками по весу и снятия бомбометного вооружения, прожекторов и пневмопочты.
В ходе государственных испытаний имел место отрыв поперечного набора наружной обшивки на 186 — 190-м шпангоутах (отсек №3). Пришлось усилить набор наружной обшивки в районе 157 — 200-го шпангоутов. Комиссия отметила, что малы рубка сигнальщиков и площадка рубок РЛС «Якорь», а деревянный настил, уложенный на металлическую палубу не на сплошном слое мастики, приводит к проникновению воды между настилом и палубой и вызывает коррозию металла. Также были обнаружены 18 сквозных трещин в 10 сварных броневых плитах, которые по указанию комиссии заварили.
Строительство легких крейсеров в 1950—1955 годах
Проект |
Завод- строитель, № |
Количество сданных кораблей по годам |
Итого построено |
Недостроено |
|||||
1950 |
1951 |
1952 |
1953 |
1954 |
1955 |
||||
68К |
189 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
194 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
|
444 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
|
68-бис |
189 |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
- |
6 |
3 |
194 |
- |
- |
2 |
1 |
- |
- |
3 |
1 |
|
444 |
- |
- |
2 |
1 |
1 |
- |
4 |
1 |
|
402 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
Итого: |
|
5 |
- |
6 |
4 |
4 |
1 |
20 |
7 |
Основные этапы постройки крейсеров проекта 68-бис
Наименование |
Заводской номер |
Завод, N |
Зачислен в списки ВМФ |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
Вошел в состав ВМФ |
«Свердлов» |
408 |
189 |
3.12.1947 |
15.10.1949 |
5.07.1950 |
15.05. 1952 |
31.08. 1952 |
«Жданов» (с 21. 02. 1989-КРУ-101) |
419 |
189 |
1.12. 1948 |
11.02. 1950 |
27.12. 1950 |
31.12. 1952 |
25.01. 1953 |
«Александр Суворов» |
436 |
189 |
31.08. 1951 |
26.02. 1951 |
15.05. 1952 |
31.12. 1953 |
18.02. 1954 |
«Адмирал Сенявин» |
437 |
189 |
31.08. 1951 |
31.10. 1951 |
22.12. 1952 |
30.11. 1954 |
18.12. 1954 |
«Дмитрий Пожарский» |
445 |
189 |
31.08. 1951 |
31.02. 1951 |
25.06. 1953 |
31.12. 1954 |
31.01. 1955 |
«Кронштадт» |
453 |
189 |
25.09. 1953 |
4. 1953 |
11.09. 1954 |
- (1) |
-(2) |
«Таллин» |
454 |
9 |
25.08. 1953 |
28.09. 1953 |
28.05. 1955 |
- (1) |
-(2) |
«Варяг» |
460 |
189 |
5.02. 1954 |
5.02. 1954 |
5.06. 1956 |
- |
-(2) |
«Адмирал Ушаков» |
420 |
189 |
9.11. 1950 |
31.08. 1950 |
29.09. 1951 |
8.09. 1953 |
19.09. 1953 |
«Александр Невский» |
625 |
194 |
1.12. 1948 |
30.05. 1950 |
7.06. 1951 |
31.12. 1952 |
15.02. 1953 |
«Адмирал Лазарев» |
626 |
194 |
9.11. 1950 |
6.02. 1951 |
29.06. 1952 |
30.12. 1953 |
18.02. 1954 |
«Орджоникидзе» |
600 |
194 |
3.12. 1947 |
19.10. 1949 |
17.09. 1950 |
18.08. 1952 |
31.08. 1952 |
«Щербаков» |
627 |
194 |
31.08. 1951 |
6. 1951 |
17.03. 1953 |
-(4) |
-(2) |
«Козьма Минин», с 25.09.1953 г. -«Архангельск» |
628 303 |
194 402 (5) |
31.08. 1951 |
1952 |
-(6) |
- |
-(2) |
«Дмитрий Донской», с 25.09. 1953 г. - «Владивосток» |
629 304 |
194 402 (7) |
31.08. 1951 |
1952 |
-(6) |
- |
-(2) |
Без названия |
631 |
194 |
- |
1952 |
- |
-(8) |
- |
«Молотовск», с 3.08. 1957 г. -«Октябрьская революция» |
301 |
402 |
25.09. 1953 |
15.07. 1952 |
25.05. 1954 |
30.11. 1954 |
18.12. 1954 |
«Мурманск» |
302 |
402 |
25.09. 1953 |
28.01. 1953 |
24.04. 1955 |
22.09. 1955 |
6.10. 1955 |
«Дзержинский» |
374 |
444 |
3.12. 1947 |
21.12. 1948 |
31.08. 1950 |
18.08. 1952 |
30.08. 1952 |
«Адмирал Нахимов» |
375 |
444 |
1.12. 1948 |
27.06. 1950 |
29.06. 1951 |
27.03. 1953 |
8.02. 1953 |
«Михаил Кутузов» |
385 |
444 |
9.11. 1950 |
23.02. 1951 |
29.11. 1952 |
30.12. 1954 |
31.01. 1955 |
«Адмирал Корнилов» |
395 |
444 |
31.08. 1951 |
16.11. 1951 |
17.03. 1954 |
-(9) |
-(2) |
Без названия |
366 |
444 |
- |
1952 |
- |
-(10) |
-(2, |
(1) На 1.01.1953 готовность 7,74-6,26%
(2) 2.09.1959 г. сняты со строительства, исключены из состава ВМФ и переданы Главвторчермету для демонтажа и разделки на металл.
(3) На 1.01.1953 готовность 2,0-1,86%
(4) На 1.01.1953 готовность 58,7-50,61%
(5) На 1.07.1952 готовность 15,5-20,8%.
(6) Работы прекращены 27.09.1952 г. Осенью 1953 г. днищевые конструкции спущены на воду и отбуксированы на понтонах по Беломорско-Балтийскому каналу в Молотовск. На заводе № 402 крейсера перезаложены под новыми названиями. На 1.07.1952 готовность 4,5—7,09%.
(7) На 1.07.1952 готовность 0,32-0,61%. Работы прекращены 27.09.1952 г.
(8) На 1.01.1953 готовность 21,5-30,68%
(9) На 1.01.1953 готовность 0,01 %, а должна была быть 2%.